Та самая Зулейха…

В Казани продолжились съемки сериала по мотивам романа Гузель Яхиной

Локация выбрана строго в соответствии с сюжетом: главную героиню Зулейху, раскулаченную крестьянку из татарской деревни Юлбаш, привозят через всю советскую Татарию в столицу, дабы посадить в пересыльную тюрьму, а дальше отправить в ссылку. Этот эпизод и снимался в феврале в зимней Казани.

Фото: Маргарита ГАФУРОВА, “РТ”

 

зулейха

 

То, что в Казани снимают телесериал «Зулейха открывает глаза» по мотивам романа Гузели Яхиной, для многих не новость. Некоторые горожане, особенно те, кто работает или учится в центре, помнят, как прошлой осенью перекрыли улицу Кремлёвскую и устроили «сражение» под окнами главного здания Казанского (Приволжского) университета.

 

В этот раз под съёмки отдали другую часть улицы, возле Кремля. И это не имиджевый шаг (вот, мол, в нашем кино – самый узнаваемый объект Казани). Локация выбрана строго в соответствии с сюжетом: главную героиню Зулейху, раскулаченную крестьянку из татарской деревни Юлбаш, привозят через всю советскую Татарию в столицу, дабы посадить в пересыльную тюрьму, а дальше отправить в ссылку. Этот эпизод и снимался в феврале в зимней Казани.

Декорации соорудили на славу: под стенами Кремля развернулся рынок, на котором продают всё – верблюдов, утюги, кухонный инвентарь, пилы и даже гробы. Чуть дальше – сцена, с которой щедрой рекой льются агитационные лозунги и песни.

Понятно, что в книге Зулейха ехала через весь город, дивясь на доселе невиданные дома и людей. Кинематографисты же для лаконичности «собрали» старую Казань на одной улице.

 


При содействии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Татарстана для съёмок были подобраны 12 лошадей, в том числе татарской породы, возрождаемой в республике


 

Движется обоз. Десяток саней, вооружённая охрана. Раскулаченные пока что в добротной одежде, с маленькими детьми, с вещами. Они ещё не знают, что их ждёт. Где-то играет военный оркестр, по улице бодро шагают красноармейцы. Идут по Кремлёвской прохожие, бегают ребятишки. Если не обращать внимания на символы ЮНЕСКО над воротами Кремля, начинает казаться, что каким-то чудом мы перенеслись почти на девяносто лет назад. Это ощущение не может перебить даже команда «Стоп! Снято!». Люди в тулупах, платках и шапках-ушанках остаются на местах, лошади и верблюды мирно жуют сено… «Сфотографируйте нас, пожалуйста, на фоне декораций», – подходят девушки из массовки. В руках сотовый телефон – продукт нашего века… Всё смешалось!

В какой-то момент на площадке появляется бравый всадник. «Так это же Морозов, то есть Игнатов!» – пролетает в голове. Один из главных героев книги и фильма. Признаться, когда ещё только начинали говорить, что этот сериал будут снимать, у меня возникли сомнения. Казалось, Игнатова должен играть кто-то очень известный. Но все сомнения улетучиваются, когда видишь решительное лицо человека, который в случае чего может и конём затоптать. Вот что значит актёр в образе! Кто знает сюжет, тот поймёт: с борцом за советскую власть Игнатовым лучше не шутить. Ну а в перерыве играющий его Евгений Морозов спокойно пьёт чай и общается с журналистами. «Как вы оцениваете свой вклад в проект?» – спрашивают у актёра. «Большой вклад. Вообще-то у меня тут главная мужская роль!» – не теряется тот.

 

морозов

 

А вот сомнений насчёт актрисы на роль главной героини Зулейхи, похоже, не было ни у кого. Сама Гузель Яхина во время встреч с читателями в Казани неоднократно повторяла: кроме Чулпан Хаматовой, никого в этой роли не вижу. Похоже, кастинг-директора видели тоже только её. И хотя глаза у Чулпан Наилевны не зелёные (как у героини в книге), хорошей актрисе это не помеха.

Тема коллективизации и раскулачивания двадцатых годов прошлого века для нашего кинематографа не нова. Но мало где подобная история рассказана так же ясно, без надрыва, как в романе «Зулейха открывает глаза». Хочется надеяться, что эту безнадрывность, простоту и при этом удивительную пронзительность удастся сохранить и в сериале.

История Зулейхи глубоко наша. Это объяснимо, ведь её написала Гузель Яхина, родившаяся и жившая в Казани. Написала легко, кинематографично – только бери и воплощай её на экране. Что, собственно, и делают в кинокомпании «Русское». Сценаристов у фильма три: Анна Аносова, Лариса Леоненко, Василий Павлов. Режиссер – Егор Анашкин.

 


Тема коллективизации и раскулачивания двадцатых годов прошлого века для нашего кинематографа не нова. Но мало где подобная история рассказана так же ясно, без надрыва, как в романе «Зулейха открывает глаза»


 

Гузель Яхина не значится среди авторов сценария, но вариации и добавления с ней согласовывались. Над картиной работают три консультанта: по одежде, быту и историческому контексту. Сотрудничает с группой и создатель этнографического музея в селе Исаково Дамир Камальтдинов. «Организовал музей, собирал старинные вещи, и очень рад – пригодились!» – рассказывает он на съёмочной площадке. Хочется надеяться, что создатели сериала с трепетом подошли к традициям татарского народа, и о них узнает широкий круг зрителей федерального канала.

Съёмки восьмисерийного фильма завершились, и наступил довольно долгий период монтажа, редакции и озвучивания (того, что у кинематографистов называется «постпродакшн»). О сроках выхода в эфир картины «Зулейха открывает глаза» создатели не говорят, но выражают надежду, что телеканал «Россия-1» выпустит сериал как можно скорее. Тем более что зрители очень его ждут.

 

эпизод

Густов

Мелькает в толпе знакомое лицо. Пальто, шапка-ушанка. «Гамлет!» – вырывается откуда-то из подсознания. Актёр оборачивается и улыбается. Это Павел Густов из Казанского ТЮЗа. Ролей у него много, но 16 лет назад он играл Гамлета в спектакле «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», вот и вспомнилось. Сегодня он здесь, «у Зулейхи».
В съёмках сериала задействованы многие татарстанские артисты. Для них опыт работы в большом кино во взаимодействии с московскими коллегами бесценен. Тем более что Татарстан стремится свой кинематограф возрождать и развивать. И есть надежда, что в том числе наша, родная «Зулейха» республике в этом поможет.
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще