Цены на заправках в республике растут этим летом вместе с показателями термометров. Если литр бензина АИ-95 еще в конце мая преодолел психологическую отметку 50 рублей, то сейчас к ней тянется и литр АИ-92. Почему бензин дорожает и почему в Татарстане топливо все равно дешевле, чем в соседних регионах, узнал корреспондент «РТ».
БИРЖА ДИКТУЕТ
По данным Татарстанстата, розничная цена 95-го бензина в республике впервые превысила 50 рублей в конце мая. К началу июля АИ-95 отпускали автомобилистам на заправках в среднем по 51 рублю за литр, а средняя цена литра АИ-92 установилась на уровне чуть выше 47 рублей. В статистическом ведомстве подсчитали, что с декабря по июнь цены на 92-й и 95-й бензины подросли на 2,47% и 3,06% соответственно.
Согласно информации Татарстанстата на начало августа, 95-й и 92-й стоили на заправках в среднем 51,8 и 47,7 рублей за литр. В отчете также указаны средние цены в регионе для дизельного топлива – 55,3 рубля, и бензина АИ-98 – 63,4 рубля.
Специалисты отмечают, что немаловажную роль в формировании конечных цен на топливо по всей стране оказывают результаты торгов на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. Это крупнейшая в России площадка по торговле нефтепродуктами, нефтью и газом. И там цены летом вовсю шли в рост.
Для сравнения, в начале июня тонна АИ-92 стоила на бирже около 53 тыс. рублей, АИ-95 – 62 тыс. рублей, а по состоянию на 8 августа цена за тонну 92-го бензина достигла на бирже отметки в 61,4 тыс. рублей, за тонну АИ-95 – 67,7 тыс. рублей. Дизельное топливо на торгах в первый день лета стоило 51,2 тыс. рублей за тонну, а к 8 августа подорожало до 61,2 тыс. рублей.
На бирже объяснили, что на цены повлияло предстоящее сокращение демпферных выплат нефтяникам (такие выплаты компенсируют часть разницы между экспортными и внутренними ценами на нефтепродукты, и согласно закону, подписанному в июле президентом России Владимиром Путиным, с 1 сентября они сократятся в два раза. — «РТ»).
Итогом роста биржевых котировок стало повышение розничных цен на заправках.
ПОЧЕМУ? ПОТОМУ ЧТО
Причины роста топливных цен находятся за пределами республики, подчеркнул депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов.
– Топливо дорожает не только в нашей стране, это общемировая тенденция. Например, только за последний месяц в США и Евросоюзе цены на бензин выросли на 10%. В Штатах литр стоит сейчас больше 10 долларов, – заметил депутат.
В то же время в России есть свои причины удорожания горючего, отметил Фаррахов.
– В частности, это сезонные ремонты нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), когда предложение топлива на рынке уменьшается. Одновременно с этим существенно возрастает рост экспорта топлива в дружественные страны. Также необходимо учитывать рост налоговой нагрузки на отрасль, – перечислил Фаррахов.
По его мнению, государство должно принять меры для удержания цен на заправках.
– Их нужно принимать, поскольку рост цен на топливо, особенно в сезон уборки урожая – это дополнительный фактор инфляции, – отметил парламентарий. – Если топлива на внутреннем рынке не хватает, необходимо ограничить его продажу в дружественные страны и наращивать оптовые продажи у себя на бирже.
В Минэнерго РФ тоже следят за ценами на топливо. В недавней беседе с журналистами министр энергетики России Николай Шульгинов заверил, что ведомство готово вмешаться в ситуацию.
– Инструменты для этого у нас есть. Это и ограничение экспорта в случае необходимости, и повышение норматива биржевых торгов на один процентный пункт – такой приказ мы сейчас готовим вместе с ФАС для принятия в ближайшее время, – заявил федеральный министр.
У СОСЕДЕЙ ДОРОЖЕ
Несмотря на всеобщее повышение, цены на топливо в Татарстане все равно остаются ниже, чем в соседних регионах Поволжья. Об этом свидетельствуют данные Управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов РТ. Ведомство еженедельно мониторит ценники на заправках в Приволжском федеральном округе.
По данным мониторинга, на 1 августа максимальная цена 92-го бензина в Татарстане (на некоторых заправках) достигла 47,9 рублей, тогда как максимальная цена в ПФО зафиксирована на уровне 49,3 рубля за литр. Аналогичная ситуация и с бензином АИ-95. Зафиксированный в республике максимум – 51,8 рубля за литр, а в других регионах ПФО показатель достиг 53,5 рубля за литр.
Начальник Управления рационального использования ТЭР Роберт Гилязиев объяснил разницу тем, что в Татарстане добывают нефть, работают свои нефтеперерабатывающие заводы, так что большая часть продукции на наших заправках – собственного производства. К тому же руководство нашей республики уделяет постоянное внимание ценам на топливо.
– Ведь стоимость моторных топлив в конечном счете влияет на стоимость оказываемых услуг и на цены всех товаров. Действительно, в последнее время мы фиксируем повышение цен на моторное топливо. Почему это происходит? Растут отпускные цены на заводах-изготовителях, на бирже. Но в Татарстане автомобилисты находятся в более выигрышном положении по сравнению с соседними регионами. Например, дизель у нас сегодня стоит 54,9, а в Перми – 59,9 рубля за литр, на пять рублей больше.
Кстати, в управлении по результатам своих мониторингов отмечают, что цены на заправках крупных нефтяных компаний более демократичны, благодаря большим объемам производства и отлаженной логистике.
– А цены на АЗС малых предприятий – выше, – отметил Гилязиев. – Но в конечном итоге потребитель сам выбирает, где ему заправляться.