Более 40 тысяч человек подписали интернет-петицию с просьбой ввести в школах Татарстана пятидневную учебную неделю, как это сделали в некоторых других регионах. «Почему соседи смогли, а мы нет?» – ставят вопрос ребром родители в начале учебного года. В Минобрнауки РТ утверждают: каждая школа сама вправе решать, пять дней в неделю учиться или шесть. Как выяснила «РТ», на практике принять такое решение совсем не просто, но в некоторых школах все-таки смогли.
«ДАЖЕ ВЗРОСЛЫМ НЕ ХВАТАЕТ ОДНОГО ДНЯ ДЛЯ ОТДЫХА»
Петиция с просьбой установить пятидневную учебную неделю в школах Татарстана появилась в интернете еще в конце мая. Но десятки тысяч родителей ринулись ее подписывать в сентябре, когда дети снова пошли в школу. На сегодня за пятидневку проголосовали более 40 тысяч человек.
«Дети очень загружены, и одного дня, чтобы отдохнуть от занятий, конечно, не хватает. Дети также посещают кружки, секции. Даже взрослым не хватает одного дня для полноценного отдыха, что уж говорить о детях.
Из-за отсутствия полноценного отдыха у детей снижается уровень здоровья, в семье нет времени на общение. Почему в некоторых регионах, городах дети не учатся по субботам, а в Татарстане ничего не меняется?» – спрашивают авторы петиции, которая облетела родительские паблики в соцсетях и вызвала большой отклик.
«Это счастье для детей и для родителей. Все успеваем, главное настроиться, зато два дня чистого кайфа…», – поделились опытом мамы и папы учеников школ, где если не все, то хотя бы некоторые классы (с 1-го по 4-й или с 1-го по 8-й) учатся пять дней в неделю. Это, например, казанские гимназии №139, №179, школа №181, бугульминская гимназия, №7.
Однако, как выяснилось, не все родители стремятся перенять опыт, опасаясь, что если отменить учебу по субботам, в остальные пять дней дети вообще не выйдут из школы:
«У нас сейчас 8 класс, при шестидневке четыре дня по 7 уроков. В субботу 6 уроков: биология, химия, русский, геометрия, алгебра и технология. Боюсь представить, что будет при 5-дневке. Поэтому пусть все остается, как есть».
На вопрос корреспондента РТ, почему школы Татарстана не переходят массово на пятидневную учебную неделю, в Минобрнауки РТ ответили, что пятидневка обязательна только для учеников первых классов. Сколько дней в неделю учиться остальным, каждая школа вправе решить сама.
– Обучение в остальных классах организовано в соответствии с образовательной программой, которая разрабатывается и реализуется каждой школой самостоятельно, разумеется, при условии выполнения обязательной части программы и соблюдения государственных образовательных стандартов, – пояснила руководитель пресс-службы министерства Алсу Мухаметова.
ЧТО МЕШАЕТ?
Однако, как выяснилось, на практике ввести в школе пятидневку не так просто даже при большом желании родителей и самих педагогов.
Как рассказала «РТ» мама пятиклассницы казанской школы №98 Екатерина Беляева, летом она и другие родители дружно написали письмо директору с просьбой перевести детей на пятидневную учебную неделю. Директор вроде бы родителей поддержала, но в конце августа на собрании выяснилось, что пятидневки не будет.
– Потому что втиснуть в пять дней шестидневную программу оказалось нереально. Тогда в какие-то дни у детей было бы по семь уроков, а в 5-м классе допустимы максимум шесть уроков. В итоге пришлось отказаться от затеи, – сетует Беляева.
По ее мнению, перейти на пятидневку реально, только если разгрузить перегруженную школьную программу.
– Например, с этого года у дочки появился новый предмет «основы духовно-нравственной культуры народов России». Раньше эти основы изучали в рамках уроков истории, а теперь «вынесли» в отдельный предмет. Также у нас есть три урока родного языка. Пять уроков русского как обязательного, три урока литературы и три урока русского как родного. Было бы два часа русского родного, мы бы уместились в стандарт пятидневки, – считает Беляева.
Другая жительница Казани Татьяна Череватая, чей сын учится в 6-м классе школы №39, тоже хотела бы, чтобы ее ребенок не учился по субботам, но, по словам женщины, директор школы дала понять родителям, что это невозможно.
– У нас еще и вторая смена, по 5-6 уроков в субботу, сын заканчивает учиться в 18:00! Приходит домой вечером выжатый, как лимон, ложится пластом. У нас почти нет времени на общение, даже поездки семьей на дачу становятся неосуществимой мечтой, так как в воскресенье надо сделать уроки, подготовить форму. Поэтому думаю, чтобы перевести ребенка на семейное обучение. Но сын пока не хочет, поэтому я не настаиваю, – рассказала Татьяна корреспонденту «РТ».
В свою очередь директор казанской гимназии №122 им. Зайцевой (известной в народе, как английская спецшкола) Светлана Белова в разговоре с корреспондентом РТ» объяснила, что в их школе пятидневку никак не ввести из-за углубленного изучения английского языка.
– Даже если мы уберем один урок родного языка и оставим два, это ничего не изменит, потому что у нас предусмотрены дополнительные часы на изучение английского. И это социальный заказ родителей, они специально ведут к нам детей, чтобы они получили качественное образование и хороший уровень знания иностранного языка. Мы считаем, что при пятидневке качество потеряется, – изложила свою позицию директор гимназии.
Белова добавила, что не смотря на то, что дети учатся в две смены, по субботам до вечера в школе никто не сидит, все освобождаются к 14:00.
И ВСЕ-ТАКИ ОНА ВОЗМОЖНА!
И все-таки в Казани есть школы, где умудрились ввести пятидневку для всех классов без исключения – с 1-го по 11-й. В лицее №35 на пятидневную неделю перешли с 2020 года.
Директор лицея Елена Глухарева, рассказала «РТ», что шестидневный план отличается от пятидневного тем, что в нем на три учебных часа больше.
Один час в лицее «сэкономили» за счет родного языка – оставили для каждого класса два урока в неделю, а третий час вынесли во внеурочную часть программы. Еще один час получили за счет физкультуры – пятидневная учебная неделя предусматривает два урока физры в неделю вместо трех при шестидневке. Третий час взяли из дополнительной части учебного плана.
– Есть основная часть учебного плана, обязательная для исполнения во всех школах России, а есть дополнительная часть, которую формируют участники образовательных отношений. Третий час у нас вычитается из этой дополнительной части. Например, в математическом классе при шестидневке можно дополнительно добавить два часа математики, а при пятидневке – один, – пояснила Глухарева.
Директор отметила, что переход на пятидневку – вынужденное решение для школы и оно было принято в том числе и по просьбам учителей. При шестидневке педагоги школы ,которая работает в две смены, перегружены, им не хватало времени на внеурочную деятельность и методическую работу.
– Пятидневка не значит, что в субботу дети и учителя в школу не приходят, – подчеркнула Елена Глухарева. – Просто у нас появилось время для внеурочной деятельности. По субботам проходят походы, экскурсии, спортивные эстафеты, выезды в театр. И педсоветы мы проводим в субботу. Ведь, когда учителя работают в две смены шесть дней в неделю, можно собраться на 15 минут в перемену. Конечно, этого времени не хватает для хорошей методической работы с педагогами. Теперь время у нас появилось.