«Угробить Cessna – надо постараться»: владельцу рухнувшего под Казанью самолета запрещали перевозки

При крушении погибли трое: 41-летний пилот самолета Евгений Гущин и двое пассажиров – женщина и ребенок.

Автор статьи: Дарья СУББОТИНА

Продолжают бороться за жизнь единственного выжившего в авиакатастрофе, произошедшей в Камско-Устьинском районе, медики РКБ. Одновременно идет расследование уголовного дела по факту падения Cessna-172 . Вполне вероятно, что компания «Летай с нами» катала туристов без разрешения на коммерческие перевозки: в прошлом году по иску транспортной прокуратуры владельцу упавшей Cessna запретили проводить авиаэкскурсии.

А БЫЛ ЛИ КОПТЕР?

Напомним, трагедия произошла  утром 10 июля. Семья из трех человек вместе с пилотом поднялась на легкомоторном самолете Cessna-172 в воздух с аэродрома в Камском Устье, чтобы с высоты полюбоваться местными красотами. Внезапно самолет рухнул в поле и загорелся. При крушении погибли трое: 41-летний пилот самолета Евгений Гущин и двое пассажиров – женщина и ребенок. Отец семейства чудом выжил, но находится в тяжелом состоянии, санавиацией его доставили в РКБ. Семья приехала в Татарстан из Нижнего Новгорода.

Состояние пациента остается тяжелым. Ему сделали необходимые операции. Пациент находится в реанимации под круглосуточным наблюдением, – сообщили «РТ» в Минздраве республики.

Центральное межрегиональное следственное управление на транспорте СК России возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ: «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Приволжская транспортная прокуратура ведет проверку.

Владелец легкомоторника и руководитель компании «Летай с нами» Степан Смирнов в разговоре с корреспондентом «РТ» в день трагедии не смог назвать причину ЧП – самолет был исправный, пилот опытный. Смирно высказал версию, что виновником трагедии стал квадрокоптер, который запустил кто-то из отдыхающих. Его версию косвенно подтверждает и появившееся накануне трагедии сообщение на сайте Камско-Устьинского района об участившихся случаях «несанкционированных запусков беспилотников в районах аэродромов (вертодромов, посадочных площадок), которые представляют наибольшую угрозу для безопасности полетов».

Тем временем в телеграм-каналах продолжают обсуждать версию, что пилот самолета мог во время полета передать штурвал пассажиру. Якобы компания «Летай с нами» предоставляла клиентам такую услугу всего за 1000 рублей. Эта информация подтверждалась и на странице самой компании «ВКонтакте», которая сейчас уже закрыта. Недоступны также сайт и телеграм-канал компании.

Да вы что, за штурвалом сидел только пилот, перед вылетом он нам сразу сказал, что штурвал трогать нельзя, сын расстроился, что ему даже потрогать не разрешили, – рассказала корреспонденту «РТ» Алсу Муртазина из Казани, которая с сыном и сестрой летала с пилотом Алексеем Гущиным на Cessna в мае. – Никаких нарушений со стороны пилота не было. Перед полетом самолет сначала проверяли, потом нас посадили, провели инструктаж, даже дважды. Полет прошел плавно и спокойно. С диспетчерами пилот тоже постоянно связь держал.

«МАЛАЯ АВИАЦИЯ ВСТАНЕТ НА СТОП»

Cessna – очень надежная и давно зарекомендовавшая себя машина. А благодаря тому, что самолет очень массовый, запчастей для них вагон, проблем с ремонтом нет. Поэтому инцидент на Камском Устье для меня – крайне странное происшествие. Скорее всего тут вина пилота и тех, кто допустил его к полетам. Потому что угробить такой самолет – это надо постараться, – высказал корреспонденту «РТ» свое мнение о причинах ЧП  гендиректор агентства воздушного, железнодорожного транспорта и туризма AVT Азамат Сабиров. – Малая авиация у нас под таким же контролем, как и большая, то есть самолеты проходят регистрацию в Росавиации и контролируются этим же ведомствам. По крайней мере, так должно быть. Такие строгие требования, с учетом получения всех согласований и разрешений делают малую авиацию не очень привлекательной для бизнеса. Уверен, что после такого происшествия малую авиацию возьмут под еще более жесткий контроль, и это может вообще остановить ее на какое-то время.

ПРЕДЪЯВИТЕ ДОКУМЕНТЫ

Как оказалось, у компании «Летай с нами» уже были проблемы с документами. По этой причине в 2022 году Татарская транспортная прокуратура обратилась в Вахитовский райсуд с требованием запретить коммерческие полеты трем лицам, в том числе Степану Смирнову. Тогда у владельца легкомоторника не было обязательного сертификата эксплуатанта от Росавиации, без которого летать нельзя. Суд удовлетворил требование прокуратуры и запретил Смирнову экскурсионные полеты, пока он не получит тот самый сертификат. Решение пытались обжаловать в Шестом кассационном в Самаре, но в марте 2023 года его оставили без изменения.

Не исключено, что разрешения на полеты у «Летай с нами» нет и по сей день. По крайней мере, в перечне компаний, имеющих сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок, корреспондент «РТ» компанию Смирнова не обнаружила.

СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС

Как следует из материалов дела, опубликованных на сайте Вахитовского райсуда, владельцем сайта letaisnami.info является Рената Смирнова – супруга Семена Смирнова. О том, что «Летай с нами» – их семейный бизнес, Рената, которая представляется в соцсетях как психолог, сама рассказывала широкой публике. Писала, что в 2011 году ее муж работал полицейским за маленькую зарплату, а потом пара подалась в бизнес: продавали разное, от наклеек на телефоны до ювелирных украшений. В конце концов открыли «Летай с нами». После вчерашнего ЧП женщина подчистила из соцсетей все упоминания об экскурсионных полетах.

Любопытно, что на подарочных сертификатах своей компании, которые активно продавали супруги Смирновы, была указана Федерация любителей авиации России (ФЛА) в РТ. Но, как сообщил «РТ» председатель ФЛА в республике Марат Фазлиев, «Летай с нами» не имеет к федерации никакого отношения.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще