Три реверанса королю. В Казани завершился V Международный органный фестиваль

За свою пока недолгую историю он сумел вызвать неподдельный интерес публики благодаря разнообразию концертных программ и звездным участникам.

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Фото: muzlifemagazine.ru; rockgig.net; nsorb.com

За свою пока недолгую историю он сумел вызвать неподдельный интерес публики благодаря разнообразию концертных программ и звездным участникам.

Необычна сама идея фестиваля, предложенная пять лет назад художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра Татарстана (ГАСО РТ) Александром Сладковским. Органных фестивалей проводится множество, но, как правило, король инструментов звучит либо соло, либо в сочетании с другими отдельными инструментами. А вот со­единить орган и симфонический оркестр – это действительно эксклюзивный формат. «Моя стратегия – делать все, что может способствовать развитию оркестра», – подчеркивает Александр Сладковский.

ГОСТЬ ИЗ ТОСКАНЫ

Высокую планку нынешнему фестивалю задало выступ­ление итальянского органиста и композитора Эудженио Марии Фаджиани. И в целом программу первого вечера можно было назвать итальянским путешествием по эпохам и стилям. Прозвучали сочинения Боккерини, Респиги и самого Фаджиани. В Казани состоялась российская премьера его Концерта для органа и струнных. «Я глубоко верующий, поэтому всегда полон надежды, и музыка отражает это. В ней есть энергия. И такая же энергия  у вашего оркестра», – поделился впечатлениями гость из Тосканы, титулярный органист францисканского храма в Ла Верне. В прошлом году Эудженио Мария Фаджиани был членом жюри Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева в Калининграде, и это стало отправной точкой его сотрудничества с Россией.

ПАССАКАЛИЯ БАХА И САМОЛЕТЫ

В рамках фестиваля выступил еще один зарубежный гость – венгерский органист и дирижер Даниэль Шомодьи-Тот, программа же второго вечера целиком была посвящена творчеству Баха. В частности, казанской пуб­лике был явлен довольно смелый эксперимент: сначала Даниэль Шомодьи-Тот исполнил знаменитую Пассакалию до минор в оригинальной версии (для органа соло), а затем продирижировал ее симфонической транскрипцией. «Пассакалия настолько сложна, значима и многогранна, что один орган, хоть он и король инструментов, не может передать ее величия. Сам того не подозревая, Бах написал симфоническую поэму для органа», – уверен венгерский музыкант. Любопытно, кстати, что у себя на родине он не только возглавляет симфонический оркестр города Дебрецен (второго по величине после Будапешта), но и владеет небольшой авиакомпанией. По словам Даниэля, оказавшись в свое время перед выбором: музыка или семейный бизнес, он в итоге попробовал совместить любовь к Баху и самолетам, и у него это получилось. А участие в казанском фестивале он прокомментировал так: «Исполнять с оркестром Татарстана произведения Баха, который занимает особое место в моем сердце, было огромным удовольствием».

МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА

В третьей, финальной программе, представлен­ной в БКЗ им. С.Сайдашева

20 марта, прозвучали сочинения современных российских композиторов, в том числе написанные специально для фестиваля. Например, именно так родился органный концерт «Хронос» петербуржца Антона Танонова. О концепции своего сочинения он говорит так: «Есть ли способ «остановить мгновенье»? Целых два – написать музыку или создать часы…» В концерте «Хронос» пять частей, каждая из которых посвящена образу Времени и… одной из культовых марок российских часов («Ракета», «Штурманские»). В истории фестиваля это уже вторая мировая премьера. Годом ранее по заказу ГАСО РТ композитор Эльмир Низамов создал концерт для органа с оркестром «Великий шелковый путь».

На закрытии фестиваля состоялись также казанские премьеры сочинений Владимира Королевского (Сочи) и Николая Бирюкова (Белгород). А парад солистов открыла 15-летняя московская органистка Ирина Крюкова.

«Мы не замыкаемся на каком-то одном направлении, — говорит куратор фестиваля, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая. – Я благодарна Александру Сладковскому за возможность творчества, воплощения самых необычных и амбициозных программ. Важно и то, что публика приходит, чтобы открыть для себя новые музыкальные миры».


между  тем

С элементами фольклора и эффектами киномузыки

Симфонический оркестр Башкортостана подготовил новую программу к традиционному весеннему туру по городам Татарстана.

Традиция эта зародилась в 2021 году, и с тех пор каждый апрель известный творческий коллектив радует татарстанских слушателей исполнением шедевров мировой классики и яркими премьерами. К тому же в этом году башкирские «симфоники» выступят в новом статусе: недавно творческому коллективу присвоено звание «академический».

Первый концерт состоится 3 апреля в Казани на сцене БКЗ им. С.Сайдашева. Искушенной казанской публике будут представлены сочинения композиторов-импрессионистов Клода Дебюсси и Отторино Респиги, а изю­минкой программы станут премьеры новых сочинений Дмитрия Крюкова, главного дирижера ГАСО РБ. С недавнего времени маэстро увлекся созданием композиций с элементами башкирского фольклора и эффектами киномузыки. В рамках весенних гастролей впервые в Казани прозвучат симфоническая сага «Легенды древнего Урала» и Концерт для кларнета с оркестром, который автор посвятил первому исполнителю – кларнетисту Артуру Назиуллину.

С этой же программой уфимские музыканты выступят 5 апреля в Органном зале Набережных Челнов и 6 апреля на сцене Нижнекамского музыкального колледжа им. С.Сайдашева.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще