Как продавцы-аферисты обманывают людей в социальных сетях
Изобретательности интернет-мошенников порой остается только изумляться. Людям, попавшим на удочку псевдопродавцов и лжемастеров, стоит больших трудов вернуть свои кровные. И чаще всего этот шанс невероятно мал.
Обычный профиль в социальной сети: на фото – мама с ребенком, на странице – рецепты домашних блюд и цитаты из книг. Юлия Горобец из Керчи была рада, когда в популярной социальной сети «ВКонтакте» наткнулась на эту женщину. Та являлась администратором сообщества и по совместительству «интернет-бутика», продающего верхнюю одежду. Шикарную шубу из норки или соболя в нем можно было купить всего за 28–30 тысяч рублей. Потенциальных клиентов продавец уверяла, что цена низкая лишь потому, что товар привезен из Греции в 2014 году, когда курс доллара был в два раза ниже, да еще и куплен со скидкой.
Недолго думая, Юлия перевела на электронный кошелек всю сумму за шубу и получила сообщение, что товар отправлен. Однако в установленные сроки посылка не пришла, номер для ее отслеживания на почте продавец не выслала и на вопросы больше не отвечала. Заподозрив неладное, Юлия решила поискать отзывы о странном продавце. И нашла.
ПОСТАВИЛИ НА ПОТОК
Список пострадавших от нерадивой торговки шубами исчисляется десятками и тянется как минимум с 2012 года. В той же социальной сети даже создана отдельная группа, где числятся почти двести человек, клюнувших на низкую цену заграничных шуб, в обсуждении – полторы тысячи сообщений. Сценарий для всех один: оформление заказа, оплата, а потом торговец начинает в лучшем случае кормить «завтраками», в худшем – сразу добавляет клиента в черный список. Недовольные клиентки своими силами пытаются вычислить обманщицу, найти ее контакты, счета и настоящее имя. Несмотря на то что обман известен не первый год, «интернет-бутик» и по сей день продолжает продавать несуществующие меха.
Сообщества в социальных сетях нередко превращаются в торговые площадки. Владельцы бизнес-страниц в соцсети «ВКонтакте», Instagram предлагают товары из обычных магазинов по меньшим ценам. Кто-то действительно работает честно, а кто-то строит жизнь за чужой счет
Многие после безуспешных попыток достучаться до продавца отправляются в полицию в надежде, что стражи правопорядка вычислят злоумышленников и заставят вернуть пострадавшим честно заработанные средства. Но не тут-то было. Из сотен, тысяч подобных ситуаций возбуждением уголовного дела могут закончиться единицы.
Как рассказала Юлия Горобец, ссылаясь на слова знакомого следователя: «Таких заявлений лежит сотня, но, как искать таких мошенников, они (следователи. – Прим. авт.) пока не знают». Пылятся в кабинетах и дела трехлетней давности. Сама Юлия писать заявление «впустую» не стала и мысленно уже попрощалась с деньгами. «У этих продавцов количество страниц растет не по дням, а по часам. Мы заметили, что они почти всегда сидят в соцсети «ВКонтакте» через мобильный телефон. Так сложнее вычислить город или страну, откуда они пишут, – поделилась догадками Юлия. – Я общалась с другими пострадавшими. Одна девушка написала письмо на имя Президента РФ по поводу этой ситуации. Потом ей позвонили, узнали ее город – на этом пока все. Надеюсь, дело все-таки сдвинется с мертвой точки».
УПОВАЯ НА СОВЕСТЬ
Кажется, промышлять десятками тысяч рублей могут только очень уверенные в своей безнаказанности люди. В случае с Юлией сумма ущерба – ее месячная зарплата. «Кинув» хотя бы одного клиента на деньги, горе-продавец может целый месяц не работать. А если обманывать каждый день?
Менее «опытные» аферисты работают с небольшими суммами. Они предлагают детскую одежду, обувь, вечерние платья стоимостью от нескольких сотен рублей до одной-двух тысяч. Навар для обманщиков небольшой, однако из-за трехсот рублей мало кто из покупателей решит обивать пороги отделений полиции. Максимальный эффект в такой ситуации принесет разве что предупреждение друзей и знакомых.
Одно из сообществ помощи таким пострадавшим на том же сайте «ВКонтакте» насчитывает больше тридцати тысяч участников. Среди них как жертвы обмана, так и неравнодушные люди. Они готовы потратить свободное время, чтобы найти псевдопродавца, задурившего голову очередной молодой мамочке.
Так произошло в истории с обманом Валерии Низамутдиновой. В поисках коляски для только что родившихся двойняшек женщина связалась с продавцом-частником. На сайте «Авито» он продавал бывший в употреблении брендовый товар по заманчивой цене. Валерия перевела деньги перед отправкой, но позже оказалось, что владелец коляску не отправил, а потом и вовсе перестал отвечать на сообщения и звонки. Валерия обратилась в сообщество обманутых за помощью. Участники не остались в стороне: писали продавцу с просьбами вернуть деньги, пытались найти номер телефона, адрес проживания отправителя, его родственников – можно сказать, поставили на уши весь Интернет. Сама же Валерия написала заявление о мошенничестве. В полиции ничего конкретного не сказали. «Ну, будем искать» – вот и весь разговор. В результате возникшей шумихи продавец с извинениями вернул Валерии деньги за коляску. Перспектива уголовного преследования его напугала или совесть замучила, неизвестно.
СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС
Одно некогда успешное в социальных сетях сообщество, торгующее одеждой, было продано хозяйкой. Раскрученный магазин попал в руки аферистов. Пользуясь положительным имиджем и предлагая женскую одежду по ценам, сравнимым с оптовыми, а иногда и ниже, новые хозяева стали собирать заказы и деньги. Только отправлять вещи не торопились. Одна из пострадавших – Юлия Конышева рассказала нашей газете, что нашла таких же подруг по несчастью, они постоянно общаются и обмениваются информацией.
Юлия ГОРОБЕЦ, жительница города Керчь: | |
У этих продавцов количество страниц растет не по дням, а по часам. Мы заметили, что они почти всегда сидят в соцсети «ВКонтакте» через мобильный телефон. Так сложнее вычислить город или страну, откуда они пишут. |
Как оказалось, эта афера стала практически семейным бизнесом ставропольских супругов-беженцев. Ущерб, который насчитали пострадавшие, составил 5,5 миллиона рублей, и это не учитывая потери тех, кто не заявил об обмане. Кроме того, проведя собственное «расследование», клиенты сообщества считают, что супруги промышляют с позволения работников органов внутренних дел. Этим они объясняют тот факт, что подвижки в следствии отсутствуют.
УЧИТЬСЯ НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ
Как показывает практика, «опытные» аферисты используют несколько страниц в социальных сетях с разными выдуманными именами. Даже если одна из них будет заблокирована, вторая продолжит существовать. Зачастую имена не совпадают с данными банковских карт, куда клиенты отправляют деньги. Продавцы просят осуществить перевод на карту якобы мужа, брата, мамы, сестры, и ошеломленные низкой ценой покупатели не обращают на это внимания, а зря. Карты могут быть оформлены на кого угодно – начиная от лица без определенного места жительства из соседнего двора и заканчивая обитателем колонии. Кроме того, продавцы могут предоставить данные электронного кошелька, тогда самостоятельно вычислить обманщика становится еще труднее.
Несовпадение имени держателя карты и владельца страницы – одна из причин усомниться в добросовестности продавца. На опыте жертв подскажем несколько советов, как не оказаться в сетях аферистов.
Поищите отзывы о продавце за пределами социальной сети или сайта частных объявлений. Обратите внимание на его личную страницу. Стоит проверить дату ее создания, есть ли личные фотографии, и не скопированы ли они из Интернета. Потенциальных мошенников может выдать даже стиль общения – пренебрежительный, подталкивающий к скорейшей оплате. Часто продавцы отказываются отправлять заказы наложенным платежом, а обещают отправить товар после оплаты – тоже повод задуматься. Однако и в работе с наложенным платежом известны курьезы: нередки случаи, когда вместо обещанной детской одежды или техники покупатель забирал с почты сверток газет или кирпич.
ИСКАТЬ И НЕ СДАВАТЬСЯ?
Всего с января по сентябрь 2017 года в Татарстане зафиксировано 3073 факта, связанных с переводом денег аферистам. Мошенники контактировали с доверчивыми людьми как через Интернет, так и по телефону. Еще в 444 случаях жертвы не общались с обманщиками лично. Отдельно работники правоохранительных органов подсчитывают число махинаций на известном сайте «Авито» – о таких за девять месяцев сообщили 715 жителей республики.
Теплится надежда, что все аферисты, забирающие честно заработанные рубли, обманывающие молодых мам, рано или поздно получат по заслугам
Как пояснили в МВД по РТ, с расследованием или возбуждением уголовного дела следователи могут медлить по разным причинам. В большинстве случаев аферисты промышляют в других регионах России. Возможно всякое: покупатели пострадали, скажем, в Калининграде, сам обманщик проживает в Саратове, а запрос интернет-провайдеру нужно отправлять в Москву. Вот расследование и затягивается. Еще труднее быстро найти возможного преступника, если он промышляет из-за границы. Поэтому любителям онлайн-покупок стоит быть начеку: если в диалоге с продавцом вы намекнете, что живете с ним в одном городе или хотите забрать товар лично, нечистый на руку торговец, скорее всего, перестанет с вами общаться.
Что ни говори, теплится надежда, что все аферисты, забирающие честно заработанные рубли, обманывающие молодых мам, рано или поздно получат по заслугам. Как, например, произошло в прошлом году в Челябинске – там интернет-аферистов нашли и все-таки наказали по закону. Как сообщает местное сетевое издание 31tv.ru, стражам порядка удалось найти троих обманщиков, которые с 2014 года вместо детских товаров отправляли покупателям посылки с хламом. По делу проходили более 70 пострадавших от Москвы до Владивостока. Одну из подсудимых и вовсе поймали на незаконном обороте наркотиков. Все трое получили условные сроки и на момент решения суда вернули пострадавшим треть присвоенных денег. К сожалению, подобный исход пока можно считать лишь исключением из правил.