Театр – территория свободы

Театральная повестка сегодня, может быть, и не в топе новостей, но Всемирный день театра никто не отменял

А потому 27 марта, когда этот день отмечался, всё было как всегда – людей театра чествовали, награждали, вспоминали лучшие роли и громкие премьеры.

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Фото: zelmuzteatr.ru

 

 

Театральная повестка сегодня, может быть, и не в топе новостей, но Всемирный день театра никто не отменял. А потому 27 марта, когда этот день отмечался, всё было как всегда – людей театра чествовали, награждали, вспоминали лучшие роли и громкие премьеры.

 

В этот день в Набережных Челнах прошла церемония вручения республиканской театральной премии «Тантана», в Ижевске подвели итоги окружного фестиваля «Театральное Приволжье», а в Москве продолжились показы спектаклей-номинантов главного театрального смотра страны – фестиваля-премии «Золотая маска».

Напомним, что Татарстан в этом году собрал 20 «золотомасочных» номинаций, и по мере приближения к финалу (лауреатов объявят 20 апреля) кураж в лучшем смысле этого слова только возрастает. Буквально сегодня в московском Центре драматургии и режиссуры на «Соколе» свой спектакль «На заре» («Тан вакыты») представит дебютант «Золотой маски» – Нижнекамский татарский драматический театр им. Т.А.Миннуллина. Всего же в конкурсе нынче участвует 81 спектакль из 17 больших и малых городов. Конкуренция более чем серьёзная, поэтому само присутствие нижнекамцев среди номинантов можно расценивать как большой успех.

Тем более что спектакль «На заре» – это действительно знаковая история для театра, который хоть и возник в своё время из экспериментальной молодёжной студии, но до сих пор развивался в довольно традиционном ключе. Само приглашение на постановку режиссёра Туфана Имамутдинова (вот уж кто не новичок на «Золотой маске») – это некий сигнал, что нижнекамская труппа созрела для перемен.

В основе авторской драматургической композиции «На заре» – судьба полузабытого татарского поэта Сагита Рамиева (не путать с Закиром Рамиевым-Дэрдмендом!), но парадокс в том, что исполнитель главной роли – драматический актёр Алмаз Хусаинов не произносит ни единого слова. Это пластический монолог, через хореографию, движения передали и пафос творчества, и судьбу поэта.

В общей сложности экспертное жюри «Золотой маски» отсмотрело нынче 1165 постановок. Такое небывалое количество театральных премьер объяснить несложно – позади два «коронавирусных» года, и многое из того, что тогда не состоялось или было отложено, теперь «выстрелило» почти в одночасье. К слову, ещё одна хорошая новость тоже подоспела ко Дню театра: Роспотребнадзор снял последние ограничения по количеству и рассадке зрителей, и театральные залы теперь могут заполняться на все сто.

В самой престижной номинации «Спектакль большой формы» засветилась постановка Казанского ТЮЗа «Иваново детство» по сценарию одноимённого фильма Андрея Тарковского в постановке приглашённого режиссёра Антона Фёдорова. Напомним, что это не столько военная, сколько поколенческая история, к тому же для тихого голоса. Громкой памяти уже хватает… Создатели спектакля тихо, не впадая в патетику, стараются нащупать те состояния и чувства, о которых нынешние поколения знают только по военным книгам и фильмам. Отметим, что год назад Антон Фёдоров уже номинировался на «Золотую маску» со спектаклем «Королевство кривых», который поставил в Альметьевске.

 


«Восхищает то, что происходит сегодня в Татарстане. Татарские театры остро современны, дерзки в своих поисках, и театр там – действительно территория свободы», – поделилась впечатлениями с пользователями социальных сетей председатель экспертного совета премии «Золотая маска» Татьяна Тихоновец


 

В пяти номинациях представлена работа театра кукол «Экият» «Адэмнэр» («Люди») по мотивам повести Галимджана Ибрагимова о голоде в Поволжье в начале 1920-х годов. Актёры, управляя куклами, сделанными из… картофелин, артикулируют безжалостную правду, что голод убивает не только физически. Иногда мало просто выжить – важно остаться человеком, не утратить нравственные ориентиры. Это довольно жёсткое высказывание для театра кукол, который в понимании многих был и остаётся детским. Но «экиятовцам» в этой парадигме уже тесно, и для Татарского театра кукол это не первая попытка развернуть к себе лицом взрослую аудиторию.

Спектакль «Адэмнэр» продолжает линию, которую художественный руководитель театра Ильгиз Зайниев в одном из своих интервью сформулировал так: «Люди идут туда, где свежо, где интересно. Это как духовная вода – человек обязательно её найдёт, если испытывает жажду».

Отдельным фестивалем в фестивале называют номинацию «Эксперимент». В нынешнем конкурсе три из десяти работ, претендующих на «Золотую маску», представляют казанскую театральную площадку MON (фонд «Живой город»), резиденты которой посредством искусства выстраивают коммуникацию с горожанами, художниками, исследователями современного социума. Например, танцевальный перформанс «hаvа» исследует тему женщины в татарской культуре. По наблюдению его создателей, зачастую обращение в семье по отношению к женщине сводится к простым глаголам: приготовь, посмотри, погладь, сходи и т. д.

Повелительные глаголы являются главным критерием «счастливой» семьи, и направлены они в основном на тело. Принцип спектакля «hаvа» позволяет увидеть невидимое – отношение самой женщины к этому «глагольному» миру и своему существованию в нём (режиссёр – Туфан Имамутдинов, хореограф – Марсель Нуриев, танец – Айсылу Мирхафизхан).

Два других спектакля – «Децентрализация» и «Чын татар» – созданы в рамках проекта «Театр горожан». То есть буквально их участники, а во многом и авторы – обычные казанцы: студенты, учителя, домохозяйки… Молодые и умудрённые опытом, они размышляют, делятся мечтами, выражают себя в танце, слове и т. д. И всё это тоже современный театр.

«Восхищает то, что происходит сегодня в Татарстане. Татарские театры остро современны, дерзки в своих поисках, и театр там – действительно территория свободы», – поделилась впечатлениями с пользователями социальных сетей председатель экспертного совета премии «Золотая маска» Татьяна Тихоновец.

Только что в Набережных Челнах прошла церемония вручения республиканской театральной премии «Тантана». И первое, что обращало на себя внимание ещё на этапе выдвижения номинантов, – это минимум пересечений с «золотомасочным» списком. Конечно, и сами премии разные. «Тантана» изначально задумывалась как «актёрская», потому что спектакль может и не быть шедевром, но и там могут быть яркие, запоминающиеся роли. Вместе с этим в последнее время премия явно дрейфует в сторону того, чтобы стать своего рода малой «Золотой маской». Например, нынче здесь тоже появилась номинация «Эксперимент», а также отдельные номинации для спектаклей малой и большой формы. Но фавориты здесь свои. В этом году премию «Тантана» получили соответственно спектакль-игра «Морфемалар» (MON, Театр горожан), новая работа Альметьевского театра «Бегущий за ветром» и спектакль Казанского ТЮЗа «Тень» по мотивам одноимённой пьесы Евгения Шварца (режиссёр  – Пётр Шерешевский).

Всего же из 42 номинантов премию нынче получили 17, и это не считая многочисленных спецпризов… По большому счёту «Тантана» пока только ищет себя, пытаясь найти баланс между тем, чтобы не уронить высокую экспертную планку, и в то же время не сводить всё к конкурсной составляющей, чтобы День театра стал праздником для всех, а не только для номинантов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще