Спутник потребителя

Введение в заблуждение, или Легальная фальсификация

Роскачество провело масштабное исследование 206 марок питьевой воды – от природной до минеральной – в семи федеральных округах. Вода была проверена по показателям качества, химической безопасности и фальсификации.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

Фото: iz.ru; sed-spb.ru

Введение в заблуждение, или Легальная фальсификация

 

вода

 

Вода – источник жизни, а её качество определяет уровень нашего здоровья. Ежедневно человек выпивает до 2-2,5 литра жидкости. Если в каждом стакане находится хотя бы несколько микрограммов примесей, вредных для организма, то этого хватит, чтобы за свою жизнь человек засорил организм солями и тяжёлыми металлами. Именно по этой причине так важно следить за тем, что пьём мы и наши дети.

 

Роскачество провело масштабное исследование 206 марок питьевой воды – от природной до минеральной – в семи федеральных округах и представило на своём официальном сайте его результаты. Вода была проверена по показателям качества, химической безопасности и фальсификации. Обнаруженных проблем оказалось довольно много, но в целом исследованная вода признана безопасной.

В 59 торговых марках выявлены признаки фальсификации, у половины исследованных товаров этикетка содержала информацию, вводящую потребителя в заблуждение, – это так называемая легальная фальсификация. Например, указание на натуральность, экохарактеристики, визуализация образов (горы, леса, родники и т.д.) или товарные знаки, говорящие о природном происхождении воды. В питьевой воде «Акватонус», «Богородское» и «Тигирецкая» выявлены несоответствия техническому рег­ламенту Евразийского экономического союза по сумме нитратов и нитритов, у торговой марки Aquanika – по нитратам. Превышение нитритов и нитратов свидетельствует о проблемах в водоподготовке (техногенное загрязнение или естественный фон скважины).

В питьевой воде «Ахун» специалисты обнаружили остаточный хлор, при этом на этикетке производитель указал надпись, которая может свидетельствовать о природном происхождении продукта: «Вода, рожденная в национальном Сочинском парке». А ведь если выявлен остаточный свободный хлор, это косвенно указывает на обработку воды «химией». Для природной и детской воды такая обработка запрещена, и даже в обработанной воде содержание хлора не должно превышать предельно допустимый уровень.

 


Покупателей должны насторожить товарные знаки на этикетке, указывающие на природное происхождение воды


 

В минеральной воде «Обуховская-13» отмечено повышенное содержание марганца. Минеральная вода двух торговых марок оказалась без лечебного эффекта.

Серьёзным нарушением является то, что более 40 торговых марок минеральной воды содержали указание на группы минерализации, но при этом изготовлены не поГОСТу, предусматривающему деление на такие группы (например, «Боржоми», «Эвиан»). Производители необоснованно вводили потребителя в заблуждение. Указание группы воды (фактически направление лечебного действия) крайне важно для минеральной воды. Врач, выписывая пациенту минералку в лечебных или профилактических целях, рекомендует именно группу минерализации (гидрокарбонатную, хлоридно-сульфатную и т.д.), а не отдельную торговую марку.

Покупателей должны насторожить товарные знаки на этикетке, указывающие на природное происхождение воды. Например, если на лицевой части этикетки размещён зарегистрированный товарный знак, который содержит указание на некое месторождение, например «Пресвятой источник» или «Малинов родник» (названия вымышленные). В названии обработанной воды нельзя также использовать такие термины, как ключевая или родниковая, говорящие о её якобы природном происхождении, и другие надписи, способные ввести потребителя в заблуждение (например, «ЭкоВода»).

Для введения потребителя в заблуждение производители нередко используют визуализацию природных образов. Так, на этикетке обработанной питьевой воды могут быть изображены родник или озеро, чтобы создать ложное представление о природном происхождении воды. А по факту она окажется обычной водопроводной…

 


мнение эксперта

Обновлены правила купли-продажи

Уже более месяца в России действуют новые правила торговли, призванные дополнительно защитить интересы потребителей. В документе сохранены все базовые нормы, закрепляющие ключевые права и обязанности покупателей и продавцов, а также добавлены некоторые новые положения о дистанционной и комиссионной торговле, продаже товаров через автоматы.

 

Начальник отдела развития и координации внут­реннего рынка Госалкогольинспекции РТ Розалия Арсланова выделила из новых правил нюансы, которые могут быть полезны рядовому потребителю:

– Интересно новое положение, дающее право получения заказа любому человеку, обладающему его номером или любым свидетельством заключения договора купли-продажи. При этом не требуются ни паспорт, ни любой иной документ, удостоверяющий личность. Некоторые интернет-магазины практиковали такую «доверительную» выдачу покупок и до принятия новых правил. Теперь же они это делают в безусловном порядке.

 

 Розалия Арсланова, начальник отдела развития
и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции РТ:

Арсланова

Покупателям официально разрешено проводить фото­съёмку товара. Это очень важный пункт, поскольку именно по поводу фотографирования в магазинах часто возникали конфликты.

Существенно облегчит жизнь положение о повторной доставке. Раньше многие магазины отказывались повторно посылать продукцию, даже если срыв доставки произошел в силу объективных причин. Теперь, в случае если доставка произведена в обговоренные сроки, но товар не передан потребителю по его вине, последующий визит курьера производится в новые сроки, согласованные с продавцом, на условиях, предусмотренных договором. Кроме того, раньше при возврате неисправного товара с продавца можно было требовать стоимость доставки, однако на деле этого приходилось добиваться через суд. Теперь законодательство обязало продавца оплачивать обратную доставку неисправного товара от покупателя.

Принято и другое важное техническое нововведение – при продаже товаров с использованием автоматов продавец обязан предоставить полные данные о себе: наименование, государственный регистрационный номер и официальные контакты. Также на корпусе аппарата должны быть представлены правила пользования автоматом и порядок возврата суммы, уплаченной за товар, если он не предоставлен потребителю.

Покупателям официально разрешено проводить фотосъёмку товара. Это очень важный пункт, поскольку именно по поводу фотографирования в магазинах часто возникали конфликты. Претензии по поводу съёмок предъявляли даже журналистам, имеющим законное право на сбор информации. По факту, если имеется претензия к продавцу, потребитель вправе сразу обращаться в суд. Однако это дело хлопотное, и многие предпочитают решать вопрос мирно, в досудебном порядке. Но нередко продавцы просто-напросто игнорировали претензии покупателя, так как закон к иному их не обязывал. Теперь отмолчаться не получится – продавцы должны отвечать на все претензии потребителей в обязательном порядке.

 


экспертиза

Лучший из жиров

 

сливочное-масло

 

Сливочное масло, если оно натуральное, по праву считается лучшим из всех видов пищевых жиров. Его рецепт изготовления известен человечеству уже давно, но, увы, не все производители ему следуют.

 

В аккредитованных лабораториях «ЦСМ Татарстан» и Центра гигиены и эпидемиологии провели испытания 93 образцов сливочного масла различных производителей, и 22 из них оказались не соответствующими заявленным ГОСТу либо техрегламенту.

Испытания проходили под эгидой Госалкогольинспекции, где уточнили, в масле каких именно торговых марок выявлены нарушения. Это «ФрауМу», «Любовья» («Сигмахолод», Московская область), «Белорусские просторы» (Любанский филиал Слуцкого сыродельного комбината), «Бэрэкэтле» (молкомбинат «Касымовский», Высокогорский район РТ), «Му­у» (агромолкомбинат «Рязанский»), «Деревня Счастливово» («Модус», Московская область), «Деревенская бурёнка» («Лав продукт», Московская область), «Авылдаш» (КФХ «Харисов Р.Р.», Агрызский район РТ), «Азнакай сэте» (Азнакаево), «Избёнка» (Орловская область), «Село Домашкино» (Еланский сыродельный комбинат, Волгоградская область), «Звениговский» (мясокомбинат «Звениговский», Марий Эл), «Традиционное» (Брянский молочный комбинат), «Магнолия» (Московская область, Дубна).

 


ситуация

Требуют вернуть чужой долг?

 

коллектор

 

Звонки коллекторов – стандартная процедура в процессе взыскания просроченных кредитных долгов. Сами по себе они не считаются нарушением, если только звонящий соблюдает все предусмотренные законом нормы.

 

Давайте разберёмся, на что коллекторы имеют право? Им разрешено беспокоить должника строго с 8 до 22 часов по будням и с 9 до 20 – в выходные дни. В день допускается сделать один звонок и всего два звонка – в неделю. Один раз в неделю они могут посетить должника лично. Телефонные звонки не должны совершаться со скрытых номеров, при этом звонящий обязан чётко назвать свои данные – имя, фамилию, отчество и компанию, которую представляет.

А вот звонить по чужим долгам третьим лицам коллекторы не должны. Также им запрещено употреблять в разговоре ненормативную лексику, угрожать применением физической силы, вводить человека в заблуждение, наносить вред имуществу, оказывать психологическое давление. Если нарушен хотя бы один их этих пунктов, то стоит незамедлительно начать готовить жалобу. Для того чтобы жалобы были информационно насыщенными, нужно внимательно выслушать коллектора, записать или запомнить организацию, которую он представляет, а также фамилию и имя разыскиваемого должника. Нелишним будет узнать и название кредитной организации, перед которой образовался долг.

Коллекторы могут представлять различные структуры, по­этому следует чётко знать, куда и на что можно жаловаться. В Федеральную службу судебных приставов – на все действия по взысканию, в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств – на коллекторские агентства, в Центробанк РФ – на сами банки и микрофинансовые организации, в правоохранительные органы – если причинён ущерб жизни или имуществу.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще