Высокая миссия Кадастровой палаты

Кадастровая палата Татарстана отметила своё двадцатилетие. О сегодняшнем дне её коллектива, основных направлениях работы, новых полномочиях мы попросили рассказать руководителя ведомства Аркадия Белкина.

Автор статьи: Шамиль БАГАУТДИНОВ

 

Кадастровая палата Татарстана отметила своё двадцатилетие.

О сегодняшнем дне её коллектива, основных направлениях работы, новых полномочиях мы попросили рассказать руководителя ведомства Аркадия Белкина.

 

– Аркадий Александрович, за прошедшие годы ваше учреждение получило признание как на рес­публиканском, так и на федеральном уровне. Каковы основные критерии качества работы ведомства, деятельность которого для большинства обывателей, признаемся, остаётся terra incognita?

– Главным результатом нашей многолетней работы стало повышение качества услуг и расширение перечня дополнительных сервисов ведомства. Сегодня в наших услугах заинтересовано и население, и государство, и бизнес-сообщество.

За эти два десятилетия мы претерпели множество реформ. Менялось не только название, но и структура, направления деятельности, полномочия службы. За прошедшее время в России создана единая государственная система кадастрового учёта, регистрации прав на недвижимое имущество, а также единая база данных. Применение эффективных передовых технологий позволило упрос­тить механизм исполнения государственных функций в учётно-регистрационной сфере.

Кадастровая палата Татарстана участвовала во многих пилотных проектах, реализуемых на территории России. Так, в 2007 году у нас начался переход на централизованное ведение Автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН). Значительные изменения внесло в нашу деятельность и введение в 2008 году Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

Особенностью проекта явилось то, что в одном органе объединился учёт объектов недвижимости и земельных участков. Несмотря на то что учёт объектов капитального строительства стал явлением совершенно новым и законодательством не были урегулированы здесь многие моменты, результаты высоко оценили на федеральном уровне.

В 2009 году филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Татарстан одним из первых в стране был наделён полномочиями органа кадастрового учёта, что во многом упростило прохождение документов. А в 2010 году наше учреждение одним из первых в России приступило к оказанию госуслуг в электронном виде посредством портала Росре­естра. заявители смогли получать услуги без посещения органа кадастрового учёта, экономя при этом время.

В том же году у татар­станцев появилась возможность обратиться в любой удобный для них пункт выдачи и приёма документов Кадастровой палаты или Управления Росреестра, чтобы осуществить регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. И это благодаря тому, что наш филиал реа­лизовал пилотный проект и принял на себя функции регистрирующего органа.

В 2011 году наше ведомство в числе первых в России завершило перевод архива кадастровых дел в электронный вид, что обеспечило сохранность документов, а также доступность их просмотра одновременно специалистами как Кадастровой палаты, так и Управления Росреестра. это положительно сказалось на скорости и качестве работы.

Сейчас в ЕГРН содержатся сведения о более чем четырёх миллионах земельных участков и объектов капитального строительства. Реестр содержит 100 процентов сведений о границах муниципальных образований и свыше 30 процентов сведений о границах населённых пунктов респуб­лики. За время существования Кадастровой палаты подготовлено более шести миллионов выписок из ЕГРН.

 

– Каковы основные направления деятельности Кадастровой палаты на сегодняшний день?

– Сегодня Кадастровая палата Татарстана – это динамично развивающаяся организация, отвечающая всем современным требованиям в учётно-регистрационной сфере. У нас в штате высококвалифицированные эксперты, готовые выполнять поставленные задачи на достойном профессиональном уровне, открывая новые перспективы развития.

Специалисты осуществляют обработку заявлений о государственном кадастровом учёте и регистрации прав, предоставляют сведения из Единого государственного реестра недвижимости, вносят в него сведения о границах, об адресах объектов. Проводится работа с кадастровыми инженерами по вопросам правильной подготовки документов. Посредством системы межведомственного электронного взаимодействия осуществляется сотрудничество с органами власти и местного само­управления.

Расширяя перечень дополнительных сервисов, Кадаст­ровая палата стремится сделать процесс получения гос­услуг наиболее доступным и комфортным для граждан. Сегодня для удобства заявителей организованы выездное обслуживание, курьерская доставка документов, создан собственный Удостоверяющий центр, который выдаёт сертификаты электронной подписи. Помимо того, специалисты Кадастровой палаты проводят консультации для физических, юридических лиц и лекции для кадаст­ровых инженеров.

С каждым годом нас наделяют новыми полномочиями, что позволяет совершенствовать систему регистрации прав и кадастрового учёта. Наиболее популярными среди услуг стали консультации, в рамках которых проверяются межевые и технические планы, проекты исковых требований, осуществляются анализ и выработка рекомендаций по вопросам, связанным с оборотом недвижимости. Такая услуга решает сразу несколько приоритетных задач: снижает сроки её оказания, повышает качество за счёт уменьшения отрицательных решений по заявлениям и повышает удовлетворённость граждан от получения госуслуг.

Одной из самых востребованных услуг у населения остаётся предоставление сведений из ЕГРН. Сегодня получить выписку можно несколькими способами, в том числе и дистанционно – через центры госуслуг «Мои документы» (МФЦ), через официальный портал Росреестра и с помощью онлайн-сервиса Федеральной кадастровой палаты. Кроме того, с мая этого года стало возможно получать наиболее востребованные виды выписок из ЕГРН: об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, о самом объекте и о переходе прав на него через портал гос­услуг РФ.

Отмечу, что одним из актуальных онлайн-сервисов Росреестра является «Личный кабинет». Данный сервис позволяет заявителю не выходя из дома оформить недвижимость в собственность, а также следить за информацией о ней, просматривать и контро­лировать сведения об имуществе.

 

– Что изменилось в работе Кадастровой палаты в нынешнем году с учётом законодательных новшеств? Участвует ли ваше ведомство в каких-либо значимых проектах?

– Изменения, внесённые в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», не обошли стороной и Кадастровую палату.

Во-первых, теперь наши полномочия перечислены и зафиксированы в федеральном законодательстве, тогда как ранее ими Кадастровая палата была наделена отдельным приказом по Росреестру.

Во-вторых, полномочия по предоставлению сведений из ЕГРН отныне полностью принадлежат Кадастровой палате. Напомню, что ранее эти полномочия были разделены между Кадастровой палатой и Росреестром. Примечательно, что у заявителей появилась возможность запрашивать сведения в виде копии акта согласования местоположения границ земельных участков отдельно от межевого плана.

Отмечу, что Татарстан является одним из четырёх пилотных российских регионов, где с 2021 года Росреестром совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России реализуется эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости (ЕИР). В рамках указанного проекта Кадастровой палатой в том числе проводятся мероприятия по внесению в ЕГРН сведений о границах населённых пунктов, объектах культурного наследия и особо охраняемых природных территориях.

 

– И в заключение: как бы вы сформулировали основную миссию вашей службы?

– Основная наша миссия – максимально эффективно выполнять обязанности перед гражданами и органами государственной власти по оказанию услуг в сфере земельно-имущественных отношений. Мы продолжим прилагать все усилия, чтобы эти услуги были более удобными, быстрыми и качественными.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще