«Угнетающий погибает, а справедливый правит»

Эта надпись была выполнена на тамге хана Золотой Орды Улу-Мухаммеда

Сотрудники Государственного архива Татарстана провели презентацию древних документов с родовыми знаками татарского и башкирского народов на тему: «Тамга в истории народов Поволжья и Приуралья».

 

Автор статьи: Шамиль БАГАУТДИНОВ

Фото: Шамиль Багаутдинов

 

Тамга

 

Сотрудники Государственного архива Татарстана провели презентацию древних документов с родовыми знаками татарского и башкирского народов на тему: «Тамга в истории народов Поволжья и Приуралья».

 

…«Угнетающий погибает, а справедливый правит». Эта надпись была выполнена на тамге (родовом фамильном знаке) хана Золотой Орды Улу-Мухаммеда. Она удостоверяла написанное арабской вязью послание турецкому султану Мураду II о необходимости возрождения торговых и дипломатических связей. По контуру тамги – слова «Ля Илаха иль Алла Мухаммад расул Улла» («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его»).

Очевидно, что основатель Казанского ханства обозначил в этой сложносоставной личной печати свой девиз. Судя по документу, хан стремился к налаживанию отношений с иноземными правителями и грамотно занимался внешней политикой.

 


Должностные лица использовали в качестве тамги печати. Как правило, записи актов гражданского состояния, «нотариальные» освидетельствования производились в мечетях муллами, которые имели собственные печати. Таким же образом удостоверяли свои решения судьи


 

Главный архивист отдела выставочной и публикаторской деятельности Госархива Динар Фатихов разворачивает муляж этого древнего документа и показывает собравшимся на презентацию журналистам и любителям истории. Сотрудники архива сделали подборку наиболее интересных древних документов, рассказали, где и как использовались родовые знаки.

– Наиболее известный из них – тамга хана Бату, – говорит заместитель директора по научной и публикаторской деятельности Госархива Ильдар Шафиков. – А вообще, каждый потомок определённого рода заимствовал фамильный герб своего предка и добавлял к нему дополнительный элемент либо видоизменял его. Часто родовые знаки представляли собой пиктограммы – простейшие изображения, имеющие в своей основе геометрические фигуры, схематические изображения животных и птиц, а также буквы алфавита.

Также тамга использовалась в качестве подписи на документах – метрических книгах. Например, в большинстве татарских метрик вплоть до начала ХХ столетия в записях о браке стоят тамги родителей супругов и свидетелей. Также тамгой обозначалось имущество, ставилось тавро на скот.

 

Тамга1

 

Должностные лица использовали в качестве тамги печати. Как правило, записи актов гражданского состояния, «нотариальные» освидетельствования производились в мечетях муллами, которые имели собственные печати. Таким же образом удостоверяли свои решения судьи.

Вот, к примеру, доверенность на получение наследства родственникам лектора персидского языка Казанского университета Аджи Мир-Абуталиба Мир-Моминова, выполненная арабскими буквами и датированная 1846 годом. Или рапорт на кириллице старосты Новой Татарской слободы Мусы Шафеева в Казанскую татарскую ратушу об уплате векселя служивым татарином Якупом Ягофаровым с оттисками тамг оценщиков Мунасыпа Юсупова и Аюпа Муксинова (1783 г.).

Немало любопытных документов с использованием тамг было представлено на обозрение в Государственном архиве РТ. Эти свидетельства седой старины помогают лучше узнать историю государства, проникнуться уважением к своим предкам.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще