Театральная сфера через призму закона

Деятельность государственных театров является одной из самых затратных в структуре бюджета Министерства культуры Татарстана

Только в прошлом году расходы на данное направление составили 1 млрд 360 млн рублей. Однако эффект от этих вложений измеряется отнюдь не только и не столько в денежных единицах.

Автор статьи: Ирина МУШКИНА

Фото: tatar-inform.ru

 

театр
Премьера спектакля «Туган туфрак» («Родная земля») по одноименной пьесе татарского драматурга Саида Шакурова состоялась в октябре 2017 года.

Деятельность государственных театров является одной из самых затратных в структуре бюджета Министерства культуры Татарстана. Только в прошлом году расходы на данное направление составили 1 млрд 360 млн рублей. Однако эффект от этих вложений измеряется отнюдь не только и не столько в денежных единицах.

 

Современный «храм Мельпомены» – это целое технологичное производство. Помимо наличия успешного репертуара, у театра появляются всё новые проблемы, требующие в том числе законодательного решения. Как раз такой актуальный разговор о том, как реализуется Закон «О театрах и театральном деле в Республике Татарстан» состоялся недавно на выездном заседании Комитета Госсовета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам в районном центре Большая Атня.

Площадкой для обсуждения Атнинский театр имени Г.Тукая стал, конечно, не случайно: это единственный в республике театр на селе, имеющий статус государственного учреждения.

 


Важно то, что в театрах республики применяется дифференцированная расценка мест зрительных залов, обеспечивающая наличие билетов, в том числе недорогих, для разных категорий зрителей. На эту деятельность выделяются средства, предусмотренные в том числе государственной программой


 

В обсуждении вопроса приняли участие заместитель Председателя Госсовета Римма Ратникова, министр культуры Ирада Аюпова, представители администрации Атнинского муниципального района, директора театров.

Наша справка. В Татарстане сегодня функционируют 18 государственных и муниципальных театров, из них пять детских (три театра юного зрителя и два кукольных), одиннадцать драматических, два музыкальных, в том числе театр оперы и балета. На постоянной основе работает десять негосударственных театров.

 

ЭФФЕКТ ПОДТВЕРДИЛСЯ

Принятие Госсоветом в 2016 году закона, регулирующего театральную деятельность, принесло свои плоды. Председатель комитета Разиль Валеев напомнил, что 2019 год проходит в России под знаком театра.

 

 Римма РАТНИКОВА,
заместитель Председателя Госсовета:

римма-ратникова

Развитию театрального искусства республики эффективно способствуют такие федеральные проекты, как «Театры малых городов» и «Театры – детям». В 2017 году в рамках их реализации было поставлено 26 новых спектаклей, в 2018 году – 36. Общий объём финансирования театров в предыдущем году составил более 45 миллионов рублей.

– Татарстану в этом смысле повезло, – сказал он. – В республике присутствуют театры всех жанров: драматический, музыкальный, кукольный, оперы и балета. А главное, есть миллионная, без преувеличения, армия поклонников этого вида искусства.

Разиль Валеев уточнил, что принятию закона предшествовал непростой двухлетний подготовительный этап, и теперь, по истечении нескольких лет работы закона, депутаты на основании своих контрольных функций проверяют эффективность его исполнения.

Министр культуры Ирада Аюпова отметила, что театральное искусство республики демонстрирует высокий уровень по всем ключевым показателям. Выросло количество новых спектаклей и, соответственно, число зрителей. Расширяется репертуар, увеличивается география гастролей, множатся заслуженные награды на престижных фестивалях. Важно то, что в театрах республики применяется дифференцированная расценка мест зрительных залов, обеспечивающая наличие билетов, в том числе недорогих, для разных категорий зрителей. На эту деятельность выделяются средства, предусмотренные в том числе государственной программой.

 

РЕКЛАМА НА ТЕАТРАЛЬНОЙ КРЫШЕ

Разговор неизбежно вышел и на проблемные моменты. Один из них – реклама спектаклей. «Вопрос о предоставлении мест для размещения информации о театральных премьерах обсуждается на протяжении нескольких лет, однако результатов пока нет», – высказался депутат Госсовета, директор Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля Рауфаль Мухаметзянов. Его выступление достаточно эмоционально дополнили коллеги из других казанских театров – по их словам, в этом вопросе пока не удаётся добиться согласия со столичными властями, в том числе по цене за внешнюю рекламу. «Можно было бы разрешить нам размещать баннеры хотя бы на крыше собственных театров», – возмущались руководители учреждений Мельпомены. Рауфаль Мухаметзянов предложил создать рабочую группу для последующего продвижения данной темы, и его дружно поддержали.

В результате мониторинга закона выяснилось, что требуется также упорядочить процедуру возврата купленных билетов на театральные спектакли – сейчас эти правила устанавливают сами учреждения. Представители театральной сферы поднимали и такие темы, как улучшение жилищных условий молодых семейных артистов, перспективы развития самодеятельного и любительского театрального творчества в Татарстане, подготовка театральных специалистов современного профиля, создание музеев. К слову, в тот же день участники заседания побывали в музее Казанского академического русского Большого драматического театра имени В.Качалова.

 

ЦЕННОСТЬ РОДНОГО ЯЗЫКА

– Уникальность нашего коллектива в том, что мы нестационарный театр, – сказал директор Атнинского театра Ленар Зайнуллин. – Премьеры ставятся на сцене родного театра всего три-четыре дня. Вся остальная жизнь – это поездки, дороги, встречи с новыми зрителями. Нам одинаково дороги зрители и самых маленьких татарских деревушек, и районных центров, и больших городов, с особым чувством внемлющие каждому слову, произнесённому на родном татарском языке. По словам Ленара Зайнуллина, наличие закона о театральной деятельности значительно упрощает работу, но остаются и проблемы. Например, национальный театр испытывает нехватку текстов актуального и злободневного содержания. Как показывает практика, в репертуаре татарских театров все больше места занимают переводные пьесы.

– Судьба любого национального театра неразрывно связана с судьбой родного языка. Необходимо сохранить его ценность для молодого поколения. А иначе как привлечь в театр юных зрителей? – директор театра.

 


Театральному искусству постоянно приходится учитывать новые вызовы и задачи. Возможно, на законодательном уровне этот разговор продолжат уже депутаты нового созыва


 

Ленар Зайнуллин отметил, что для коллектива Год театра ознаменовался участием в Фестивале национальных театров прикаспийских государств, который проводился впервые в столице Дагестана. Атнинцы представили в Махачкале драматическую повесть Аяза Гилязова «Югалган кон» («Потерянный день»), и зрители очень тепло встретили постановку. В декабре прошлого года в рамках проекта «Театры малых городов» партии «Единая Россия» атнинцами был поставлен мюзикл Мориса Метерлинка «Птица счастья». В спектакле вместе со всеми артистами театра принимали участие более пятидесяти самых талантливых детей, которые сегодня обучаются в местной Школе искусств. Театроведы единогласно назвали эту музыкальную феерию уникальным явлением в истории татарского театра.

– Развитию театрального искусства республики эффективно способствуют такие федеральные проекты, как «Театры малых городов» и «Театры – детям». В 2017 году в рамках их реализации было поставлено 26 новых спектаклей, в 2018 году – 36. Общий объём финансирования театров в предыдущем году составил более 45 миллионов рублей, – дополнила разговор Римма Ратникова.

Общий вывод: театральному искусству постоянно приходится учитывать новые вызовы и задачи. Возможно, на законодательном уровне этот разговор продолжат уже депутаты нового созыва.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще