Камазовский путь станет «умной дорогой»

Дороги всегда были огромной ценностью для экономики любой страны.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

 

doroga

 

Дороги всегда были огромной ценностью для экономики любой страны, а самые известные получали собственные, порой весьма звучные имена – Великий шелковый путь между Китаем и Европой, Царский – между Египтом и Персией, Ладанный – между Аравийским полуостровом и средиземноморскими странами. Что везли по Оловянному, Янтарному, Лазуритовому и Нефритовому путям, догадаться нетрудно.

Татарстанский участок одной из главных в стране автодорог М-7 «Волга» справедливо было бы назвать Камазовским – все-таки и строили его с прицелом на автоград, и трудно подсчитать, сколько прошло по этой дороге камских великанов-большегрузов.

 

Но современная по меркам полувековой давности трасса уже не отвечала современным требованиям, несмотря на в общем-то неплохой за ней уход. Она нуждалась в реконструкции, причем практически по всей длине – от Москвы через Владимир и Нижний Новгород, Казань и Набережные Челны до Уфы. Президент России Владимир Путин поставил дорожникам серьезную задачу – к концу текущего года сеть федеральных дорог должна быть приведена в нормативное состояние как минимум на 85 процентов.

По территории Татарстана проходит пять федеральных автомобильных дорог, и более тысячи километров этих трасс находится в оперативном управлении ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». Будет ли требуемый Президентом показатель достигнут в Татарстане? Какие сложности есть сегодня у дорожников? Ответить на эти и другие вопросы мы предложили начальнику федерального казенного управления «Волго-Вятскуправтодор» Илдару Мингазову (на снимке).

– По оценкам экспертов РосдорНИИ, на 80 процентов федеральные трассы, проходящие по территории Татарстана, находятся в нормативном состоянии, – утверждает Илдар Галяутдинович. – В этом году план работ очень масштабный, и если мы выполним все задания Министерства транспорта РФ, то показатель, думаю, будет и повыше 85 процентов. И это не пустые обещания, мы несем ответственность за свои слова. Во всяком случае, главный распорядитель обслуживания сети федеральных дорог – Федеральное дорожное агентство «Росавтодор» недавно получило статус самой открытой и активно работающей со СМИ и в соцсетях госструктуры, а мы как его подразделение также должны этому статусу соответствовать.

В 2018 году запланированы завершение работы и открытие движения на трех участках реконструкции автомобильной дороги М-7 «Волга» между Казанью и Набережными Челнами общей протяженностью 31 километр. Итогом реконструкции станет соединение Казани с Набережными Челнами трассой первой технической категории с четырехполосным движением. Объем финансирования работ в этом году – более двух миллиардов рублей, сейчас техническая готовность трех объектов – более 70 процентов.

Предстоит завершить начатое в прошлом году строительство восьми автобусных остановок в Пестречинском районе с созданием переходно-скоростных полос и устройством электроосвещения.

 

 Илдар МИНГАЗОВ,
начальник федерального казенного управления «Волго-Вятскуправтодор»:

mingazov

Сейчас много говорится о беспилотном транспорте, который скоро пойдет по нашим дорогам. В Росавтодоре считают, что участок М-7 длиной 210 километров Казань – Набережные Челны может стать пилотным проектом по этой части.

Приступаем к реконструкции десятикилометрового участка трассы М-7 от 761-го по 771-й километр в районе города Иннополис, завершить его предполагается в 2020 году. Сейчас ведем подготовку к торгам, запущен процесс общественного обсуждения закупки, планируемый срок заключения государственного контракта – вторая половина мая.

Работа здесь предстоит очень серьезная. Многим известен этот участок дороги сразу после моста через Свиягу – двухполосная трасса, затяжной извилистый подъем и, как следствие, большие сложности для транспорта при малейшей непогоде. Уровень дороги на некоторых участках предстоит снизить аж на двенадцать метров, а дорогу расширить до категории 1Б. Кроме того, здесь появятся развязка по типу листа клевера с выездами на Казань, Ульяновск, Иннополис и разворот на Москву.

На стадии подготовки к проектированию находится реконструкция автомобильной дороги «Подъезд к международному аэропорту «Казань». Предполагаются доведение этой трассы до категории 1Б, реконструкция транспортной развязки на дороге Казань – Оренбург и строительство разворотной эстакады для заезда на Международный выставочный центр «Казань Экспо».

В преддверии Чемпионата мира по футболу будет выполнено устройство слоев износа и произведена замена автобусных павильонов на участке «Подъезд к аэропорту «Казань». Таким образом, в 2018 году будет отремонтировано 174 километра федеральных автомобильных дорог.

– Для выполнения любой работы качественно и в срок важно подобрать добросовестного и профессионального исполнителя. Легко ли получить подряд у ФКУ «Волго-Вятскуправтодор»?

– При подряде на капремонт и строительство выбираем организации с большим опытом. К примеру, если ты нацелился на контракт объемом в два миллиарда рублей, то представь акты выполненных работ приблизительно на такую сумму, причем за последние несколько лет. «Кота в мешке» на реконструкцию не допустим. На ремонт требования попроще, но и в этом случае перед заключением контракта требуем банковские гарантии как минимум на треть суммы подряда. Чтобы не получилось, что, получив аванс или выполнив часть работ, подрядчик не растворился в неизвестности, объявив себя, к примеру, банкротом.

 

– Какие технические новинки намерены нынче применять дорожники при реконструкции татарстанских дорожных артерий?

– В реализуемых проектах капитального ремонта предусмотрено применение современных передовых технологий, в числе которых – холодная регенерация дорожных одежд, применение щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей и 3D-систем.

При ремонте моста через Свиягу на автомобильной дороге М-7 «Волга» запланировано применение инновационного материала, устойчивого к вибрационным нагрузкам, – гранитно-литой композиции ASPHALIT.

В работе на автотрассе Казань – Буинск – Ульяновск на участке протяженностью восемь километров будет применен новый метод проектирования асфальтобетонных смесей «Суперпейв». Технология позволяет получить более жесткий и устойчивый каркас асфальтобетона и предотвратить образование на нем колейности. Преимущества новых смесей в том, что они проектируются с учетом климатических особенностей и транспортных нагрузок, свойственных конкретной дороге.Например, применяемый битум марки PG должен соответствовать природным условиям местности в отношении летней и зимней температуры и условиям движения.

Управлением на постоянной основе осуществляется мониторинг хода работ, что позволяет контролировать их качество и своевременно реагировать на риски неисполнения плановых показателей.

 

– Сейчас много говорят об «умных дорогах» – внедрении интеллектуальных транспортных систем. Какие элементы ИТС есть на федеральных дорогах, находящихся в ведении ФКУ «Волго-Вятскуправтодор»? В частности, говорилось об автоматизированной системе метеорологического обеспечения. Как прошло ее внедрение, каковы результаты?

– В нашем понимании «умные дороги» – это дороги c соответствующими атрибутами, например, комплексными пунктами дорожного контроля. В состав такого пункта входят и метеостанции. Данные с каждого из постов в онлайн-режиме передаются в ситуационный центр Росавтодора в Москве, информация доступна и дорожникам, и МЧС, и ГИБДД.

Сейчас много говорится о беспилотном транспорте, который скоро пойдет по нашим дорогам. В Росавтодоре считают, что участок М-7 длиной 210 километров Казань – Набережные Челны может стать пилотным проектом по этой части. Как только завершится перевод дороги в первую категорию, наступит очередь внедрения «умных дорог». В прошлом году мы были на КамАЗе вместе с руководителем Федерального дорожного агентства и обсуждали эту проблему. В самом деле, опыт Финляндии, например, подтверждает, что беспилотники на дорогах – это вполне реально. Так стоит ли нам отставать от Европы?

 

Для выполнения задачи, поставленной Министерством транспорта Российской Федерации, по приведению к концу 2018 года к нормативному состоянию 85 процентов сети федеральных дорог ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» на этот год запланировало капитальный ремонт на 12 участках автомобильных трасс с вводом в эксплуатацию 61-го км, ремонт автомобильных дорог на десяти участках общей протяженностью 81 км, двух мостов и одного путепровода, а также предусмотрело устройство слоев износа на 32 км автомобильных дорог.

 

– Наверное, «умные дороги» – еще и безопасные…

– В первую очередь. Насколько безопаснее передвижение по дороге первой категории, где встречные потоки разделены либо газоном, либо барьером-отбойником, думаю, объяснять не стоит. В дополнение к этому сейчас на этой дороге 21 пост метеоконтроля и 23 видеокамеры визуального наблюдения. В прошлом году на подведомственных ФКУ дорогах ликвидировано девять мест концентрации ДТП – восемь на М-7 и одно на Р-239. В ближайшей перспективе – установка 16 километров двустороннего барьерного ограждения на разделительной полосе федеральной автомобильной дороги М-7 «Волга» и трех светофорных объектов на аварийно-опасных перекрестках – на 1054-м километре М-7 у разворота на Набережные Челны, на повороте на Билярск в райцентре Алексеевское на трассе М-5 и на автодороге Цивильск – Ульяновск на повороте на Дрожжаное. Прибавьте сюда установку 57 дублирующих дорожных знаков «Пешеходный переход» над проезжей частью на Г-образных опорах.

 

– Кроме татарстанских, на балансе вашего управления федеральные автодороги Чувашии, Марий Эл и Ульяновской области. Можно сравнить их состояние?

– 60 процентов подконтрольных нам дорог приходится на территорию Татарстана, то есть более половины всех работ по реконструкции и строительству дорог федерального значения проводится именно здесь. В других регионах в основном дороги второй, а то и третьей категории, разве что в Ульяновской области 14 километров и в Марий Эл 19 километров трасс первой категории. Татарстан, не в обиду соседям, в отношении дорог как минимум на уровень выше.

А к концу года, после проведения всех намеченных работ, останется разве что «губки дороге нарисовать», как шутят дорожники, чтобы было все не только функционально совершенно, но и просто красиво – хорошее ночное освещение, нарядные остановочные павильоны, ухоженные и чистые обочины. Все-таки красота, в том числе и на дороге, не только радует, но и воспитывает.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще