На что ориентироваться, выбирая специализацию «право»
В последние лет примерно двадцать подготовка юристов в отечественных вузах стала, что называется, отдельной песней, которую не пели разве что в консерваториях. Даже суровые технические университеты сплошь и рядом открывали специальные гуманитарные факультеты, где обязательно можно было получить образование по специальности «юриспруденция». Делалось это, как правило, на коммерческой основе, но отбоя от желающих все равно не было.
Сейчас пришло осознание того, что это – нездоровая ситуация и что не любой диплом с записью «юрист» гарантирует качество подготовки его обладателя. Так на что же надо обращать внимание, если планируешь получать юридическое образование? Об этом мы говорили с директором Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции Галиной Кулешовой.
– Действительно, огромное количество российских вузов, в том числе негосударственных и непрофильных, в последние годы занимались подготовкой юристов, – говорит Галина Петровна. – Но, как правило, качество образовательных услуг там было достаточно низкое. И, насколько я знаю, только за 2016 год Рособрнадзор закрыл по стране около двухсот вузов, в том числе и юридических. Поэтому ориентироваться при выборе юридического образования надо прежде всего на государственные вузы. В Татарстане есть четыре государственных вуза, которые готовят юристов, – Казанский федеральный университет, Казанский юридический институт, филиал Российского университета правосудия и наш филиал Всероссийского государственного университета юстиции.
– Чем отличается именно ваш вуз?
– Мы находимся в ведении Министерства юстиции Российской Федерации, так что имеем возможность соединять практику и теорию, приглашая читать лекции, вести семинарские, практические занятия действующих сотрудников правоохранительных органов, Министерства юстиции, службы судебных приставов, Следственного комитета…
– Сколько лет действует в Казани ваш филиал?
– Первый набор на специальность «юриспруденция» мы сделали в 2004 году. За это время выпустили около 1500 человек. Среди них есть руководители довольно высокого ранга, сотрудники правоохранительных органов, государственных структур.
Ориентироваться при выборе юридического образования надо прежде всего на государственные вузы. В Татарстане есть четыре государственных вуза, которые готовят юристов, – Казанский федеральный университет, Казанский юридический институт, филиал Российского университета правосудия и наш филиал Всероссийского государственного университета юстиции
– Какие новшества ожидают ваших студентов в грядущем учебном году?
– Мы открываем направление среднего профессионального образования, правовой колледж, где предлагаем абитуриентам две специальности – «Право социального обеспечения» и «Право и судебное администрирование».
– Это на базе девяти классов?
– Не только, после средней школы в колледж тоже можно поступать, потом при желании студенты смогут продолжить образование, поступив на одно из наших направлений: бакалавриат или специалитет.
Еще одно важное новшество. В 2016 году во Всероссийском государственном университете юстиции была открыта военная кафедра. С 2017 года такие кафедры планируется открыть в Казани, Ростове и Санкт-Петербурге. Так что наши студенты смогут получить еще и военную специальность.
– Возвращаясь к колледжу – его учащиеся будут заниматься на тех же площадях, где располагается университет?
– Да, и могут пользоваться всеми теми ресурсами, которые есть у наших студентов.
Галина КУЛЕШОВА, директор Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции: | |
Если раньше классическое юридическое образование было в большей степени академическим, то сейчас жизнь неумолимо требует того, чтобы оно было практикоориентированным. |
– Кстати, ресурсы, насколько мы знаем, сильно обновились…
– Да, в прошлом году Правительство республики сделало нам огромный подарок, отремонтировав наше здание на проспекте Амирхана. Провели капитальный ремонт, аудитории теперь оснащены мультимедийным оборудованием, есть огромный спортивный зал, тренажерный, актовый залы, столовая… В общем, все условия для того, чтобы образовательный процесс был качественным и соответствовал требованиям, которые предъявляет Рособрнадзор к таким учебным заведениям.
– Помимо учебы – какие возможности есть у ваших студентов, чтобы проявить себя?
– О, наши студенты – очень активные молодые люди! Создали студсовет, который работает в самых разных направлениях общественной, культурной, научной деятельности. Действуют спортивные секции – бокс, волейбол. Со следующего года будут еще футбол, баскетбол, борьба. Очень активно работает клуб парламентских дебатов, там проводятся мастер-классы и соревнования для студентов других казанских вузов и других филиалов нашего университета. Есть кружки по вокалу, танцам, действует Студенческий театр эстрадных миниатюр.
– А где ваши ребята проходят практику?
– И в Министерстве юстиции, и в судах, в следственном комитете, в адвокатских объединениях и нотариальных конторах. И не только в Казани, но и в районах республики, ведь многие наши студенты приехали учиться из районов и потом едут работать на свою малую родину. Вообще, хочу заметить: если раньше классическое юридическое образование было в большей степени академическим, то сейчас жизнь неумолимо требует того, чтобы оно было практикоориентированным. Следует отметить, что реформа здесь еще не завершена. В декабре 2016 года был принят новый федеральный государственный образовательный стандарт «Юриспруденция (уровень бакалавра)» поколения 3, и он как раз предполагает движение от академической направленности к практикоориентированному обучению. И для наших ребят практическая подготовка – важная составляющая их студенческой жизни. Они, например, работают в юридической клинике, оказывают бесплатную юридическую помощь жителям республики. Все эти навыки им помогают потом стать достойными представителями юридического цеха.
Так что, конечно, юридическое образование должно быть прогрессивным, развиваться и модернизироваться с учетом потребностей рынка труда. Ну а основная задача нашего института – это повышать мотивацию к получению знаний, находить баланс между теорией и практикой, делать занятия более интересными, привлекать к учебному процессу практикующих юристов.