Больше, чем театр. Оберег…

Начало Года культурного наследия народов России ознаменовалось созданием Ассоциации национальных театров

Это новая  творческая  институция, в деятельности которой Татарстану отводится одна из ключевых позиций. Почему?

Автор статьи: Инга НЕПОМНЯЩИХ

Фото: ramis-nazmiev.livejournal.com

 

Национальные театры выполняют совершенно особую миссию, являясь частью нашего культурного наследия.(Сцена из спектакля «Галиябану» театра им. Г.Камала).

Начало Года культурного наследия народов России ознаменовалось созданием Ассоциации национальных театров – новой творческой институции, в деятельности которой Татарстану отводится одна из ключевых позиций. Почему?

 

В первый рабочий день нового года в столице Карелии Петрозаводске состоялась учредительная конференция Ассоциации национальных театров России. Инициатором создания новой структуры, призванной консолидировать творческие силы и сообща решать наболевшие вопросы, выступил Александринский театр (Санкт-Петербург), отметивший в прошлом году своё 265-летие и позиционирующий себя первым национальным театром России. Его художественный руководитель Валерий Фокин и стал первым председателем совета Ассоциации.

Чтобы не было искушения представить это событие как «рояль в кустах» на старте тематического года, напомним, что учредительная конференция Ассоциации национальных театров должна была состояться ещё в ноябре в рамках Петербургского культурного форума, отменённого, как известно, из-за неблагоприятной эпидемической обстановки. Сама же идея создания Ассоциации впервые была озвучена худруком Александринского театра ещё в апреле прошлого года и получила широкую поддержку театрального сообщества. Таким образом учредительная конференция, в общем-то, случайно, но по-своему действительно символично совпала с началом года, объявленного в нашей стране Годом культурного наследия народов РФ, и собрала в Петрозаводске представителей более тридцати театров из разных регионов страны.

Делегацию Татарстана, к слову, самую многочисленную на форуме, возглавляла министр культуры Ирада Аюпова. В обсуждении нынешнего состояния национальных театров приняли участие также руководители Альметьевского, Буинского и двух казанских театров – ТГАТ им. Г.Камала и ТЮЗа им. Г.Кариева. По предложению Валерия Фокина в состав совета Ассоциации, то есть её рабочего органа, вошёл главный режиссёр Камаловского театра Фарид Бикчантаев.

«Всё складывается, и я рад, что мы дожили до этого дня, – сказал Валерий Фокин. – Действительно, настало время, когда необходимо консолидировать наши усилия». По его словам, проблем у национальных театров очень много, но чтобы их решать, надо начать действовать. В совет Ассоциации также вошли известные театральные деятели Башкортостана, Бурятии, Карелии, Чеченской Республики и Якутии.

В настоящее время в России насчитывается около 70 национальных театров, которые ежегодно собирают от трёх до четырёх миллионов зрителей. При этом треть из них – дети… «Сама идея создания Ассоциации – вопрос государственный, требующий очень тонкого и деликатного отношения. Это важный, особенно для нашей страны, идеологический вопрос», – подчеркнул художественный руководитель Александринского театра. При этом он высказал предположение, что обновление театрального языка тоже может начаться с национальных театров. По словам Фокина, на эти мысли его натолкнула Театральная олимпиада 2019 года, которая проходила в Петербурге и имела обширную национальную программу. «Для меня это было открытием, – признался он. – Мы увидели необыкновенно интересные театральные опыты. Тогда же, на олимпиаде, мы собрались и решили, что необходимо объединяться».

Впрочем, члены Ассоциации не склонны упрощать проблему и сбрасывать со счетов «наследие», оставшееся от советского времени, когда к национальным театрам отношение было скорее снисходительное, как к некоему «второму эшелону». Наверное, есть резон и в словах Ирады Аюповой, затронувшей в своём выступлении тему современных образовательных стандартов, в которых, по её мнению, недостаточно внимания уделено национальным творческим школам и театральной в том числе. Между тем многие из этих школ складывались веками и тоже являются частью культурного наследия, откуда человек черпает понимание себя и своих корней.

 


В настоящее время в России насчитывается около 70 национальных театров, которые ежегодно собирают от трёх до четырёх миллионов зрителей. При этом треть из них – дети…


 

Приветствуя в целом идею создания Ассоциации, Фарид Бикчантаев в свою очередь тоже не преминул отметить, что национальный вопрос в России – очень тонкий и деликатный. Он призвал к бережному, даже трепетному отношению к национальным театрам уже на том основании, что за каждым из них стоит народ, переживший на своём историческом пути глубокую драму, а то и трагедию, нанёсшую ощутимый урон национальному самосознанию. «Театры в этом смысле выполняют совершенно особую миссию. Они действительно обереги нашей культуры. И если мы это потеряем, то потеряем всё», – считает главный режиссёр театра им. Г.Камала.

Если в нашей стране 2022-й объявлен Годом культурного наследия народов России, то Генеральная ассамблея ООН пошла дальше и провозгласила период с 2022 по 2032 год Международным десятилетием языков коренных народов мира. Об этом на учредительной конференции напомнил начальник управления государственной политики в сфере межнациональных отношений Федерального агентства по делам национальностей Тимур Цыбиков. «Для сохранения языков необходимо пространство живой речи. Театр, являясь носителем большой литературной традиции, становится здесь очень важным проводником», – отметил он и предложил новой институции поставить своей целью «стремление к живому обогащению языков народов Российской Федерации».

Итак, Ассоциация национальных театров приобрела юридический статус, участники конференции определились с приоритетами и подписали меморандум. Что же дальше?

Как бы предвидя этот вопрос, Валерий Фокин, собственно, с того и начал, что обрисовал перспективы и представил своего рода афишу ближайших событий под эгидой Ассоциации. В их числе – проведение Летней школы для технических специалистов национальных театров на базе Новой сцены Александринского театра. Ещё одна образовательная площадка этим летом будет организована в Казани в рамках театрального фестиваля-форума «Науруз». Кстати, случайно или нет, но Фокин проговорился: в эти же дни на гастроли в столицу Татарстана приедет Александринка… В ближайших планах также создание на базе Российского института сценических искусств (Санкт-Петербург) магистерской программы по подготовке кадрового резерва главных режиссёров и художественных руководителей национальных театров; проведение просветительских резиденций в регионах России; партнёрство с мультиплатформенным оператором цифровой среды «Триколор» по созданию видеоверсий и трансляции лучших спектаклей национального репертуара и другие проекты. В перспективе у национальных театров может появиться собственная сценическая площадка в Москве.

Утвердить же дальнейший план работы Ассоциация намерена на Первом конгрессе национальных театров, который пройдёт в июне этого года в столице Якутии.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще