Из шедевров Русского музея

В Государственном музее изобразительных искусств РТ открылась новая выставка из собрания Русского музея

Впервые в Казани представлено сорок восемь живописных полотен, а также документы и фотографии, представляющие широкую и разностороннюю панораму творчества одного из самых блестящих отечественных живописцев рубежа XIX и XX веков Константина Коровина.

64

Автор статьи: Светлана ОЛИНА

Фото: ГМИИ РТ

 

korovin-11
Константин Коровин «Портрет артиста Федора Шаляпина». 1911 г.

В Государственном музее изобразительных искусств РТ открылась новая выставка из собрания Русского музея (Санкт-Петербург). Впервые в Казани представлено сорок восемь живописных полотен, а также документы и фотографии, представляющие широкую и разностороннюю панораму творчества одного из самых блестящих отечественных живописцев рубежа XIX и XX веков Константина Коровина (1861–1939).

 

Русский музей обладает одной из лучших коллекций произведений этого художника. Свежесть и непосредственность восприятия мира, свободная и темпераментная манера письма, жизнеутверждающий характер образов принесли Коровину заслуженную славу крупнейшего представителя русского импрессионизма. Действительно, полные солнечных пятен крымские пейзажи, размытые в свете сумерек парижские улицы на его полотнах сразу и безоговорочно напоминают об этом направлении живописи, первой ласточкой которого в России стала написанная Коровиным в 1883 году «Хористка». В свое время эта картина произвела настоящий фурор. Классикой русской живописи стали пейзажи (на выставке это «Ручей», «На берегу моря», «Белая ночь в Норвегии» и др.) и натюрморты мастера («Сирень», «Розы»). Столь же ярко и всесторонне замечательное живописное дарование Константина Коровина раскрылось в жанре портрета («Портрет Ф.И.Шаляпина», «Портрет Т.С.Любатович», «Автопортрет»). Солнечные и оптимистичные по духу, полные любви к человеку, они стали отражением поисков «отрадного», положительного идеала, свойственных лучшей части русских художников рубежа XIX–XX веков.

 


Свежесть и непосредственность восприятия мира, свободная и темпераментная манера письма, жизнеутверждающий характер образов принесли Коровину заслуженную славу крупнейшего представителя русского импрессионизма


 

Характер творческих исканий «русского импрессиониста» раскрывает также включенный в экспозицию недавно отреставрированный комплекс панно, украшавших стены русского павильона на Всемирной парижской выставке 1900 года. По ее окончании монументальные полотна были переданы в Русский музей, один раз показаны, и после этого на 110 лет спрятаны в фонды. Лишь к 150-летию со дня рождения знаменитого живописца Русский музей нашел средства для реставрации шедевров, которые находились в плачевном состоянии. Глядя на эти удивительные панно («Скалы на берегу моря», «Птицы» и другие), понимаешь, насколько богаче и глубже творчество Константина Коровина, чем мы о нем знали до сих пор.

Кроме того, художник активно работал в театре, создавая эскизы костюмов и декораций к драматическим постановкам, а также операм и балетам. Эта часть его творческого наследия тоже представлена на выставке.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще