Идем на взлет: сколько самолетов Ту-214 Казань может дать стране

Какие перспективы открылись у Казанского авиазавода в связи с курсом Правительства России на замену «Боингов» и «Аэрбасов» отечественными лайнерами? В том числе – пополнение отечественного авиапарка самолетами Ту-214. Как расширят производство и чем будут привлекать квалифицированные рабочие руки на некогда легендарное предприятие, более известное казанцам под своим прежним названием – КАПО им. Горбунова?

Автор статьи: Владимир ДЫННИК

Фото: ОАК

О планах модернизации Казанского авиазавода им. С. П. Горбунова — филиала АО “Туполев” корреспонденту издания «Республика Татарстан» рассказали в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация».

─ Остаются ли неизменными планы по заказу на КАЗе 40 Ту-214? В течение какого времени этот заказ должен быть выполнен? Каковы график поставки, объем финансирования для выполнения этого госзаказа?

─ Законтрактовано 40 Ту-214 в рамках соглашения с авиакомпанией «Аэрофлот» на поставку российских самолетов. В целом по госпрограмме развития авиатранспортной отрасли с учетом перспективных потребностей авиакомпаний потребуется 115 самолетов до 2030 года. Мы руководствуется этими поручениями.

─ На какую мощность выпуска самолетов этого типа и его модификаций на Казанском авиазаводе планируется выход в перспективе? Возможно, что казанское предприятие будет ориентировано на выпуск какой-то определенной модификации? 

─ Планируется нарастить производственные мощности, чтобы выйти на темп выпуска до 10 самолетов в год с возможностью дальнейшего увеличения до 20 самолетов год. Темпы производства будут увеличены прежде всего за счет ввода в эксплуатацию нового высокопроизводительного оборудования и модернизации существующих мощностей, а также дополнительного набора основных производственных рабочих. Это позволит значительно увеличить пропускную способность завода.

Возможности завода позволяют изготавливать воздушные суда как специального назначения, так и пассажирские. 

─ Какая планировка салона рассчитана на обычного российского пассажира? И продолжает ли рассматриваться вопрос сделать его дальнемагистральным в расчете и на полеты за рубеж? 

─ Компоновка воздушного судна Ту-214 может быть реализована в любом исполнении. Максимальная пассажировместимость самолета составляет 210 пассажирских мест. Самолет Ту-214 допущен для полетов за рубеж. Он полностью сертифицирован по международным нормам.

─ Идет ли работа над усовершенствованием двигателей, возможно, усилением мощности, а значит, и дальности? 

─ Двигатель ПС-90А по своим характеристикам является оптимальным для самолета Ту-214.

─ Где готовят летные кадры для этого самолета? 

─ В настоящее время в АО «Туполев» существует учебный центр, сертифицированный по нормам гражданской авиации, укомплектованный передовыми средствами обучения и кадрами. Там имеются все необходимые программы для обучения как летного, так и наземного персонала. В перспективе обучение авиационного персонала для самолетов Ту-214 будет организовано в рамках единой комплексной системы послепродажного обслуживания гражданских самолетов ОАК всех типов.

─ Продолжает идти обсуждение вариантов экипажа из двух человек или трех человек. Какому варианту окончательно отдано предпочтение? 

─ На первых поставляемых самолетах кабина предусмотрена для трех членов экипажа. По заявке «Аэрофлота» в АО «Туполев» развернуты конструкторские работы по созданию кабины для двух членов экипажа.

Кто из авиаперевозчиков первым получит в эксплуатацию самолеты из новых партий и кому сколько? Есть ли среди них авиакомпании, работающие в Татарстане?

─ С рядом будущих экплуатантов заключены соглашения о намерениях и твердые контракты. Среди авиакомпаний, заинтересованных в поставке Ту-214, – татарстанская компания «ЮВТ Аэро», Red Wings, «Аэрофлот».

