27 марта 2017  5:44
Распечатать

От Адама Олеария до бронепоезда Льва Троцкого

 

admiral-2

Реконструированная часовня в Нижних Вязовых.

 

Там, где над Волгой навис обрывистый берег, а гигантские осыпи напоминают следы трудов сказочного великана, прорывшего канал для великой реки, стоит село Нижние Вязовые. В Зеленодольском районе оно одно из древних, его история уходит корнями в XVI век. Тогда на землях, вошедших в состав России, застучали топоры.

 

Поток хлынувших сюда переселенцев был довольно пестрым. Помимо крестьян, которых селили здесь помещики, было много беглых, староверов-раскольников, а также немало «гулящего люда» – воры, убийцы, грабители, конокрады.

 

О ЧЕМ ПОВЕДАЛА «КИКИНА КНИГА»

Несмотря на отдаленность здешних мест от ока государева, служилые люди стремились взять под отчет все население края. С этой целью уже в 1566–1568 годах была составлена писцовая книга, в которой обозначили все населенные пункты в окрестностях Казани, Свияжска и Чебоксар. Позже она войдет в историю как «Кикина книга».

Боярские дети Никита Борисов и Димитрий Кикин со всей дотошностью перечислили большие и малые села, починки и деревеньки, выросшие по берегам Волги и Свияги. И не просто перечислили, но и дали им краткое описание, указав количество жителей, род их занятий, размеры пахотных и сенокосных угодий: «…Под Вязовыми горами деревенька Нова, насчитывает девять дворов, из них четыре – пашенные. Имеется семь с половиной десятин пахотной земли; меж озер и истоков против деревни сена 310 копен; лесу 60 десятин; доход не писан, крестьяне сидят на льготе…»

 


Несмотря на отдаленность здешних мест от ока государева, служилые люди стремились взять под отчет все население края. С этой целью уже в 1566–1568 годах была составлена писцовая книга, в которой обозначили все населенные пункты в окрестностях Казани, Свияжска и Чебоксар


 

Из этой записи следует, что деревеньке под Вязовыми горами к тому времени было не более трех лет, поскольку налоговыми льготами на новом месте поселения новоселы пользовались лишь первые три года.

А в переписной книге Свияжского уезда за 1646 год о населении Нижних Вязовых сохранилась запись: «В одном дворе – Гаврилка Онтипин, мещеряк…» Выходит, этот самый Гаврилка был выходцем из рязанской Мещеры. Как, впрочем, и большинство других обитателей села, прибывших с Рязанщины, из-под городка Пересвецка.

Вчерашние рязанские мужики ставили избы на волжском берегу, сеяли хлеб на распаханных пустошах, разводили скот, который пасли на пойменных лугах, а также занимались рыболовством –  как на Волге, так и на соседней Свияге, многочисленных озерах.

Несмотря на то, что в неспокойном XVII веке Нижние Вязовые не раз разорялись и выгорали после налетов разбойничьих шаек, село отстраивалось вновь. В 1639 году саксонский путешественник и географ Адам Олеарий, который в составе Голштинского посольства проплывал по Волге в Персию, упомянул о поселении в своем путевом дневнике: «…13 августа миновали до обеда два кабака и селение Вязовку… пришли мы к городу Свияжску…» Действительно, тогда на месте современного поселка стояло лишь несколько бревенчатых избенок, возле которых сушились рыбацкие сети. Селом Нижние Вязовые стали после того, как здесь построили церковь.

 


Вчерашние рязанские мужики ставили избы на волжском берегу, сеяли хлеб на распаханных пустошах, разводили скот, который пасли на пойменных лугах, а также занимались рыболовством –  как на Волге, так и на соседней Свияге, многочисленных озерах


 

ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА ЦАРСКОГО ПОДАРКА

К середине XVII века в Верхних и Нижних Вязовых насчитывалось уже 60 дворов. Примерно в то же время начинается строительство сельской церкви. До этого на волжском берегу стояла лишь небольшая часовенка. Ее, гласит летопись, установили после того, как 14 октября 1552 года Иван Грозный, возвращаясь в Москву, под Вязовыми пересел со свитой на царские лодки-струги и отбыл в Нижний Новгород.

А вот первую церковь в Нижних Вязовых построили приблизительно в 1651 году. Тогда храм Святой Троицы был деревянным и прослужил без малого сто лет. В 1735 году на собранные пожертвования была построена каменная церковь. По свидетельству местного краеведа, историка Николая Коклюгина, храм славился своими Царскими вратами, отделявшими алтарь от амвона. Они, как утверждают историки, были принесены в дар церкви первым русским царем из династии Романовых – Михаилом, о чем свидетельствовала искусно выполненная на вратах надпись.

Судьба царского дара оказалась трагической. В советские времена безбожники закрыли храм в Нижних Вязовых. Большинство икон и церковной утвари они отправили в Свияжск. При этом часть бесценных вещей, в том числе и царский подарок, пропала. Не менее драматичной была и дальнейшая судьба самой церкви. Долгое время в одном из приделов храма располагался учебный класс местной школы, затем – зерносклад совхоза «Зеленодольский». Только в 1989 году, когда храм передали местной епархии РПЦ, началось постепенное возрождение святыни. И сегодня заново преобразившийся храм на берегу радует глаз своей величественной красотой.

 


К середине XVII века в Верхних и Нижних Вязовых насчитывалось уже 60 дворов. Примерно в то же время начинается строительство сельской церкви


 

ДОРОГА БЕЗ МОСТА, ЧТО ЛОШАДЬ БЕЗ ХВОСТА

Конец XIX века принес в патриархальную жизнь села большие перемены. В 1891 году Общество Московско-Казанской железной дороги начало работы по строительству стальной колеи от Казани до Нижнего Новгорода. В этих работах участвовали и жители Нижних Вязовых – на отсыпке грунтового полотна и на подвозке грузов трудились около пятисот поденщиков.

Несмотря на тяжелые условия работы и низкую оплату труда – за день на отсыпке поденщику платили всего 60 копеек, строительство продвигалось. И хотя недовольные низкой зарплатой и частыми случаями обмана при расчете нередко уходили отсюда, не проработав и пары месяцев, это ничуть не беспокоило инженера Житницкого, зоной ответственности которого была прокладка колеи на участке Казань – Алатырь. Он отлично понимал, что на место уволенных придут новые бедолаги – страшный неурожай, поразивший Поволжье в 1892 году, заставлял сельчан продавать свой  труд за сущие гроши.

 

  Первую церковь в Нижних Вязовых построили приблизительно в 1651 году.
Тогда храм Святой Троицы был деревянным и прослужил без малого сто лет. В 1735 году на собранные пожертвования была построена каменная церковь. По свидетельству местного краеведа, историка Николая Коклюгина, храм славился своими Царскими вратами, отделявшими алтарь от амвона.

К 1893 году строительство дороги и станции Свияжск в Нижних Вязовых было завершено. А вот на левом берегу Волги, на отрезке от Казани до поселка Кабачищи (ныне Зеленый Дол), со строительством управились лишь к весне 1894 года. Завершения строительства железнодорожного моста через Волгу пришлось ждать аж до 1913 года. Тогда-то местными острословами и была придумана частушка про Казанскую железную дорогу: «Дорога без моста – что лошадь без хвоста!»

И поныне построенный по проекту русского инженера Николая Белелюбского мост через Волгу вот уже более века служит людям. Современный пассажир, любуясь из окон бегущей электрички ажурными пролетами моста, даже не знает, скольких жизней стоило его строительство.

 

ПОДВОДНОЕ КЛАДБИЩЕ

К возведению моста приступили осенью 1913 года. Для выемки грунта и кладки каменных опор установили шесть кессонов. Главный подрядчик, инженер Цишевский, всегда чем-то недовольный, постоянно подгонял строителей. Похоже, безопасность работ его нисколько не волновала.

Из-за оттепели лед на реке подтаял. И хотя Цишевского предупреждали о возможной опасности, бригады, вопреки здравому смыслу, не прекратили работы на опорах.

Беда грянула 22 ноября вечером, когда на работу заступала вторая смена, а дневная еще не ушла. В это время лед тронулся. Деревянные помосты возле четвертой и пятой опор рухнули в одно мгновение. Следом почти сразу же обрушились помосты между пятой и шестой балками, где находилось не менее полутора сотен рабочих, множество бочек с цементом, камень и прочие стройматериалы. В кромешной тьме раздавались ужасный грохот, треск льда и отчаянные крики людей.

Всю эту адскую «музыку» заглушали гудки двух ледокольных буксиров, двинувшихся на помощь гибнущим в ледяной воде. Но из-за отсутствия на них прожекторов спасти удалось лишь 13 человек. Точное число погибших так и осталось неизвестным, так как многие поденщики не имели паспортов. Десятки семей лишились кормильцев. Но подрядчикам важнее было извлечь из воды стройматериалы.

 

most-2

И поныне построенный по проекту русского инженера Николая Белелюбского мост через Волгу вот уже более века служит людям.

 

Весной к мосту прибыли водолазы. После того как одного из них спустили под воду, он почти сразу дал сигнал к подъему. Уже на поверхности водолаз долго не мог прийти в себя. Лишь успокоившись, рассказал, что едва он коснулся дна, как на него стал надвигаться невесть откуда взявшийся человек.

Ему не поверили, решив спустить второго, у которого нервы оказались покрепче. Он пробыл под водой около двадцати минут, а поднявшись на поверхность, заявил: на дне действительно стоит во весь рост утопленник, ноги которого зажаты в завале из камней и бочек. Течение колышет его раскинутые руки, словно он движется по дну. А из-под завалов тут и там торчат руки, ноги и головы – целое подводное кладбище…

 


И поныне построенный по проекту русского инженера Николая Белелюбского мост через Волгу вот уже более века служит людям. Современный пассажир, любуясь из окон бегущей электрички ажурными пролетами моста, даже не знает, скольких жизней стоило его строительство


 

Весть о трагедии долетела до Казани. Возмущенная общественность требовала расследования. Однако дело замяли. Весной 1913 года состоялось торжественное открытие моста, нареченного в честь русского императора Романовским. Губернское начальство, расфранченные промышленные тузы и купечество, пронырливые газетчики – все с нетерпением ждали прибытия Николая II. Но царь так и не приехал. Говорили, что отмена визита была связана с терактом, который готовили эсеры. В честь императора на берегу установили часовню. В полуразрушенном виде она сохранилась до наших дней. Недавно ее восстановили работники ООО «Ремстройсервис», которое возглавляет опытный зеленодольский строитель Вячеслав Богданов.

 

РАССТРЕЛ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ

В Гражданскую войну Нижние Вязовые оказались в центре кровавых событий. Летом 1918 года белогвардейские батальоны Каппеля вместе с белочехами захватили Казань. Далее на их пути встал Романовский мост, захват которого открывал дорогу на Москву. Оборону моста держали красные рабочие дружины Паратских мастерских. Дважды белые пытались захватить мост с наскока, но терпели неудачи. Красные упорно отражали их атаки.

Тем временем в Нижние Вязовые на бронепоезде прибывает председатель РВС Лев Троцкий. Он приступает к формированию из потрепанных и отступавших отрядов боеспособного ядра 5-й Красной Армии.

В ночь на 31 августа Каппель  во главе отряда из тысячи штыков пехоты и конной сотни совершает рейд в тыл красных. У станции Тюрлема белые напали на красноармейцев, охранявших вагоны с боеприпасами. Перебив их, двинулись к Свияжску. Офицер каппелевцев приказал взорвать составы со снарядами, устроив «салют», чтобы знали все: пришли белые мстители. Грохот от разрывов услышали в Свияжске.

 


В Гражданскую войну Нижние Вязовые оказались в центре кровавых событий. Летом 1918 года белогвардейские батальоны Каппеля вместе с белочехами захватили Казань. Далее на их пути встал Романовский мост, захват которого открывал дорогу на Москву


 

Троцкий, поняв, в чем дело, срочно послал в Ширданы бронепоезд с командой матросов. Они-то и обнаружили белый десант.

Каппель был взбешен: из-за глупого «салюта» красные обнаружили его группу захвата. Уже не таясь, белые двинулись на Ширданы, где им противостоял полк красных печатников. Как полагают некоторые историки, здесь каппелевцы впервые применили знаменитую психическую атаку. Красноармейцы встретили их ружейными залпами, но решимость атакующих парализовала волю красных бойцов. Расстреляв весь боезапас, они бежали к Нижним Вязовым, где, захватив пароход, пытались отплыть в Нижний.

Узнав об этом, Троцкий выехал на берег и под угрозой расстрела парохода из береговых орудий заставил дезертиров сойти на берег, сложив оружие. Здесь же, на берегу, перед строем расстреляли каждого десятого бойца отступившего полка. Остальных погнали на позиции.

Кровопролитный бой кипел на подступах к мосту. Чаша весов клонилась то в сторону белых, то в сторону красных. Исход определили красные моряки Волжской флотилии. Мощным огнем судовых орудий они заставили каппелевцев отступить.

А вскоре отсюда началось успешное наступление Красной Армии на Казань. И хотя впоследствии Троцкого объявят злейшим врагом СССР, именно благодаря его решительным действиям под Нижними Вязовыми была спасена молодая Республика Советов.

 


Фото: riverforum.net
Автор статьи: СУББОТКИН Артем
Дата:01.02.2017
Выпуск: №15 (28203)

Добавить комментарий

795403814 24.03.2017

Не пожалеешь трудов – снимешь урожай сто пудов

Увеличить объемы посевов гречихи и сбить таким образом цены на этот диетический продукт намерено аграрное ведомство республики....
1820
872B38EB6A146DCA 17.03.2017

Больше землю удобряй, выше будет урожай

Один месяц остался до старта весенних полевых работ....
3630
Dronten, The Netherlands - May 14, 2012: John Deere 6430 tractor working the fields near the town of Dronten in Flevoland in spring. A farmer is driving the tractor. 16.03.2017

Навигация для
татарстанских полей

Холдинг «Агросила» в сотрудничестве с учеными Казанского Федерального Университета внедряет систему точного земледелия на основе GPS-навигации....
4100
sev 15.03.2017

Когда «посеять» деньги – к добру

Приближается начало аграрного сезона, и перед крестьянами со всей остротой встал вопрос: где взять оборотные средства для весеннего сева?...
2710
Село_съезд_Пресс-служба Президента 13.03.2017

Село – наша основа

Каждый татарский предприниматель, проживающий за пределами республики, почитает за честь стать участником Всероссийского схода предпринимателей татарских сел....
4510
  • Прямая связь

    История в рисунках и цифрах

    08.06.1924

    04-him

    Рисунок художника К.Чеботарева. Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №29,08.06,1924 год.

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    25 марта

    Ахмет Ахатович Рашит (Рашитов, 1936), поэт, заслуженный работник культуры, заслуженный деятель искусств Татарстана.

    26 марта

    Рабит Батулла (Роберт Мухлисович Батуллин, 1938), народный писатель Татарстана.

    Вадим Александрович Лигай (1953), гендиректор Казанского вертолетного завода, заместитель гендиректора ОАО «Вертолеты России», депутат Госсовета РТ.

  • Юмор

    kar-27
    Во время кризиса компания вошла в режим жест­кой экономии.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    Дела в шоколаде

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    А когда закончат выдавать Паспорт болельщика? Или до КК не закончат?
    В Казани продолжается выдача Паспортов болельщиков матчей Кубка Конфедераций FIFA 2017 года
    24.03.2017
    Очень верно все написано в статье. Я сам фермерствую, холостяк. У меня есть брат – тоже неженатый, от одиночества начал…
    Невест на всех не хватает
    22.03.2017
    Добрый день! Подскажите, к кому можно обратиться по вопросу участия в общегородском субботнике?
    Общегородской субботник в Казани состоится 23 апреля
    21.03.2017
    Прошу прокуратуру района принять данный материал как заявление. Считаю, что нарушено мое право на безопасное пользование автотранспортом. Заходить в холодную…
    По селу и автовокзал
    21.03.2017
    Напротив нашего дома живет труженица тыла и строительница Казанского обвода Магибика Ильдархановна Хамидуллина 1923 г.р. Возможно, она единственная оставшаяся в…
    Казанский обвод: недописанная страница истории
    21.03.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров