или Грустная история цветного стекла
По итогам прошлого года мы с коллегой – редактором отдела сельской жизни нашей газеты Фаридой Якушевой стали лауреатами XI Всероссийского журналистского фестиваля «Власть народная». Всего на него было подано более шестисот заявок из шестидесяти регионов России, из Испании, Греции, Украины и Белоруссии. Поэтому оказаться в числе сорока счастливчиков, чьи материалы, по мнению жюри, оказались лучшими, было приятно, почетно и ко многому обязывало. Организаторы конкурса не ограничились стандартной церемонией награждения, а организовали для лауреатов трехдневный пресс-тур в Вышневолоцкий район Тверской области, в ходе которого журналисты в неформальной обстановке поделились опытом с коллегами, вдохновились новыми идеями, а также повысили свои профессиональные компетенции, участвуя в круглых столах и деловых играх.
Разместили нас в пятнадцати километрах от города Вышний Волочек – в мини-гостинице «Эко Парк» деревни Почвино. Здесь, на берегу озера Мстино, в окружении соснового леса, когда-то находился пионерский лагерь: гипсовые скульптуры то мальчика с горном, то кружащихся в танце девочек белыми призраками встречали нас в самых неожиданных местах. Здешний предприниматель переделал бывший детский лагерь в место, где можно комфортно отдохнуть на природе. В деревянных домиках, несмотря на прохладную погоду, было тепло и уютно. Чистый воздух, лес, тишина, в центре парка в пруду плавает пара белых лебедей… Но наслаждаться красотами местной природы практически не оставалось времени – дни были насыщены деловыми мероприятиями и экскурсиями и пролетели на одном дыхании.
Легендарное место на Вышневолоцкой земле – это Академическая дача им. И.Е.Репина в поселке Солнечном. Это старейшая и широко известная творческая база Союза художников России. Расположена в живописном месте на берегу реки Мсты и озера Мстино (недалеко от нашего места проживания). Открылась она в 1884 году как место летней практики для малоимущих студентов Императорской Академии художеств. Здесь работали Репин, Куинджи, Бродский, Левитан, Васнецов и другие известные художники. В годы революции дача превратилась в пионерский лагерь и была возвращена академии лишь в 1948 году. Сейчас на ее территории несколько строений – в том числе музей, где можно увидеть работы художников, которые когда-то здесь творили. Это самое старое здание. Но больше всего привлекают творческие мастерские художников, построенные в 70-х годах. Это небольшие одноэтажные домики, которые построены не параллельно дорожкам, а под углом – чтобы солнце падало именно в том направлении, в котором нужно мастеру. Каждый состоит из двух отделов – комнаты для жилья и собственно мастерской.
Сейчас Вышний Волочек – это тридцать два километра набережных, четыре реки, четыре канала, более тридцати мостов. Город мог бы стать российской Венецией, если бы здесь были проведены основательная реконструкция и благоустройство. К сожалению, несмотря на такую богатую историю и возможность завлечь сюда туристов (рядом проходит федеральная трасса), этот фактор пока используется мало
Что интересно, Вышний Волочек – административный центр Вышневолоцкого района – тем не менее в него не входит, это отдельное муниципальное образование со своим руководством и бюджетом, имеющее статус города областного значения. Место с богатой историей неразрывно связано с водой. Впервые оно упоминается в летописях XV века. Почему у города такое название? Это было место сухопутной перевалки грузов, которые доставлялись сюда на судах по реке Тверце. Затем весь багаж перекладывался на телеги, а под суда подкладывались огромные бревна – волокуши, и их тащили волоком до реки Цны, где они шли уже по воде до Нижнего Новгорода. Так как расстояние для волока считалось небольшим – всего-то десять верст, то и место стало зваться Волочек. Знаменит он еще и тем, что здесь по приказу Петра Первого был построен первый канал – искусственный водный путь. Благодаря его развитию, строительству дополнительных каналов и других гидротехнических сооружений возникла Вышневолоцкая водная система – старейшая искусственная водная система в России. Она долгое время служила важнейшим путем сообщения между Санкт-Петербургом и центральной Россией.
Благодаря этой системе Вышний Волочек процветал и разрастался. При развитии железнодорожного транспорта необходимость в ней утратилась. Главное назначение водной системы на данный момент – это подпитка реки Волги, поддержание уровня воды.
Сейчас Вышний Волочек – это тридцать два километра набережных, четыре реки, четыре канала, более тридцати мостов. Город мог бы стать российской Венецией, если бы здесь были проведены основательная реконструкция и благоустройство. К сожалению, несмотря на такую богатую историю и возможность завлечь сюда туристов (рядом проходит федеральная трасса), этот фактор пока используется мало.
Думаю, у бережливых хозяев, чья молодость пришлась на времена Советского Союза, найдется среди домашней утвари ваза из цветного стекла, симпатичный сервиз или графинчик с петушком, сидящим внутри. Все эти изделия создавались на знаменитом в то время стекольном заводе «Красный май». Это легендарное предприятие с удивительной историей, которого, увы, уже нет. На то, что создавалось умельцами на этом заводе, теперь можно посмотреть только в музее, находящемся в Вышнем Волочке.
Честно говоря, при виде великолепия стеклянных изделий разных цветов и оттенков становится грустно, что такой красотой можно только любоваться и нельзя купить. Производство было остановлено еще в 2001 году, а в 2002-м завод был признан банкротом. А ведь предприятие работало почти полтора века.
В 1859 году завод был основан московским титулярным советником Самариным как химический, здесь выпускались купорос, нашатырный спирт, купоросное и амбарное масло и даже крепкая водка. Однако дело не пошло, и через три года его выкупил вышневолоцкий купец второй гильдии Андрей Болотин. С 1873 года завод становится стекольным. В то время здесь работали простые выдувальщики, которые делали аптекарскую и кондитерскую посуду, используя обычное бесцветное стекло. Но Болотин засылал гонцов на другие стекольные производства, где вычисляли лучших мастеров, а затем спаивали их. В хмельном состоянии те подписывали договоры о том, что будут работать на стекольном заводе Болотина.
Таким неоднозначным способом купец заполучил к себе удивительного мастера Василия Векшина, который обладал тайной создания цветного стекла. И с того момента завод переходит на новый уровень работы – здесь начинают выпускать цветную столовую посуду, керосиновые лампы и многое другое.
Стекло варится при температуре почти полторы тысячи градусов. Мастера-выдувальщики работали тогда с помощью металлической трубки и незатейливых инструментов, это щипцы, ножницы, катальники и щетки. С их помощью мастера творили удивительные вещи. Делались они вручную, поэтому это был долгий процесс.
Рассказывать о художественных работах мастеров можно бесконечно… | |
На заводе в лучшие годы работало три с половиной тысячи человек. Сюда приезжали художники даже из-за рубежа, чтобы поэкспериментировать с цветным стеклом. |
А спрос на цветные художественные изделия возрастал. И в 20-е годы прошлого века на заводе начинают выпускать изделия с использованием пресса – была создана специальная металлическая форма с уже нанесенным рисунком. Процесс штамповки занимал две-три минуты, и рынок стал насыщаться интересными изделиями.
В музее есть уникальная вещь конца XIX – начала XX века – вазочка неизвестного мастера. Ее исключительность в том, что она создана из четырех слоев стекла. Соединить два-то слоя сложно, чтобы они не треснули, а тут четыре! Кроме того, на вазочке рисунок, который вытравливался специальной кислотой.
Современные мастера пытались воссоздать такую же вещь, но ничего не вышло.
Изделия из красного стекла называются цвета «золотой рубин». И не просто так. Во времена Болотина, чтобы получить красные оттенки стекла, при его варке в печь добавлялось чистое золото.
Делали тогда мастера и шутейные сосуды, к примеру, графин, в который можно налить шесть видов жидкости, и они не смешаются.
Ну а советский период биографии предприятия знаменит созданием изделий из сульфидно-цинкового стекла, которое напоминает керамику. Изобретено оно в 50-е годы на Ленинградском художественном заводе советскими инженерами. На «Красном мае» оно закрепилось основательно в 1964 году, когда изделия из сульфидного стекла пошли в массовое производство – салатники, вазочки, кружки и многое другое.
У этого стекла есть второе название – «русское чудо» – за неисчерпаемое богатство цвета.
«Красный май» был единственным заводом в мире, где сульфидное стекло выпускали так массово. При этом каждое изделие было особенным – его цвет зависел от температуры и времени обработки.
Завод был знаменит еще и тем, что именно здесь были сделаны звезды, украшающие башни Московского Кремля. Первый заказ на изготовление рубинового стекла для звезд здесь получили в 1944 году. В течение полутора лет разрабатывался рецепт многослойного стекла. Мастерам необходимо было учесть массу факторов.
Сначала пробовали соединять белое и красное стекло. Оно трескалось, и ничего не получалось. Потом решили соединить его с бесцветным. В итоге стекло для кремлевских звезд сделали в четыре слоя – соединив красное, белое и два слоя бесцветного стекла. Это очень длительная и ювелирная работа. Для каждого слоя есть свой коэффициент расширения. Вся масса стекла взвешивалась вплоть до миллиграмма. В 1946 году кремлевские звезды были собраны и зажжены над Красной площадью.
Второй раз варили такое стекло в 1974 году, когда шла их реставрация.
Мимо полок с шутейными рюмочками, которые называются «пей до дна» (пока не выпьешь, не сможешь их поставить), фужерами, корзиночками и прочей цветной стеклянной утварью сложно пройти равнодушно. Вот известный всему Союзу графин с сидящим внутри петушком – такой сувенир выпускался массово, и только здесь. Среди этих графинов есть необычный, который называется «На опохмел». Сидящий внутри петушок в нем – не только для красоты. Когда напиток наливается, то часть его «прячется» в петушке. Выпиваешь все содержимое графина, а за ночь все «спрятанное» появляется обратно. Так что с утра можно поправить свое здоровье…
Вот именитое изделие – торшер «Брежневский». Это копия того самого, что был сделан красномайскими выдувальщиками и подарен главе государства на его семидесятилетие.
Честно говоря, при виде великолепия стеклянных изделий разных цветов и оттенков становится грустно, что такой красотой можно только любоваться и нельзя купить. Производство было остановлено еще в 2001 году, а в 2002-м завод был признан банкротом
Рассказывать о художественных работах мастеров можно бесконечно… На заводе в лучшие годы работало три с половиной тысячи человек. Сюда приезжали художники даже из-за рубежа, чтобы поэкспериментировать с цветным стеклом.
Жаль, что вся эта красота осталась только в музее.
Те же счастливчики, у которых сохранились изделия завода «Красный май», обладают уникальными вещами. Ведь все, что с ним связано, теперь только история… Предприятие разрушено, а традиции российских мастеров-стеклодувов, к большому сожалению, утрачены.
И как тут не вспомнить о Васильевском стекольном заводе, что в Зеленодольском районе Татарстана. И у этого предприятия богатая биография. В наших репортерских планах – побывать и здесь. А что? Тоже интересно…