9 сентября весь мир будет отмечать 190-летие со дня рождения Льва Николаевича Толстого. Приближающийся юбилей, а также объявленный в Татарстане Год Толстого – прекрасный повод еще раз пролистать любимые произведения писателя и поразмышлять о том, насколько они актуальны, востребованны сегодня. А если повезет, то, может быть, даже открыть для себя «неизвестного Льва Толстого».
Именно таким везением можно назвать недавний премьерный показ в Свияжске нового фильма Авдотьи Смирновой «История одного назначения», в основу которого положен малоизвестный эпизод из жизни Льва Толстого. В широкий прокат картина выйдет осенью, а в Свияжске, по сути, состоялся ее первый показ для зрителей (не считая премьеры в Ясной Поляне для семьи Толстых). В фильме сцены усадебной, яснополянской жизни перемежаются «картинками» военной муштры на плацу, с потом и кровью… Картину представляла сама Авдотья Смирнова, выступившая не только режиссером, но и автором сценария «Истории одного назначения».
ТОЧКА ОТСЧЕТА
«В 2015 году, будучи в отпуске, я читала книгу Павла Басинского «Святой против Льва», – рассказала она. – Павел Басинский – журналист, литературовед, а теперь и писатель. Причем писатель замечательный. Его первая работа о Толстом «Бегство из рая» получила премию «Большая книга» – редкий случай для литературы нон-фикшн. А потом все это выросло в трилогию. «Святой против Льва» – вторая ее часть, и там по ходу повествования возникла маленькая главка. Она занимает ровно три страницы, и в ней рассказывается об эпизоде, имевшем место в 1866 году.
Это история полкового писаря Василия Шабунина, который ударил ротного командира, и за это ему грозил расстрел. Узнав об инциденте, Лев Толстой вызвался быть адвокатом несчастного писаря. На суде он произнес блестящую речь, но спасти рядового Шабунина все-таки не удалось. Вот, собственно, и все, что написано у Басинского. Но когда я прочитала эту главку, то поняла, что следующий мой фильм будет об этом».
В Свияжск Авдотья Смирнова приезжала в качестве почетной гостьи II Международного фестиваля дебютного документального кино «Рудник», который получил постоянную прописку на острове благодаря режиссеру Марине Разбежкиной. Фильм «История одного назначения» открывал программу этого фестиваля
Конечно, те, кто занимается жизнью и творчеством Толстого, эту историю знают. Но даже в той же Ясной Поляне, по словам Авдотьи Смирновой, после показа фильма некоторые из потомков писателя признавались, что никогда раньше не слышали о событиях, которые легли в основу киносценария.
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Чем же зацепила режиссера история о полковом писаре Шабунине? И что вообще известно об этом человеке?
Прежде чем ответить на эти вопросы, Авдотья Смирнова напомнила, что в 1866 году Льву Николаевичу Толстому было 38 лет. Он четыре года как женат на Софье Андреевне, и у них уже трое детей. Им написаны «Детство. Отрочество. Юность» и «Севастопольские рассказы». Еще только пишется «Война и мир», и пока даже в замыслах нет «Анны Карениной»… «Толстой в этот период – уже довольно известный писатель, за которым следит вся читающая Россия. Да, он – звезда, но пока еще никто не знает, какого масштаба.
В частности, его «Севастопольские рассказы» очень любит государь. В то же время Лев Николаевич со своим разрастающимся семейством очень небогат. Ему в наследство досталась Ясная Поляна, которая была заложенным и перезаложенным имением, к тому же низкодоходным. И главная цель Толстого – обеспечить будущее своих детей. Поэтому на тот момент он активно занимается помещичьей деятельностью. Толстой – рачительный хозяин, и в то же время их дом очень гостеприимен. Каждый день за обеденный стол садится не менее восьми-десяти человек…»
Авдотья СМИРНОВА, сценарист, кинорежиссер: | |
Я люблю девятнадцатый век и, как мне кажется, неплохо его чувствую. И мне жалко, что для многих из нынешних молодых людей это приблизительно там же, где и каменный век. А вообще-то, это время от нас на расстоянии протянутой руки. |
В это же время недалеко от Ясной Поляны стоял 66-й пехотный полк. И в этом полку служил Григорий Колокольцев, друг детства Сони Бернс (Софьи Андреевны Толстой). «Гриша довольно часто гостил в Ясной Поляне. И как раз в его роте служил писарем Василий Шабунин – 24-летний молодой человек со сложным характером и завиральными идеями по поводу своего происхождения. Он вырос в крестьянской семье, но не как родной сын, а был «на воспитании». На его жизнь кем-то ассигновались деньги, но к 15 годам помощь от неизвестного покровителя перестала поступать, и после этого жизнь «воспитанника» резко изменилась. Видимо, ему приходилось настолько несладко, что Шабунин в конце концов «продался» в армию за кого-то другого. Но и в армии отношения у него не складывались. Ротный командир по фамилии Ецевич постоянно был недоволен Шабуниным, и однажды, когда офицер в очередной раз распекал писаря, тот не сдержался и ударил Ецевича по лицу».
Ситуацию усугубило то, что после покушения на Александра II в российской армии какое-то время действовали военно-полевые суды – «тройки», а оскорбление действием вышестоящего чина каралось смертной казнью. Вмешавшись в эту историю по просьбе Григория Колокольцева, Лев Толстой, как уже сказано, произносит на процессе пламенную речь, однако двое из «тройки» судей, и в том числе поручик Колокольцев, который поначалу хотел спасти рядового Шабунина, голосуют за смертную казнь.
Как рассказала Авдотья Смирнова, еще до того, как приговор был приведен в исполнение, туда, где стоял полк и ждал своей смерти Шабунин, стали стекаться крестьяне из окрестных деревень, чтобы «посмотреть на праведника». А после того как писаря казнили, на его могиле начался непрерывный молебен, который длился несколько суток. И тогда военным приходит приказ: толпу разогнать, могилу Шабунина срыть…
ЭТО МЫ, И ЭТО ПРО НАС…
«Для меня в этой истории сосредоточилось сразу несколько тем, очень важных, на мой взгляд, для национальной рефлексии, – сказала режиссер. – Одна из этих коллизий: что важнее – закон или справедливость? Справедливость в какой-то своей части может совпасть с законом. И тогда ей противостоит милосердие. Милосердие или справедливость, милосердие или закон? Тоже очень важная коллизия. А кроме того, есть Гриша Колокольцев, молодой офицер, который сначала хотел защитить Шабунина, а на суде голосовал за смертный приговор ему. За ним тоже стоит своя драма – драма присяги. Человек присягал на Библии. А слово офицера – это огромная ценность. На вопрос, виновен ли рядовой Шабунин в нанесении побоев капитану Ецевичу, Гриша точно знал ответ: да, виновен. Если бы он сказал «нет», то совершил бы клятвопреступление».
По словам Авдотьи Смирновой, в картине всего один вымышленный персонаж, и практически все события фильма имели место в реальности. «Мы просто уплотнили время. Скажем, прапорщик Стасюлевич (единственный, кто не голосовал за смертный приговор) действительно покончил с собой, но произошло это не сразу после гибели Шабунина, а спустя год… С одной стороны, нам было важно сохранить суть истории, а с другой – проявить уважение к зрителю, чтобы он не пожалел о том, что потратил два с половиной часа своего времени.
Причем для нас было принципиально важным, что наша картина не про писателя. Лев Толстой – один из трех главных персонажей».
«Я люблю девятнадцатый век и, как мне кажется, неплохо его чувствую, – сказала, подводя итог обсуждению, Авдотья Смирнова. – И мне жалко, что для многих из нынешних молодых людей это приблизительно там же, где и каменный век. А вообще-то, это время от нас на расстоянии протянутой руки. Скажем, реальный Григорий Колокольцев умер в 1918 году, а его дочь Мария – в 1976-м, то есть когда я уже жила на свете. И это про нас, это мы…»
ЭПИЛОГ
Говоря о блестящей речи Льва Толстого в защиту Шабунина, Авдотья Смирнова не преминула напомнить, что юридическое образование писатель получил именно в Казанском университете. Вместе с тем она не разделяет сожалений по поводу того, что в Казани до сих пор нет полноценного музея Льва Толстого. «Мне кажется, Казани и не нужен такой музей, – сказала Авдотья Смирнова. – Полноценный музей Льва Толстого – это Ясная Поляна. Не надо превращать Толстого в Ленина! И в каждом городе, где он останавливался на несколько часов и, допустим, откушал свекольник, открывать ему музей. В Казанском университете висит портрет Льва Николаевича, там же есть экспозиция, посвященная в том числе и ему. И этого, считаю, вполне достаточно».
«А в Свияжске, – добавила она, – я в полном восторге от археологического музея. Это с таким вкусом сделано! Думаю, он будет входить в тройку лучших российских музеев и может претендовать на какие-то международные премии».
По словам Авдотьи Смирновой, в картине всего один вымышленный персонаж, и практически все события фильма имели место в реальности
Остается добавить, что в Свияжск Авдотья Смирнова приезжала в качестве почетной гостьи II Международного фестиваля дебютного документального кино «Рудник», который получил постоянную прописку на острове благодаря режиссеру Марине Разбежкиной. Фильм «История одного назначения» открывал программу этого фестиваля и наглядно проиллюстрировал, как реальные факты и события, документ, одним словом, превращаются в игровое кино.
«Кинофестиваль – это лучшее, что можно сделать для того, чтобы оживить культурную ситуацию в регионе, – считает Авдотья Смирнова. – Поэтому большое спасибо Марине Разбежкиной. Она делает дело, которое вам только предстоит оценить».