• Зачем он нужен, школьный театр?

    04.05.2023 22:03

    Автор статьи: НЕПОМНЯЩИХ Инга


    Фото: pskov.ru


    Школьный театр – далеко не новый инструмент воспитания гармоничной личности

    В Министерстве просвещения заявили, что к 2024 году в каждой российской школе появится свой театр или как минимум драмкружок. Подключилась к амбициозному проекту и знаменитая вахтанговская школа – Театральный институт имени Б.Щукина.

     

     

    В Министерстве просвещения заявили, что к 2024 году в каждой российской школе появится свой театр или как минимум драмкружок. Подключилась к амбициозному проекту и знаменитая вахтанговская школа – Театральный институт имени Б.Щукина.

     

    «Какая польза от театра? Школьные учителя и без него загружены по горло», – недоумённо пожмёт кто-то плечами. Но у кого-то ёкнет в душе и нахлынут воспоминания о репетициях после уроков, школьных премьерах и театральных костюмах, пошитых заботливыми руками мамы… «Я ходил в театральный кружок, и из меня вырос вот такой большой артист в прямом и переносном смысле», – не сдержал улыбки актёр МХТ Станислав Дужников на встрече с участниками проекта «Школьная классика», о котором, собственно, идёт речь. И уже серьёзно известный артист сказал: «Я считаю, что эта программа – замечательная вещь, потому что на своём личном опыте убедился, что занятия в театральном кружке позволяют лучше понимать жизнь, находить общий язык и с друзьями, и со старшим поколением. Главное, всё, что вы делаете, делайте с удовольствием!»

    Сколько их, начинавших свой творческий путь на школьных подмостках и ставших знаменитыми! Алла Демидова, Иннокентий Смоктуновский, Юрий Никулин, Джулия Робертс, Брюс Уиллис… Но, пожалуй, самые тёплые чувства к школьной сцене испытывают те, для кого актёрство не стало профессией. Благодаря театральному кружку кто-то приобрёл вкус к чтению, кто-то смог преодолеть в себе зажатость и стеснительность, а кому-то это помогло лучше понимать чувства других людей и научиться работать в команде. И какую бы дорогу в дальнейшем ни выбрал человек, всё это никуда не ушло и пригодилось ему в жизни.

    Обращает на себя внимание, что во всех школьных моделях прошлого в той или иной форме присутствовал театр: и в Царскосельском лицее, и в школе Сухомлинского, и в школе Макаренко. В начале XX века даже шакирды казанских медресе, несмотря на строгие запреты, участвовали в любительских постановках! И этому есть простое объяснение: у театра есть чему поучиться. Он позволяет не только выявить и подчеркнуть индивидуальность, но и создаёт пространство для неформального общения, наполненного общечеловеческими смыслами. Именно такого пространства, к сожалению, часто недостаёт современным детям.

    «Школьная классика» – совместный проект Российского движения школьников и Театрального института им. Б.Щукина, реализуемый при поддержке Министерства просвещения РФ и Президентского фонда культурных инициатив. Уникальным его делает то, что проект абсолютно для всех: и для тех школ, где уже есть театральные кружки и студии, и для тех, в которых их нет и, возможно, никогда не было. Различаются только уровни обучения: базовый предполагает практическую помощь в создании коллектива с нуля, а продвинутый предназначен тем, кто уже имеет определённый театральный опыт и хотел бы двигаться дальше.

    Театральный институт им. Б.Щукина делится с участниками проекта своей уникальной методикой воспитания молодого поколения, основы которой были заложены ещё самим Евгением Вахтанговым. Преподаватели «Щуки» выезжают в регионы и проводят практические занятия с руководителями детских театральных студий. Кстати, один из первых таких интенсивов прошёл в Нижнекамске.

     


    Во всех школьных моделях прошлого в той или иной форме присутствовал театр: и в Царскосельском лицее, и в школе Сухомлинского, и в школе Макаренко. В начале XX века даже шакирды казанских медресе, несмотря на строгие запреты, участвовали в любительских постановках


     

    «Принципиальный момент: мы начинаем не с детей, а со взрослых, – говорит проректор института Андрей Беликов. – Евгений Багратионович Вахтангов говорил, что ошибка педагогов часто заключается в том, что они берутся учить, тогда как надо воспитывать. Это и есть основная идея проекта «Школьная классика».

    На старте проекта семь тысяч школ заявили, что у них есть театральные коллективы. То есть они действуют лишь в каждой пятой школе страны… На сегодняшний день, по словам министра просвещения Сергея Кравцова, создано уже свыше 30 тысяч школьных театров. «Очень важно, что их появление в школах – это не административное решение, а инициатива самих ребят. Этот проект активно развивается. И уже к 2024 году такие театры появятся в каждой образовательной организации», – заявил глава Минпросвещения России.

    Проект «Школьная классика» реализуется в формате конкурса, и в первом, пилотном сезоне свои работы представили более 100 школьных театров со всей России. А 130 подростков, в том числе из Казани, прошли отбор и поучаствовали в итоговом спектакле-фантазии «Чудное мгновенье» по мотивам пушкинских произведений.

    Татарстан хотя и не входит пока в число регионов-лидеров по количеству школьных театров, но и здесь вовлечённость детей в театральное творчество заметно выросла, и не только в крупных городах. Особенно после того, как к проекту подключились Министерство по делам молодежи и арт-резиденция «Созвездие – Йолдызлык». Буквально на днях в Мамадыше завершился цикл мастер-классов, в которых приняли участие в том числе сельские педагоги из Сабинского и Менделеевского районов. В качестве наставника был приглашён один из представителей вахтанговской школы Олег Хрычев. Предлагаемый им метод работы заключается в том, чтобы руководители театральных кружков, упаси боже, не «дрессировали» своих подопечных, а научили их осмысленно существовать на сцене. Понятно, что за несколько занятий сложно добиться выдающегося результата, однако многим хватило этого времени, чтобы как минимум восполнить пробелы в знании театральной теории.

    Это уже второй приезд Олега Хрычева в Татарстан в качестве театрального эксперта. Первый экспресс-курс, как уже было сказано, состоялся в Нижнекамске. Тогда сертификаты о повышении квалификации федерального образца получили 23 педагога из Набережных Челнов, Елабуги, Заинска, Сарманова и ряда других районов. По словам Олега Хрычева, на первых занятиях было непросто – не все даже до конца понимали, куда они попали и чего от них хотят… Но постепенно люди втянулись в дело, и работа закипела. «Я до сих пор получаю отклики, и это приятно», – признаётся педагог по актёрскому мастерству.

    «Раньше театральные кружки были во всех школах. Сегодня их значительно меньше. Все они держатся на энтузиазме школьных учителей. Но часто им не хватает профессиональных навыков. А такие интенсивы вдохновляют на более осмысленную работу», – поделился мнением начальник отдела культуры исполкома Мамадышского района Степан Спиридонов. Следующий цикл мастер-классов по театральной педагогике планируется провести в Пестречинском районе.

    У театра и школы гораздо больше точек соприкосновения, чем нам кажется. При всём том школьный театр не должен копировать «взрослый». У первого совсем другие задачи, и в умелых руках он действительно способен быть театром воспитания. С другой стороны, важно всё-таки не переборщить с «профессионализацией» школьных театров и не лишить их тем самым притока чисто детской искрящейся энергии радости.



    Добавить комментарий