Золотую медаль завоевал на Международной олимпиаде по информатике в Венгрии, завершившейся в начале сентября, десятиклассник казанского лицея-интерната №2 Гимран Абдуллин. Кроме него в составе российской сборной был еще один казанец (золотые медали в итоге получили все четверо российских школьников). Но выпускник лицея КФУ Валерий Родионов сейчас уже живет в Москве, став студентом Высшей школы экономики. А 15-летний Гимран продолжает учебу в лицее. Вернувшись из Венгрии, он немного приболел, а как только выздоровел, дал интервью корреспонденту «РТ».
ФУТБОЛ МАТЕМАТИКЕ НЕ ПОМЕХА
В детстве Гимран увлекался футболом, шахматами и математикой. В математике он был особенно силен. В школе деревни Шамонино Уфимского района Башкортостана, где мальчик начинал учиться, были, по его словам, очень хорошие учителя. Но в какой-то момент родители школьника решили: чтобы как следует раскрыть потенциал способного ребенка, ему нужна более основательная подготовка.
После того, как Гимран окончил пятый класс, его пытались перевести в какую-нибудь уфимскую школу с математическим уклоном. Но сельский мальчик тамошних педагогов не заинтересовал. И тут учитель, с которым Гимран занимался математикой, рассказал, что в Казани есть лицей-интернат для мальчиков, который славится талантливыми учениками. Так наш герой оказался в столице Татарстана и выдержал конкурс в лицей №2 Московского района. Три первых года он жил в интернате, а потом и вся его семья перебралась в Казань.
В лицее Гимрану очень понравилось – тут его окружали такие же, как он, заряженные на учебу мальчишки.
– Среди наших старшеклассников были победители и призеры разных всероссийских олимпиад, и было так круто, что к ним можно подойти, поговорить, посоветоваться о чем-то… – рассказывает он.
Кроме занятий математикой, физикой, информатикой и прочими серьезными науками, в лицее в почете и спорт, так что с футболом Гимран по-прежнему дружит. Говорит, что и на летних сборах, куда приезжают готовиться к международным олимпиадам российские школьники, футбол и баскетбол – в топе занятий в свободное время. Так что скучными ботанами одаренных школьников не назовешь. И уж точно такого не скажешь про самого Гимрана – заводного и вечно улыбающегося.
Его учитель информатики Ильшат Сафиуллин уверен, что занятия спортом очень помогают в подготовке школьников к олимпиадам:
– Спорт формирует характер, учит ставить перед собой цели и много работать для того, чтобы их добиваться.
«КОМПЬЮТЕР БЫСТРЕЕ ТЕБЯ В МИЛЛИОН РАЗ, НО ТЫ ЕМУ УКАЗЫВАЕШЬ»
Информатику Гимран начал учить в шестом классе по усиленной программе – четыре урока в неделю.
– Информатика мне кажется более динамичной, чем математика, я ее сразу полюбил, – признается олимпиадник-международник. – Компьютер быстрее тебя в миллион раз, но именно ты ему указываешь, что делать. Это мне понравилось. Перед тобой двойной вызов: надо придумать алгоритм, чтобы машина смогла решить задачу с наибольшей скоростью и наименьшими затратами, а потом еще записать этот алгоритм так, чтобы компьютер тебя «понял». При этом, в отличие от математики, ты сразу видишь результат, понимаешь, работает ли твой алгоритм.
В российской команде на олимпиаде в Венгрии, где кроме двух казанцев были два москвича, Гимран оказался самым младшим. Двое ребят были уже без пяти минут студентами, третий перешел в 11-й класс. Но соревноваться со старшими ему не впервой. На всероссийской олимпиаде по информатике, вспоминает Гимран, он занял второе место. Первое досталось его ровеснику, а соперники-одиннадцатиклассники отстали…
После всероссийской олимпиады и летних сборов, где соревновались сильнейшие в информатике ребята со всей страны, Гимран Абдуллин был отобран в сборную России для поездки на международную олимпиаду в Венгрию (она проходила в городе Сегед). Говорит, что после сложнейшего отбора ехал туда с ощущением, что он самый сильный и все может, и совершенно не волновался.
Оказалось, расслабляться было нельзя. В первый соревновательный день надо было решить три задачи за пять часов. Максимум, который можно получить за каждую задачу, –100 баллов, итого – 300. Но Гимран неожиданно для себя набрал меньше 140 баллов, что сильно ниже его уровня…
– На всеросе обычно первая задача самая простая, а последняя – самая сложная, – не то чтобы оправдывается, но объясняет Гимран. – А тут было непонятно, какая из задач проще… Но во второй, заключительный день соревнований я пришел уже более заряженным, быстро разобрался, с чего лучше начинать, и первую задачу, как потом выяснилось, решил быстрее всех.
Правда, в золотую медаль казанский школьник все равно не верил до последнего – очень уж слабым казался результат первого дня. Но удача улыбнулась. По правилам золотые медали получали первые тридцать человек в турнирной таблице, и Гимран оказался тридцатым.
«ЗНАЮ, ЧТО МОГУ ЛУЧШЕ!»
Во время «разбора полетов» выяснилось, что задачи на олимпиаде в этом году были сложнее, чем обычно. Даже китайские ребята, занявшие первые два абсолютных места, не набрали максимальных баллов, хотя в прошлые годы абсолютным лидерам турнира это удавалось.
Кстати, с китайской командой, рассказывает Гимран, они очень подружились и до сих пор общаются. И вообще, обстановка на олимпиаде была очень душевной. Несмотря не то, что ребятам из России не позволили выступать под родным флагом, негатива по отношению к себе не чувствовали. Свободно общались с участниками из других стран.
– Не зря же у меня английский один из любимых уроков! – смеется Гимран.
Как оказалось, в лицее у юного компьютерного гения индивидуальный учебный график. Например, на уроки географии и биологии он не ходит, просто сдает по ним зачеты. Зато может дополнительно заниматься профильными предметами.
– Мы стараемся создавать олимпиадникам оптимальные условия для подготовки, – объясняет преподаватель Ильшат Сафиуллин. – У Гимрана в классе учатся ребята – призеры российских олимпиад по химии, астрономии, той же информатике… Такое соседство их подстегивает, все хотят показывать максимальные результаты.
Получив золото международной олимпиады, десятиклассник Гимран Абдуллин уже фактически обеспечил себе место в любом вузе страны. Но он пока не решил, куда будет поступать. Пока у него есть одна цель – на будущий год снова отобраться в команду на международную олимпиаду по информатике. Потому что золотая медаль – это, конечно, хорошо, но тридцатое место в абсолютном зачете его решительно не устраивает: «Я знаю, что могу лучше!».