12 сентября мусульмане России отмечают священный праздник жертвоприношения Курбан-байрам, который в регионах страны имеет свои особенности. Есть они и в нашей республике.
Повсюду праздник начинается с намаза, но не в одно и то же время. В мечетях Казани, к примеру, к праздничной молитве приступят в 5 часов 40 минут, а в Набережных Челнах – на 10 минут раньше. Однако данный временной разброс объясняется очень просто: праздничный намаз начинается через полчаса после восхода солнца, которое, как мы знаем, «просыпается» везде в разное время.
Но все же главная отличительная особенность Курбан-байрама в Татарстане – его объединяющая составляющая, ориентированная не только на мусульман, но и на всех жителей республики.
Илдар хазрат БАЯЗИТОВ, заместитель муфтия Татарстана: | |
Давая возможность пережить радость праздника, мы совершаем богоугодное дело. |
«Курбан-байрам, как и другие мусульманские праздники, социально направлен, он напоминает людям, что нужно быть добрыми и милосердными каждый день и ко всем, – отметил заместитель муфтия РТ, имам-ха-тыб мечети Гаиля Рустам хазрат Хайруллин на пресс-конференции в «Татар-информе», посвященной предстоящему священному празднику мусульман. – Мы вместе обращаемся с нашими мольбами даровать всем нам здоровья, благополучия и успеха, процветания, мира, спокойствия и стабильности в мире и в нашем родном Отечестве».
Социальный ракурс не обошел и непосредственно обряд жертвоприношения. Как известно, Коран предписывает отдавать одну треть мяса бедным и нуждающимся, вторую треть направить на угощение родственников, знакомых и соседей, а остальное оставить себе для приготовления праздничных блюд и совместной трапезы с родственниками. Однако ДУМ РТ и само практикует, и поощряет мусульман в их стремлении раздавать малоимущим все жертвенное мясо. Как сообщил Рустам хазрат Хайруллин, большинство татарстанцев так и поступают. По предварительным подсчетам в одной только столице республики будет заколото шесть тысяч животных, а с учетом личных подворий в городе будут принесены в жертву 10 тысяч баранов, и большая их часть достанется малоимущим.
Две тысячи барашков, закупленных ДУМ РТ, тоже предназначены сиротам, многодетным семьям, малообеспеченным людям, инвалидам, ветеранам. Эти списки формируются в махаллях, согласовываются с отделениями социального обслуживания населения, при этом приверженность к исламу не является главным критерием для отбора. «В списках могут оказаться и те, кого в махалле знают лично, и те, кто сам обращается за помощью, и те, кого рекомендовали общественные организации, – сообщил другой спикер – заместитель муфтия Татарстана, имам-хатыб мечети Ярдэм Илдар хазрат Баязитов. – При этом неважно, какой веры придерживается человек. Так, общественная организация инвалидов по зрению просто подает нам заявку и сама распределяет мясо между инвалидами».
Коран предписывает отдавать одну треть мяса бедным и нуждающимся, вторую треть направить на угощение родственников, знакомых и соседей, а остальное оставить себе для приготовления праздничных блюд и совместной трапезы с родственниками
Часть жертвенного мяса ДУМ РТ отправит во все тюрьмы республики – его раздадут заключенным независимо от их вероисповедания. «Давая возможность пережить радость праздника, мы совершаем богоугодное дело», – пояснил Илдар хазрат Баязитов. По его словам, в последние годы число желающих принести жертвенное животное увеличивается ежегодно на 15–20 процентов. Но вот проблема: баранов для праздника не хватает, так что животных приходится закупать в Волгоградской, Астраханской областях, в Калмыкии и Дагестане. В связи с этим религиозные деятели обратились через СМИ к фермерам с просьбой увеличить поголовье овец в республике еще хотя бы тысяч на десять, чтобы животных к празднику не приходилось искать по всей России.