В конце года принято подводить итоги. К примеру, можно сказать, что в Казани стало одной достопримечательностью больше.
Бронзовая лошадка, долгое время сиротливо стоявшая близ автобусной остановки «Петрушкин двор», теперь обрела вполне завершенный вид прародительницы современного трамвая – конки. Ей наконец-то был подан долгожданный экипаж – нарядный рессорный вагончик.
Факт этот, наверное, привлек бы большее внимание казанцев, знай они, что казанская «конно-железная дорога» родилась ровно 140 лет назад. Значит, вагончик этот приспел вовремя.
Тему незавершенного фрагмента исторической реконструкции на месте бывшего рельсового кольца городской конки «РТ» держала на контроле, а наши публикации «Лошадка, запряженная в трамвай», «Такая вот петрушка с Петрушкой» вызвали живой отклик. Читатели поддерживали идею эксклюзивного памятника старинной конке. Они возмущались индифферентностью городских властей, предлагали даже создать народный «Петрушкин фонд» из частных пожертвований. Однако время шло, а конское изваяние, задрапированное тентом, все еще не было укомплектовано пассажирским экипажем. Правда, когда кто-то срезал со скульптуры скрывавшее ее покрывало, непрезентабельный вид лошадки несколько разочаровал зареченцев.
И напрасно – именно так выглядели пристяжные рабочие лошади, которых на разворотном кольце впрягали вместо уставших ломовых. А вот с прицепом был бы совсем другой коленкор – какая ж конка без вагона? Чтобы хоть как-то компенсировать Петрушке ее куцый вид, кто-то надел ей на шею венок из желтых полевых цветов.
Загвоздка заключалась в том, что автор проекта, заказчик и его финансовый спонсор генеральный директор Казанского подшипникового завода Даниал Бикмухаметов надеялся заполучить у ГУП «Метроэлектротранс» единственно сохранившийся раритетный вагончик конки из «ретропарка» на Петербургской улице. Когда же эти надежды не оправдались, он послал запрос в Музей трамвайно-троллейбусного управления Санкт-Петербурга – там подобный памятник уже установлен. У них нашлась «лишняя» колесная платформа старой конки.
Тотчас в Северную столицу был снаряжен эвакуатор, и вскоре тележка была в Казани. Доставить ее из Санкт-Петербурга оказалось куда проще, чем с казанской улицы Петербургской на улицу Клары Цеткин! Замечу, что случилось это незадолго до подписания договора о сотрудничестве между администрацией Кировского и Московского районов Казани и Адмиралтейским районом Северной столицы. Выходит, гендиректор «подшипника», по выражению Козьмы Пруткова, зрил в корень!
А воссоздать вагончик взялись специалисты строительной фирмы по изготовлению бытовок для районов Крайнего Севера. Они воспроизвели подлинный экземпляр, стоящий у офиса «Метроэлектротранса».
Но и теперь, когда вагон уже на рельсах, до завершения композиции далеко. Чтобы конка предстала во всей своей красе, надо «запрячь» в нее Петрушку, а это та еще морока – дополнительно отлить оглобли, хомут, вожжи, постромки и прочие атрибуты сбруи! И кучера в одежде конца XIX века надо на козлы посадить. Этим и занимается сейчас скульптор Рустем Габбасов, лошадку изваявший.
Спрашиваю Даниала Закировича, во что обошлась ему его затея?
– Считайте: Петрушка – два миллиона рублей, а еще гранитная информационная плита, чугунная ограда, старинный булыжник, ретро-фонари. 100 тысяч рублей – платформа плюс доставка, 450 тысяч – вагончик, без монтажа и установки. Трудно заранее подсчитать предстоящие расходы на кучера, упряжь и прочие аксессуары. Честно сказать, когда замысливал памятник, я не предполагал, что он окажется таким затратным. Но, как говорится, если взялся за гуж…