Транспортная неразбериха: как преодолеть?

С автостанцией в Елабуге творится что-то неладное…

Много лет елабужане жаловались, что в городе нет автостанции. Теперь жалуются на то, что она появилась. Почему, едва начав работать, этот объект огорчил и разочаровал жителей?

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Фото: Марина Сельскова

С автостанцией в Елабуге творится что-то неладное…

 

автовокзал-в-елабуге1

 

Много лет елабужане жаловались, что в городе нет автостанции. Теперь жалуются на то, что она появилась. Почему, едва начав работать, этот объект огорчил и разочаровал жителей? Кто может исправить ситуацию? Чтобы разобраться в этом, пришлось провести целое расследование.

 

ЧТО ПРОИЗОШЛО?

В Елабуге наконец-то появилась автостанция, ее построил частный инвестор. «Счастье-то какое! Цивилизация вернулась!» – так комментировали елабужане эту новость в конце сентября.

Однако сразу что-то пошло не так. На следующий день после торжественного открытия с разрезанием красной ленточки выяснилось, что автостанция не работает. Почти два месяца новый объект простоял закрытым. Как отчитывался начальник отдела инфраструктурного развития исполкома города Евгений Николаев, не получалось заключить договоры с некоторыми перевозчиками.

В конце октября в администрации Елабуги состоялось совещание, на котором решали судьбу автостанции. Незадолго до этого активисты татарстанского штаба Общероссийского «Народного фронта» после проверки раскритиковали Менделеевск, где вновь построенная автостанция превратилась в торговый центр.

 


Проблема может показаться местечковой, однако в действительности она касается большого числа жителей востока республики, которые перемещаются между Набережными Челнами и Елабугой


 

Опасаясь, что и в Елабуге новый транспортный объект из-за невостребованности превратится в «какую-нибудь забегаловку», руководство города предложило замкнуть на автостанции все рейсы – и междугородние, и пригородные, и городские. «А для этого начальная и конечная остановки должны располагаться именно на автовокзале, и междугородние автобусы не должны останавливаться на остановках в городе, поскольку для этого есть официальная остановка», – передала слова главы муниципалитета Геннадия Емельянова районная газета.

Запрет на остановки в городе по пути следования межмуниципальных рейсов и стал камнем преткновения. В первую очередь это касается рейса Елабуга – Набережные Челны (№130), которым еженедельно пользуются сотни пассажиров, а многие ездят каждый день. Новые правила сделают дорогу между городами дольше, неудобнее и дороже. Это уже вызвало бурю возмущения в социальных сетях, елабужане жалуются в различные инстанции, обратились за помощью и в нашу газету.

 

КАК БЫЛО

Лет пятнадцать подряд автобусы, следующие в Набережные Челны, проезжали через всю Елабугу, посадка происходила на остановках. Это было удобно и экономило время. Автобус ходил с кондуктором. Но ведь автостанция – это шаг вперед в развитии транспортной инфраструктуры! Так в чем же проблема?

Во-первых, говорят елабужане, проблема в расположении автостанции. Её построили на краю города, в районе, противоположном выезду в Набережные Челны. Жителям большей части Елабуги нужно ехать через весь город, чтобы затем преодолевать это расстояние снова. Если раньше дорога до автограда занимала около 40 минут, то теперь как минимум вдвое больше. При этом городской транспорт ходит в Елабуге нестабильно, в часы пик маршрутки переполнены. Елабужане, работающие в автограде, не представляют, как будут успевать на работу.

 

 Ежедневно между городами перемещаются сотни студентов.
Самое крупное учебное заведение  Елабуги – институт КФУ – расположен у выезда по дороге в Набережные Челны. Раньше здесь останавливался междугородний автобус. Теперь, чтобы уехать домой, иногородние студенты будут вынуждены ловить попутные машины.

«По утрам каждая минута на счету, а придется еще минут 30–40 потратить на дорогу к автостанции. Столько людей с утра каждый день едет на работу, учёбу, и очень удобно было выходить на ближайшую остановку», – говорит елабужанка Светлана Федотова.

Во-вторых, автостанция находится, можно сказать, на пустыре, пешком до неё не добраться. Поэтому поездка в Набережные Челны дорожает на 18 рублей (столько стоит проезд по городу в Елабуге), или на 25 процентов, что немало. Если человек ездит на работу или учёбу каждый будний день, он будет тратить почти 800 рублей в месяц сверх обычных расходов на дорогу. К тому же нововведение бьет по тем, кто и так явно небогат – не имеет автомобиля.

Проблема может показаться местечковой, однако в действительности она касается большого числа жителей востока республики, которые перемещаются между Набережными Челнами и Елабугой.

 

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО

Елабуга и Набережные Челны тесно связаны друг с другом, их разделяют всего двадцать километров. В соседних городах живут близкие родственники, люди ездят с детьми. «Попробуйте с двумя маленькими детьми дождаться маршрутку на морозе, втиснуться в неё (большие автобусы по городу не ходят), чтобы доехать до автостанции. Я не знаю, как теперь мы будем ездить к сестре», – печалится Римма Ахметова.

Сейчас много говорится о важности Камской экономической зоны, о развитии территории как единого целого. Это подразумевает объединение по всем направлениям, чему усложнение транспортного сообщения отнюдь не способствует. «Казалось бы, нужно жить в ногу со временем, а происходит совершенно всё наоборот», – отмечает жительница Челнов Альбина Каримова, которая по работе постоянно приезжает в Елабугу.

Ежедневно между городами перемещаются сотни студентов. Самое крупное учебное заведение  Елабуги – институт КФУ – расположен у выезда по дороге в Набережные Челны. Раньше здесь останавливался междугородний автобус. Теперь, чтобы уехать домой, иногородние студенты будут вынуждены ловить попутные машины – они говорят, что не готовы тратить время и деньги на дорогу до автостанции.

В Набережных Челнах – крупном городе – конечно, лучше развита медицина. Здесь находятся и медицинские центры регионального значения, и высокотехнологичные частные клиники, куда обращаются елабужане за неимением таковых в своем городе. «Мою дочь направили рожать в челнинский перинатальный центр, так как был сложный случай. Машины нет, я ездила к ней каждый день на автобусе. Хорошо, что тогда на автобус можно было сесть на ближайшей остановке, иначе не представляю, как бы я успевала, – говорит елабужанка Нина Анатольевна. – А еще люди лечатся, оперируются в Больнице скорой медицинской помощи в Набережных Челнах, и к ним тоже ездят родственники».

«Мне жалко и студентов, и тех, кто работает в Челнах, да и самой по состоянию здоровья приходится ездить на консультации в челнинские медицинские центры. Финансово будет затратно, а я пенсионерка. Пусть будет начало маршрута с автостанции, но автобус проходит через город, так как этот маршрут – самый нужный», – таково мнение Галины Савенковой.

 

НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ ЗАКОН

Мы попросили прокомментировать ситуацию Евгения Николаева, который отвечает в исполкоме Елабуги за транспортное обеспечение. Он считает, что автостанция – это компромисс между порядком и удобством, а что до возмущений по поводу рейса до Набережных Челнов, то не всё так плохо, люди привыкнут, а междугороднюю поездку надо планировать заранее и рассчитывать своё время.

Оставить один маршрут без изменений нельзя, так как с автостанцией будут работать и другие перевозчики, и все должны находиться в равных условиях. Ведь перевозчики, признаёт Евгений Николаев, хотели бы ездить именно по городу – тогда им не нужно с каждого билета делать ощутимое отчисление в пользу автостанции.

 


Запрет на остановки в городе по пути следования межмуниципальных рейсов и стал камнем преткновения. В первую очередь это касается рейса Елабуга – Набережные Челны (№130), которым еженедельно пользуются сотни пассажиров, а многие ездят каждый день


 

Руководитель горисполкома Кирилл Мокшин не столь категоричен и допускает, что власти в чём-то пойдут навстречу гражданам. «У нас есть свои наброски, – говорит он. – Будем обращаться в Минтранс, проговаривать с перевозчиками. Плюс необходимо учитывать все обращения, которые к нам поступали, и вносить уточнения в карты маршрутов, и внутренних, и межгородских».

Нововведение представители руководства города защищают тем, что оно обеспечивает выполнение законодательства. 220-й федеральный закон устанавливает порядок следования межмуниципальных маршрутов от начального до конечного остановочного пункта. Эти пункты утверждаются региональными министерствами транспорта.

Однако закон также гласит, что порядок посадки и высадки пассажиров может быть разным – только в установленных остановочных пунктах или в любом не запрещённом правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. На сайте Миндортранса Татарстана можно найти реестр межмуниципальных маршрутов, из которого следует, что автобус, следующий по маршруту  Елабуга – Набережные Челны, идя с вокзала на вокзал, имеет право брать пассажиров в любом не запрещённом ПДД месте. Это касается и всех других республиканских маршрутов, протяжённость которых не превышает 50 километров, так как они считаются пригородными. Согласно реестру рейс №130 в Елабуге должен проходить именно по городу, в документе даже указаны улицы по пути следования.

 

СИТУАЦИЯ ПАТОВАЯ?

Ещё один аргумент инициаторов изменений – обеспечение безопасности пассажиров. Однако пока эффект прямо противоположный. Пассажиры говорят, что не смогут ездить на автостанцию и придётся в Набережные Челны добираться с частными извозчиками. Кроме того, елабужане и челнинцы, водители и пассажиры, уже объединяются в мессенджерах и соцсетях, чтобы искать попутчиков. Это поездки на свой страх и риск, но человек чаще всего выбирает то, что для него удобнее и дешевле.

Ситуация сложная – автостанция городу нужна. Но если не будет достаточного пассажиропотока, в том числе из-за неудачного расположения, она существовать не сможет. Однако и загружать её принудительными мерами – плохая идея.

Перевозчики ожидают снижения пассажиропотока, а если придётся «возить воздух» с полупустой автостанции, они долго не протянут: «Не выживет ни перевозчик, ни вокзал. К тому же, работая с вокзалом, перевозчик будет терять деньги – 18–20 процентов стоимости каждого билета, а это прилично. Если маршрут прибыльный, то пусть, но если убыточный, как в маленьких городах? Проще бросить его либо поднять цену и отменить льготы, чтобы набрать деньги на солярку, обслуживание автобуса и зарплату. В итоге расплачиваться будут простые пассажиры». Перевозчики характеризуют ситуацию как патовую.

 


Автостанция городу нужна. Но если не будет достаточного пассажиропотока, в том числе из-за неудачного расположения, она существовать не сможет. Однако и загружать её принудительными мерами – плохая идея


 

К тому же начало работы автостанции (она открылась 20 ноября) вылилось в полную неразбериху. Так как информация всё время меняется, люди не знают, куда бросаться, чтобы уехать в Набережные Челны, – на ближайшую остановку, как раньше, или на автостанцию? Её телефон в справочной службе 09 не числится. Пока не отлажена и работа городского транспорта: чтобы его замкнуть на автостанции, необходимо изменить абсолютно все маршруты.

Добавились и новые проблемы. Автобусы из сёл и деревень района теперь тоже идут только до автостанции, и утром с этой окраины пассажиры подолгу не могут уехать в город, стоят на морозе. А среди них есть и школьники, и пожилые люди, которые едут в больницу.

Общее настроение пассажиров выражает, пожалуй, комментарий Натальи Коробовой: «Так ждали, когда автовокзал в городе появится… Получите и распишитесь! Вместо ввода новых междугородних рейсов и транзитных автобусов испортили маршруты, которые работали хорошо и удобно для людей».

Как же сделать, чтобы новая автостанция улучшила транспортное сообщение, а не наоборот? Люди с нетерпением ждут решения этой насущной проблемы.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще