Звучащий дом Софии

Оркестр казанского Центра Софии Губайдулиной отметил 20-летие своей творческой деятельности большим праздничным концертом.

Автор статьи: Белла АХАТОВА

Фото: centrsofia.com

МАЛЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ

Двухчасовое музыкальное действо, в котором были сплавлены воедино классика и современные композиции, имело оглушительный успех у публики. Оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной (ЦСМ) все чаще называют «малым симфоническим», и в этом нет натяжки, хотя в начале творческого пути он скромно именовался камерным ансамблем. Коллектив постоянно находится в движении, в поиске новых идей, но при этом не забывает о своем главном предназначении – быть творческой лабораторией для начинающих композиторов. Благодаря этому многие из них имеют сегодня реальную возможность донести свою музыку до слушателей.

Например, одной из ­изюминок юбилейного вечера стало исполнение легендарной музыки Салиха Сайдашева в обработке Миляуши Хайруллиной – молодого композитора, стремительно ворвавшегося в этом году в музыкальную «повестку» не только Казани, но и Моск­вы. Но, пожалуй, главным украшением концерта было выступление капеллы мальчиков. Это и не удивительно. Ведь наставник юных хористов, 30-летний Дмитрий Железнов, сегодня одновременно руководит оркестром ЦСМ. Безусловно, такое содружество открывает новые возможности для коллектива, который в свое время благословила сама София Губайдулина. А потому юбилей оркестра – это еще и повод от души пожелать доброго здравия нашей знаменитой землячке, недавно отметившей свой 92-й день рождения.

 

ТЕ SALUTANT, SOFIA!

– Мы постоянно на связи с Софией Асгатовной. Конечно, сама она трубку не берет (и никогда не брала). Мы поддерживаем связь с ее соседкой и близким другом Юлией Александровной. Она, кстати, тоже музыкант, – говорит директор ЦСМ Ляйля Гарифуллина (мама известной оперной певицы Аиды Гарифуллиной. – Прим. ред.). По ее словам, София Губайдулина в курсе всего, что происходит в Казани. Так, например, недавно она прислала видеопоздравление по случаю открытия после реконструкции музыкальной школы №1 имени П.И.Чайковского. С этой школой у Софии Асгатовны связано много личных воспоминаний. Она здесь училась с 1936-го по 1945 год, причем в виде исключения ее приняли в первый класс в пятилетнем возрасте.

Уже больше 30 лет София Губайдулина живет в Германии и в своем почтенном возрасте продолжает творить. Сравнительно недавно состоялась мировая премье­ра ее оратории «О любви и ненависти». Это крупное сочинение, в котором композитор своим неповторимым музыкальным языком задается глубокими философскими вопросами и погружает слушателей в мир размышлений и переживаний о судьбах человечества.

– Когда мы виделись в последний раз, София Асгатовна еще дописывала ораторию и много рассказывала мне о ней. Она планировала, что некоторые тексты будут звучать на татарском языке, и хотела, чтобы первое исполнение этого сочинения было в Казани. Но, увы, не сложилось, – сожалеет директор ЦСМ.

 

НИ ОДНОЙ ФАЛЬШИВОЙ НОТЫ

 

София Губайдулина на открытии Центра современной музыки в Казани. 2001 год.

 

Когда решено было открыть в Казани Центр современной музыки, то вопрос, где ему быть, даже не возникал. Конечно же, на улице Тельмана, бывшей Поповой Горе, в доме №29, в котором про­шли детство и юность Софии Губайдулиной. Благо этот старый деревянный дом чудом не снесли. В двух шагах отсюда консерватория и музыкальное училище, которые Сонечка в свое время тоже успешно окончила. А вот путь к творческому признанию оказался для нее несоизмеримо горше и длиннее… Поэтому сродни чуду было и то, что спустя полвека она вернулась в этот дом, «знакомый до слез». К этому времени его отреставрировали, и в день открытия ЦСМ София Асгатовна, помнится, собственноручно перерезала ленточку и незамедлительно поднялась по наружной деревянной лестнице на второй этаж – туда, где сейчас музейные комнаты…

Можно спорить, равноценен ли был этот дар тому космосу божественных ­вибраций, с которыми у многих ассоциируется музыка Софии Губайдулиной, но композитор приняла его с благодарностью. Последний по времени ее приезд в Казань, в 2016-м, вызвал новый вал приношений – от грандиозного музыкального фестиваля «Те salutant, Sofia!» до титула почетного гражданина Казани. Но все же самыми незабываемыми вновь стали моменты непосредственного общения с Софией Асгатовной. Вот лишь малая толика тех размышлений, которыми она поделилась тогда с казанцами.

 «После того как человек изобрел колесо, мотор и интернет, мы живем в глобализированном мире, и сейчас каждый рассматривает себя в масштабах всего глобуса. Но важно понимать, что в глобализированном мире нет и не может быть глобализированной культуры».

 «Мне кажется, что я все время иду в глубину своей собственной души. И, зная это, я не хочу навредить ей, своему слышанию мира и себя. Для меня самое важное то, о чем когда-то мне сказал Шостакович, – быть собой. Быть собой и не приспосабливаться к тому, что требуют от тебя социум, друзья, соседи…»

«Мы не можем претендовать на то, чтобы изменить мир, – мы можем только улучшать какие-то частности, отдельные моменты, придавать им духовный смысл, а не только материальный».

…Центр современной музыки Софии Губайдулиной в Казани – поныне очень атмосферное место, которое притягивает к себе несуетностью и почти абсолютной растворенностью в том, что называется высоким служением музыке. При этом жизнь здесь кипит: ведется активная творческая, исследовательская, просветительская работа, проводятся фестивали, конкурсы, творческие лаборатории. И за всем этим – ни одной фальшивой ноты. В звучащем доме Софии по-другому просто не может быть. 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще