Соло на курае

За восемнадцать лет творчества Рафаэль Гайзетдинов произвёл более пятнадцати тысяч кураев.

Автор статьи: Евгения ШЕМЕЛОВА

 

 

На этно-маркете, организованном в рамках II Этно-fashion фестиваля народного творчества и декоративно-прикладного искусства «Стиль жизни – культурный код» на площади перед театром Г.Камала в Казани, всех привлекала торговая палатка,  из которой звучали напевные, завораживающие мелодии курая, исполняемые самым именитым мастером республики по изготовлению этого национального инструмента, музыкантом и педагогом Рафаэлем Гайзетдиновым.

 

«Мимо пройти прос­то невозможно, – восторженно поясняет Альбина Шамилова, приехавшая на выставку из Богатых Сабов с мамой и сыном. – В нашей семье мы любим курай. Сын учится в музыкальной школе, осваивает два инструмента – баян и курай, который в своё время мы купили как раз у Рафаэля Гайнутдиновича».

Палатка мастера своим оформлением больше похожа на музыкальный класс. Здесь и ноты, и популярные книги о курае, и инструкции по обу­чению игре, и плакат о пользе для здоровья игры на духовом инструменте и, конечно, десятки кураев разной тональности, для различного возрас­та, а также чехлы и футляры для их хранения.

Рафаэль Гайнутдинович, интересуясь именем посетителя, чтобы определить его национальность, и ориентируясь на возраст, исполняет соответствующую мелодию – русскую, татарскую, еврейскую… Может удивить и виртуозным исполнением сложных композиций, сыграв, например, «Одинокого пастуха» Эннио Морриконе. Под его руководством все желающие пробуют исполнить хотя бы несколько нот. Посетителям мастер рассказывает, что курай очень хорош как дыхательно-оздоровительный инструмент и полезен для лёгких. Покупатели разные. При нас молодой человек из Москвы, не имеющий музыкального образования, приобрёл курай до-мажор, чтобы самостоятельно его освоить. Женщина в зрелом возрасте оформила заказ на несколько инструментов для внука из Санкт-Петербурга, который мечтает создать в Северной столице ансамбль кураистов.

 


Мастер изготавливает инструменты 16 тональностей. Самые востребованные – ре-мажор и до-мажор. За восемнадцать лет творчества Рафаэль Гайзетдинов произвёл более пятнадцати тысяч кураев


 

Инструменты приобретают в основном для детей и подростков, а вот сам мастер пришёл к нему в достаточно зрелом возрасте. «Изготовить курай – профессиональный и конкурентоспособный на рынке – было моей давней мечтой, – рассказывает Рафаэль Гайзетдинов. – Но шёл я к ней долго. До 55 лет курай для меня ничего не значил. В Актанышском районе, где я родился и окончил школу, этих инструментов в то время не было. Окончив Нижнекамское музыкальное училище имени Салиха Сайдашева по классу баяна, работал преподавателем в музыкальных школах Кукмора и Камских Полян. После переезда в Казань в музыкальной школе №20 мне предложили вести курс по кураю. Будучи профессиональным музыкантом-народником, быстро освоил инструмент. Школа закупила кураи, и мы начали работать с детьми. Но через два года этот инструмент пропал из продажи – оказалось, что его никто не изготавливал. И тогда я дома самостоятельно изготовил первую партию – десять штук. Поскольку спрос на них рос, я поставил производство на поток – делал их в домашней мастерской. Самым сложным оказалось делать мундштук, ведь его изготовление проходит в четырнадцать этапов. Первые кураи были из шпона, но они оказались недолговечными. Теперь мои инструменты в основном металлические: из сплава пищевого алюминия. Настраиваю курай по камертону – мои инструменты звучат чисто и профессионально. Приоб­ретают их для музыкальных школ, училищ. Большая партия – 750 штук – изготовлена для ансамбля в Нижнекамске, сто – для творческого коллектива в Муслюмове для проведения там федерального сельского Сабантуя».

Мастер изготавливает инструменты 16 тональностей. Самые востребованные – ре-мажор и до-мажор. За восемнадцать лет творчества Рафаэль Гайзетдинов произвёл более пятнадцати тысяч кураев. Как мастер и педагог по духовым инструментам он постоянно экспериментирует. Интересен изготовленный им комп­лект из тринадцати цветных инструментов «Жаворонки» для детей дошкольного и младшего школьного возрас­тов. Каждый из них издаёт только один звук согласно нотному стану. Играют на таких кураях в небольшом ансамбле. Руководитель, зная ноты исполняемого произведения, как дирижёр руководит детьми, показывая, когда и кому нужно вступать в игру. Мастером разработано доступное руководство по использованию комплекта. «Начнут с «Жаворонков», увлекутся и перейдут на полноценный курай», – поясняет Рафаэль Гайнутдинович. – Несомненно, сейчас обучению игре на курае стали уделять больше внимания. Но всё же далеко не во всех национальных районах и музыкальных учебных заведениях можно его услышать. А ведь это национальный инструмент, гордость и сокровище нации, душа татарского народа. В республике есть известные виртуозы игры на курае, но я мечтаю, чтобы наряду с соло звучали ансамбли кураистов, чтобы появился респуб­ликанский праздник этого инструмента, подобный празднику «Играй, гармонь», который собирал бы тысячи музыкантов. Нужна государственная поддержка в плане производства инструментов. Чтобы не отдельные мастера их кустарно изготавливали, а было бы государственное предприятие не только по их производству, но и по выпуску гармошек, гуслей, варганов, обеспечивающее всех желающих профессиональными национальными инструментами».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще