МАЛЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ
Двухчасовое музыкальное действо, в котором были сплавлены воедино классика и современные композиции, имело оглушительный успех у публики. Оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной (ЦСМ) все чаще называют «малым симфоническим», и в этом нет натяжки, хотя в начале творческого пути он скромно именовался камерным ансамблем. Коллектив постоянно находится в движении, в поиске новых идей, но при этом не забывает о своем главном предназначении – быть творческой лабораторией для начинающих композиторов. Благодаря этому многие из них имеют сегодня реальную возможность донести свою музыку до слушателей.
Например, одной из изюминок юбилейного вечера стало исполнение легендарной музыки Салиха Сайдашева в обработке Миляуши Хайруллиной – молодого композитора, стремительно ворвавшегося в этом году в музыкальную «повестку» не только Казани, но и Москвы. Но, пожалуй, главным украшением концерта было выступление капеллы мальчиков. Это и не удивительно. Ведь наставник юных хористов, 30-летний Дмитрий Железнов, сегодня одновременно руководит оркестром ЦСМ. Безусловно, такое содружество открывает новые возможности для коллектива, который в свое время благословила сама София Губайдулина. А потому юбилей оркестра – это еще и повод от души пожелать доброго здравия нашей знаменитой землячке, недавно отметившей свой 92-й день рождения.
ТЕ SALUTANT, SOFIA!
– Мы постоянно на связи с Софией Асгатовной. Конечно, сама она трубку не берет (и никогда не брала). Мы поддерживаем связь с ее соседкой и близким другом Юлией Александровной. Она, кстати, тоже музыкант, – говорит директор ЦСМ Ляйля Гарифуллина (мама известной оперной певицы Аиды Гарифуллиной. – Прим. ред.). По ее словам, София Губайдулина в курсе всего, что происходит в Казани. Так, например, недавно она прислала видеопоздравление по случаю открытия после реконструкции музыкальной школы №1 имени П.И.Чайковского. С этой школой у Софии Асгатовны связано много личных воспоминаний. Она здесь училась с 1936-го по 1945 год, причем в виде исключения ее приняли в первый класс в пятилетнем возрасте.
Уже больше 30 лет София Губайдулина живет в Германии и в своем почтенном возрасте продолжает творить. Сравнительно недавно состоялась мировая премьера ее оратории «О любви и ненависти». Это крупное сочинение, в котором композитор своим неповторимым музыкальным языком задается глубокими философскими вопросами и погружает слушателей в мир размышлений и переживаний о судьбах человечества.
– Когда мы виделись в последний раз, София Асгатовна еще дописывала ораторию и много рассказывала мне о ней. Она планировала, что некоторые тексты будут звучать на татарском языке, и хотела, чтобы первое исполнение этого сочинения было в Казани. Но, увы, не сложилось, – сожалеет директор ЦСМ.
НИ ОДНОЙ ФАЛЬШИВОЙ НОТЫ
Когда решено было открыть в Казани Центр современной музыки, то вопрос, где ему быть, даже не возникал. Конечно же, на улице Тельмана, бывшей Поповой Горе, в доме №29, в котором прошли детство и юность Софии Губайдулиной. Благо этот старый деревянный дом чудом не снесли. В двух шагах отсюда консерватория и музыкальное училище, которые Сонечка в свое время тоже успешно окончила. А вот путь к творческому признанию оказался для нее несоизмеримо горше и длиннее… Поэтому сродни чуду было и то, что спустя полвека она вернулась в этот дом, «знакомый до слез». К этому времени его отреставрировали, и в день открытия ЦСМ София Асгатовна, помнится, собственноручно перерезала ленточку и незамедлительно поднялась по наружной деревянной лестнице на второй этаж – туда, где сейчас музейные комнаты…
Можно спорить, равноценен ли был этот дар тому космосу божественных вибраций, с которыми у многих ассоциируется музыка Софии Губайдулиной, но композитор приняла его с благодарностью. Последний по времени ее приезд в Казань, в 2016-м, вызвал новый вал приношений – от грандиозного музыкального фестиваля «Те salutant, Sofia!» до титула почетного гражданина Казани. Но все же самыми незабываемыми вновь стали моменты непосредственного общения с Софией Асгатовной. Вот лишь малая толика тех размышлений, которыми она поделилась тогда с казанцами.
«После того как человек изобрел колесо, мотор и интернет, мы живем в глобализированном мире, и сейчас каждый рассматривает себя в масштабах всего глобуса. Но важно понимать, что в глобализированном мире нет и не может быть глобализированной культуры».
«Мне кажется, что я все время иду в глубину своей собственной души. И, зная это, я не хочу навредить ей, своему слышанию мира и себя. Для меня самое важное то, о чем когда-то мне сказал Шостакович, – быть собой. Быть собой и не приспосабливаться к тому, что требуют от тебя социум, друзья, соседи…»
«Мы не можем претендовать на то, чтобы изменить мир, – мы можем только улучшать какие-то частности, отдельные моменты, придавать им духовный смысл, а не только материальный».
…Центр современной музыки Софии Губайдулиной в Казани – поныне очень атмосферное место, которое притягивает к себе несуетностью и почти абсолютной растворенностью в том, что называется высоким служением музыке. При этом жизнь здесь кипит: ведется активная творческая, исследовательская, просветительская работа, проводятся фестивали, конкурсы, творческие лаборатории. И за всем этим – ни одной фальшивой ноты. В звучащем доме Софии по-другому просто не может быть.