Как «Красная Татария» откликнулась на кончину Алексея Толстого
«РТ» публикует историческую хронику последних месяцев Великой Отечественной войны. В ней можно ознакомиться с событиями, происходившими на главных направлениях войны в эти дни ровно 75 лет тому назад. |
Одной из крупнейших утрат в тылу страны в феврале 1945 года была смерть писателя Алексея Толстого, ставшего одним из ведущих военных публицистов. Все советские издания откликнулись на эту скорбную весть. «Красная Татария» отозвалась циклом публикаций – причём не только официальных (некролог, биографическая статья, обзор вех творчества и другие), поступивших по каналам ТАСС, но и собственных, редакционных.
В первую очередь казанская газета напомнила, что одну из своих лучших статей – «Москве угрожает враг» – Толстой сначала опубликовал именно в «Красной Татарии» по просьбе редакции, когда писатель оказался в Казани в эвакуации. А уж только через день эта статья Толстого вышла, как обычно, в «Правде».
Во-вторых, «Красная Татария» устами доцента пед-института Ивана Пехтелева дала подробную характеристику творчеству Толстого. «В военно-патриотической публицистике писателя широта охвата сочеталась с глубиной мысли, взволнованность и эмоциональность – с высоким художественным мастерством, оказывала огромное воздействие на читателей, – говорится в обзоре. – В смертельной борьбе с фашизмом чувство Родины возобладало в его статьях над всеми другими, стало пронзительно дорого нам».
Уже в первой своей статье «Что мы защищаем», появившейся в «Правде» 27 июня 1941 года, Толстой последовательно проводил мысль о том, что героизм и мужество русского народа складывались исторически и эту «дивную силу исторического сопротивления» ещё никому не удавалось одолеть.
Пехтелев отметил, что в творчестве Алексея Толстого – и художественном, и публицистическом – тесно переплетаются две темы – Родины и внутреннего богатства национального характера русского человека. С наибольшей полнотой это единство воплотилось в «Рассказах Ивана Сударева», первый цикл которых появился в «Красной звезде» в апреле 1942 года, а последний – «Русский характер» – на страницах той же газеты 7 мая 1944-го.
«Каждая страница публицистики Толстого проникнута мыслью о небывалой мощи Советской России, – пишет Пехтелев. – В полную силу мотив величия нашей страны прозвучал в его статье «Родина», опубликованной 7 ноября 1941 года одновременно в «Правде» и «Красной звезде». Пророческие слова писателя «Мы сдюжим!» стали символом борьбы советских воинов.
Апофеозом героям войны стал рассказ «Русский характер», написанный на документальной основе. Переданная в рассказе услышанная писателем история о танкисте, обгоревшем до неузнаваемости в своём танке и нашедшем силы вернуться в строй, послужила основой для воссоздания образа героя, о духовном величии которого можно было бы сказать: «Да, вот они, русские характеры!»
«Красный граф» – так Алексея Толстого нередко называли его коллеги-писатели. Автор романов «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», «Хождение по мукам», «Пётр Первый» (неокончен). Бывший эмигрант и титулованный дворянин сумел не только преодолеть все преграды нового политического строя, но и стать любимцем Сталина и обладателем трёх Сталинских премий
Опубликованные в «Красной звезде» статьи «Кто такой Гитлер и чего он добивается», «Я призываю к ненависти», «Лицо гитлеровской армии» несли такой обличительный заряд, что Геббельс вынужден был оправдываться, нагло заявляя, что Толстой «бессовестно лжёт», пишет «окровавленным пером». Толстой немедленно ответил Геббельсу, швырнувшему в эфир оскорбление писателю.
«Заявляю на весь мир всем, – писал Алексей Николаевич в статье «Лицо гитлеровской армии», напечатанной 31 августа 1941 года в «Правде», «Известиях» и «Красной звезде», – что немецкие солдаты и охранные отряды фашистов совершают столь непостижимые уму зверства, что – прав Геббельс – чернила наливаются кровью, и, будь у меня угрюмая фантазия самого дьявола, мне не придумать подобных пиршеств пыток, смертных воплей, мук жадных истязаний и убийств, какие стали повседневными явлениями в областях Украины, Белоруссии и Великороссии, куда вторглись фашистско-германские орды».
Статья явилась столь убедительной, что её в тот же день передали по каналам Совинформбюро на иностранных языках по всему миру.»
между темАлексей Толстой лишь однажды (и ненадолго) отправился в эвакуацию – в тот драматический период в середине октябре 1941-го, когда фашисты вплотную подошли к Москве. Так он оказался в Татарии, где располагалось правление Союза советских писателей. В остальное время Толстой часто выезжал в расположение действующей армии, активно писал в ведущие советские издания на злобу дня, хотя официально военкором не был. |
Наконец, «Красная Татария» в своей биографической статье рассказала, что Алексей Толстой считал Казань родным для себя городом. Писатель вспоминал позднее: «Здесь я учился, здесь произошло моё литературное «боевое крещение», здесь же я пережил и свою первую любовь».
Впервые Толстой оказался в Казани в годы Первой русской революции. Здесь вышли в свет его стихи «Сон», «Далёкие», «Новый год», напечатанные в легальной социал-демократической газете «Волжский листок», редакция которой размещалась в Пассаже (ныне ул. Кремлевская, 17). Это здание позволяет нам лучше представить старую Казань, увидеть город таким, каким описал его автор в «Хождениях по мукам» и повести «Гадюка». Многое в них навеяно казанскими впечатлениями.
Героиней «Гадюки», написанной Толстым в 1928 году, является дочь казанского купца-старообрядца Зотова. В этом небольшом произведении перед нами встают картины Гражданской войны, ярко описаны улица Проломная (Баумана), пожар в доме Вячеслава Зотова, военный госпиталь, где встречаются герои рассказа.
В центре Казани расположено ещё одно здание, связанное с именем Алексея Толстого, – Дом печати на улице Баумана. Здесь, в клубе им. Г.Тукая, в октябре 1941 года состоялась товарищеская встреча, на которой он выступил с речью перед казанскими и эвакуированными из Москвы писателями. Во время беседы Алексей Толстой с интересом расспрашивал коллег-татар об их творчестве.