О планах модернизации Казанского авиазавода им. С. П. Горбунова — филиала АО “Туполев” корреспонденту издания «Республика Татарстан» рассказали в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
─ Остаются ли неизменными планы по заказу на КАЗе 40 Ту-214? В течение какого времени этот заказ должен быть выполнен? Каковы график поставки, объем финансирования для выполнения этого госзаказа?
─ Законтрактовано 40 Ту-214 в рамках соглашения с авиакомпанией «Аэрофлот» на поставку российских самолетов. В целом по госпрограмме развития авиатранспортной отрасли с учетом перспективных потребностей авиакомпаний потребуется 115 самолетов до 2030 года. Мы руководствуется этими поручениями.
─ На какую мощность выпуска самолетов этого типа и его модификаций на Казанском авиазаводе планируется выход в перспективе? Возможно, что казанское предприятие будет ориентировано на выпуск какой-то определенной модификации?
─ Планируется нарастить производственные мощности, чтобы выйти на темп выпуска до 10 самолетов в год с возможностью дальнейшего увеличения до 20 самолетов год. Темпы производства будут увеличены прежде всего за счет ввода в эксплуатацию нового высокопроизводительного оборудования и модернизации существующих мощностей, а также дополнительного набора основных производственных рабочих. Это позволит значительно увеличить пропускную способность завода.
Возможности завода позволяют изготавливать воздушные суда как специального назначения, так и пассажирские.
─ Какая планировка салона рассчитана на обычного российского пассажира? И продолжает ли рассматриваться вопрос сделать его дальнемагистральным в расчете и на полеты за рубеж?
─ Компоновка воздушного судна Ту-214 может быть реализована в любом исполнении. Максимальная пассажировместимость самолета составляет 210 пассажирских мест. Самолет Ту-214 допущен для полетов за рубеж. Он полностью сертифицирован по международным нормам.
─ Идет ли работа над усовершенствованием двигателей, возможно, усилением мощности, а значит, и дальности?
─ Двигатель ПС-90А по своим характеристикам является оптимальным для самолета Ту-214.
─ Где готовят летные кадры для этого самолета?
─ В настоящее время в АО «Туполев» существует учебный центр, сертифицированный по нормам гражданской авиации, укомплектованный передовыми средствами обучения и кадрами. Там имеются все необходимые программы для обучения как летного, так и наземного персонала. В перспективе обучение авиационного персонала для самолетов Ту-214 будет организовано в рамках единой комплексной системы послепродажного обслуживания гражданских самолетов ОАК всех типов.
─ Продолжает идти обсуждение вариантов экипажа из двух человек или трех человек. Какому варианту окончательно отдано предпочтение?
─ На первых поставляемых самолетах кабина предусмотрена для трех членов экипажа. По заявке «Аэрофлота» в АО «Туполев» развернуты конструкторские работы по созданию кабины для двух членов экипажа.
─ Кто из авиаперевозчиков первым получит в эксплуатацию самолеты из новых партий и кому сколько? Есть ли среди них авиакомпании, работающие в Татарстане?
─ С рядом будущих экплуатантов заключены соглашения о намерениях и твердые контракты. Среди авиакомпаний, заинтересованных в поставке Ту-214, – татарстанская компания «ЮВТ Аэро», Red Wings, «Аэрофлот».
─ Расскажите, пожалуйста, о планах модернизации Казанского авиационного завода. Какие у него перспективы?
─ Казанский авиазавод находится на новом этапе развития, стабильно обеспечен загрузкой на перспективу до 2035 года. На предприятии ведется масштабная программа модернизации и техперевооружения производства, закупается новое оборудование. Реконструирована аэродромная база. Построены новые ангары для обслуживания авиационной техники, полностью обновлена взлетно-посадочная полоса.
Главные направления развития предприятия ─ внедрение цифровых технологий автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства, замена устаревших мощностей на современные, разработка и ввод в эксплуатацию более эффективного оборудования, строительство новых цехов.
─ Высказывается мнение, что самолет Ту-214 рассчитан на временный выпуск, до подхода к полноценному, массовому выпуску самолета МС-21. Это так?
─ В производстве уже находятся несколько самолетов для государственных и коммерческих заказчиков. В настоящий момент идет активная работа по выполнению заключенных контрактов. Ту-214 серийно выпускается, технологический цикл производства отработан, существуют сложившиеся кооперационные связи и цепочки поставщиков комплектующих. Речь идет о наращивании объемов производства самолетов, выпуск которых не прерывался. Ту-214, наряду с другими типами пассажирских самолетов в рамках госпрограммы развития авиатранспортной отрасли, включен планы по обеспечению авиакомпаний воздушными судами российского производства.
─ Чем на предприятии собираются заинтересовать и привлечь на работу жителей Казани, пригородов, республики?
─ Для сотрудников завода действует полный социальный пакет, который включает в себя большой блок материальной помощи и разных видов компенсаций. Например, компенсация питания в заводских столовых или за детский сад.
В рамках корпоративной жилищной программы компенсируется половина процентной ставки по ипотечным кредитам и наем жилья. Есть арендное жилье, заводское общежитие, также мы участвуем в республиканской программе социальной ипотеки.
По программе ДМС на территории предприятия функционирует мини-поликлиника, где, кроме оказания первой медицинской помощи, принимают терапевты, профпатолог, кардиолог, невролог, стоматолог и другие специалисты. Проводятся функциональная диагностика, в том числе УЗИ, различные лабораторные исследования, физиотерапия.
─ Сколько сейчас человек работает на предприятии и сколько сегодня нужно?
─ В данный момент на заводе работает около 9 тысяч человек, и в связи с расширением производства мы ведем набор квалифицированных специалистов. В ближайшие три года необходимо привлечь более 3 тысяч производственных рабочих.
─ Есть ли возможность получения профессии непосредственно на производстве?
─ Конечно, есть. На базе завода работает Учебно-производственный центр, где можно получить рабочую профессию, – операторов СПУ, токарей, фрезеровщиков, слесарей МСР, жестянщиков, кузнецов и др. Работники предприятия также могут повысить здесь квалификацию.
С 2023 года на КАЗ им. С.П.Горбунова начала работу кафедра «Самолетостроение» Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ. Студентов готовят по профильным специальностям: «Авиастроение», «Самолето- и вертолетостроение», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Кроме того, для сотрудников казанского авиазавода предусмотрено ускоренное обучение со средним профессиональным образованием.
─ На какой профессиональный рост может рассчитывать сотрудник?
─ Это зависит от уровня его образования, личных и профессиональных качеств. На заводе уже много лет работают программы кадрового резерва и внутреннего обучения. Рабочие также могут повысить свои разряды и категории благодаря участию в различных конкурсах профессионального мастерства, как на заводе, так и на корпоративных чемпионатах и конкурсах ОАК и Ростеха.
─ Планируется ли повышение уровня заработной платы на КАЗе или какая-то индексация?
─ Уровень зарплат на КАЗе конкурентоспособен в рамках региона. На всех предприятиях ОАК, в том числе казанском авиазаводе, ведется постоянная работа по увеличению заработной платы. Так, средняя заработная плата на предприятии за последние два года выросла в полтора раза.