В Москве почтили память одного из основоположников татарского театра Газиза Айдарского. В эти дни исполняется 125 лет со дня рождения актера и режиссера.
Памятное мероприятие прошло в Татарском культурном центре столицы при деятельном участии 99-летней дочери Газиза Айдарского и певицы Сары Садыковой. В прошлом Альфия Газизовна – балерина. В свое время она окончила Вагановское училище в Ленинграде и была солисткой театра им. М.Джалиля. Однако большую часть своей по счастью долгой жизни она посвятила сохранению памяти и творческого наследия родителей. Во многом именно ее стараниями в Татарстане появилось два музея – в селе Тутаево Апастовского района и зеленодольском селе Айдарово. Тутаево – это родина предков Сары Садыковой, в Айдарове же в 1899 году родился Газиз Валитов, взявший впоследствии псевдоним Айдарский, в память о своей малой родине.
А познакомились родители Альфии Газизовны в Москве, где они оба учились. Газиз Айдарский – в Центральном театральном техникуме (ныне РАТИ-ГИТИС) а Сара Садыкова – в татарской оперной студии при Московской консерватории. Будучи еще студентом, Айдарский организовал татарский любительский драмкружок, преобразованный позже в Московский татарский рабочий театр. На его подмостках начинали многие видные мастера татарской сцены. Среди них Гульсум Камская, Галия Булатова, Сабир Амутбаев (будущий основатель Мензелинского театра), режиссеры Гали Ильясов, Гумер Девишев, а также воспитанники Татарской оперной студии.
Московская труппа, бессменным худруком которой был Газиз Айдарский, работала в Малом татарском переулке в доме Асадуллаева, где сейчас располагается Татарский культурный центр столицы. В память об этом на здании установлена мемориальная доска. По словам Альфии Айдарской, она чувствует себя здесь как дома, потому что с детства помнит эти стены.
Среди тех, кто посещал спектакли татарского театра в Москве, были Муса Джалиль, Шамиль Усманов, Баки Урманче… Джалиль помогал театру с переводами на татарский язык классических произведений, писал рецензии на спектакли. И он же, по словам Альфии Газизовны, организовывал похороны ее отца, который прожил до обидного мало – всего 34 года. «Помню такую картину. Я сидела в грузовике, рядом с шофером. Муса Джалиль открыл дверь, погладил меня по волосам, улыбнулся. Мне запомнились только его глаза. Когда я уже работала в оперном театре, в газетах стали появляться его фотографии и статьи, где друга моего отца называли «предателем». Я узнала эти глаза», – вспоминает дочь Газиза Айдарского.
Причиной ранней смерти режиссера был туберкулез, но даже будучи уже больным, он продолжал активную творческую деятельность, а также преподавал в театральном техникуме, написал и выпустил книгу «Об искусстве театра». Любопытная деталь: на юбилейном вечере, посвященном 25-летию МХАТа, именно Айдарский от имени руководства Татарской республики приветствовал Станиславского и Немировича-Данченко.
«Если бы отец не скончался в 1933 году, то в период культа личности, в 37-м, его постигла бы печальная участь политического репрессированного», – считает Альфия Газизовна. По ее словам, в своих последних письмах жене Айдарский прямо говорит о том, что чувствует за собой слежку…
Московский татарский рабочий театр просуществовал с 1924 по 1933 год, и для своего времени, безусловно, это было уникальное явление. После смерти Газиза Айдарского основная часть труппы переехала в Казань и работала в филиале ТГАТ им. Г.Камала, на базе которого впоследствии был образован Тинчуринский театр.
В концерте-приношении Газизу Айдарскому в Татарском культурном центре Москвы звучали песни Сары Садыковой, которая участвовала почти во всех музыкальных постановках мужа-режиссера. «Большое спасибо москвичам. Ведь в свое время именно они открыли всем певицу Сару Садыкову. Москва стала ее университетом», – отметила Альфия Айдарская.