─ Расскажите, пожалуйста, о планах модернизации Казанского авиационного завода. Какие у него перспективы?

Казанский авиазавод находится на новом этапе развития, стабильно обеспечен загрузкой на перспективу до 2035 года. На предприятии ведется масштабная программа модернизации и техперевооружения производства, закупается новое оборудование. Реконструирована аэродромная база. Построены новые ангары для обслуживания авиационной техники, полностью обновлена взлетно-посадочная полоса.

Главные направления развития предприятия ─ внедрение цифровых технологий автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства, замена устаревших мощностей на современные, разработка и ввод в эксплуатацию более эффективного оборудования, строительство новых цехов.

─ Высказывается мнение, что самолет Ту-214 рассчитан на временный выпуск, до подхода к полноценному, массовому выпуску самолета МС-21. Это так? 

─ В производстве уже находятся несколько самолетов для государственных и коммерческих заказчиков. В настоящий момент идет активная работа по выполнению заключенных контрактов. Ту-214 серийно выпускается, технологический цикл производства отработан, существуют сложившиеся кооперационные связи и цепочки поставщиков комплектующих. Речь идет о наращивании объемов производства самолетов, выпуск которых не прерывался. Ту-214, наряду с другими типами пассажирских самолетов в рамках госпрограммы развития авиатранспортной отрасли, включен планы по обеспечению авиакомпаний воздушными судами российского производства.

Чем на предприятии собираются заинтересовать и привлечь на работу жителей Казани, пригородов, республики? 

─ Для сотрудников завода действует полный социальный пакет, который включает в себя большой блок материальной помощи и разных видов компенсаций. Например, компенсация питания в заводских столовых или за детский сад.

В рамках корпоративной жилищной программы компенсируется половина процентной ставки по ипотечным кредитам и наем жилья. Есть арендное жилье, заводское общежитие, также мы участвуем в республиканской программе социальной ипотеки.

По программе ДМС на территории предприятия функционирует мини-поликлиника, где, кроме оказания первой медицинской помощи, принимают терапевты, профпатолог, кардиолог, невролог, стоматолог и другие специалисты. Проводятся функциональная диагностика, в том числе УЗИ, различные лабораторные исследования, физиотерапия.

Сколько сейчас человек работает на предприятии и сколько сегодня нужно?

В данный момент на заводе работает около 9 тысяч человек, и в связи с расширением производства мы ведем набор квалифицированных специалистов. В ближайшие три года необходимо привлечь более 3 тысяч производственных рабочих.

Есть ли возможность получения профессии непосредственно на производстве?

─ Конечно, есть. На базе завода работает Учебно-производственный центр, где можно получить рабочую профессию, – операторов СПУ, токарей, фрезеровщиков, слесарей МСР, жестянщиков, кузнецов и др. Работники предприятия также могут повысить здесь квалификацию.

С 2023 года на КАЗ им. С.П.Горбунова начала работу кафедра «Самолетостроение» Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ. Студентов готовят по профильным специальностям: «Авиастроение», «Самолето- и вертолетостроение», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Кроме того, для сотрудников казанского авиазавода предусмотрено ускоренное обучение со средним профессиональным образованием.

На какой профессиональный рост может рассчитывать сотрудник?

Это зависит от уровня его образования, личных и профессиональных качеств. На заводе уже много лет работают программы кадрового резерва и внутреннего обучения. Рабочие также могут повысить свои разряды и категории благодаря участию в различных конкурсах профессионального мастерства, как на заводе, так и на корпоративных чемпионатах и конкурсах ОАК и Ростеха.

Планируется ли повышение уровня заработной платы на КАЗе или какая-то индексация?

  Уровень зарплат на КАЗе конкурентоспособен в рамках региона. На всех предприятиях ОАК, в том числе казанском авиазаводе, ведется постоянная работа по увеличению заработной платы. Так, средняя заработная плата на предприятии за последние два года выросла в полтора раза.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще