Село, за которым только вода

В Лаишевском районе, там, где сливаются реки Кама и Волга, есть старинное село Атабаево. Эта живописная местность когда-то считалась краем земли.

Автор статьи: ЯКУШЕВА Фарида

Фото: Фарида Якушева

 

 

В Лаишевском районе, там, где сливаются реки Кама и Волга, есть старинное село Атабаево. Эта живописная местность когда-то считалась краем земли.

 

Как часто бывает, существует несколько легенд о зарождении села. Первая гласит, что после завоевания Казани Иваном Грозным, когда татарское население бежало от преследований, трое мужчин дошли до берега Камы, и это стало последней точкой, куда они смог­ли добраться. Дальше была вода. Переселенцы построи­ли на поляне заимку, стали заниматься охотой, рыбной ловлей. Им так по­нравилось жить на «краю земли», что они решили обосноваться в этих благодатных местах. Построили дома, обзавелись семьями, а поселению дали название Табылдык (в переводе «находка»), которое со временем упростилось до Табай, а позже преобразовалось в звучное Атабай.

Село расположено на ровном, как сковорода (по-татарски «таба»), месте, и именно это, согласно второй легенде, дало название поселению – Таба оказалось недалеко от Атабая, а позднее Атабаева.

Однако местным жителям больше нравится третья версия. «Жил-был в наших мес­тах богатый человек по имени Атабай, – рассказывает библиотекарь местного Дома культуры Роза Халиуллина. – Когда началась принудительная христианизация татар, он взял удар на себя: принял другую веру, служил русским поселенцам, поставлял им рыбу, мясо, шкуры. Задобрив таким образом миссионеров, уговорил их не крестить своих земляков. Так и получилось, что население Атабаева осталось некрещеным, тогда как жители соседних поселений приняли христианство».

Местные краеведы также рассказали, что крестьяне исполняли повинность на землях помещика Макарова. После отмены крепостного права их жизнь не улучшилась, так как земли было очень мало. С одной стороны плодородными территориями владел помещик Макаров, с другой – казанский промышленник Панаев. Летом атабаевцы заготавливали для хозяев все, чем был богат этот край, а сами довольствовались остатками. Не для всех хватало работы у помещиков, поэтому некоторые крестьяне уходили по Каме на Пермскую землю рубить лес, работали на Волге в карьерах, грузили баржи.

Надо ли удивляться, что безземельные атабаевцы были легки на подъем, поэтому многие из них принимали активное участие и в восстаниях под руководством Разина, Пугачева, и в соляном бунте, и в Октябрьской революции.

 

БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ

В 1927 году в Атабаеве началась коллективизация, однако дело продвигалось туго, на создание колхоза понадобилось целых два года. Но зато во время войны колхоз под председательством Исхакова прославился своими успехами на всю страну: в сентябре 1943 года о нем даже писала газета «Правда».

В середине 1950-х было решено строить Куйбышевскую гидроэлектростанцию, и жителей Лаишевского райо­на начали переселять из мест будущего затопления, где должно было располагаться водо­хранилище. Полностью или частично переселили более 20 сел и деревень района, под воду ­ушли заливные луга и пашни. Попало в зону затопления и Атабаево. Для переселения сельчанам предложили два варианта – территорию, на которой расположена нынешняя Республика Бурятия, и Усады, село под Казанью. Жителей не устроили такие варианты. Сельчане отправились протестовать у Казанского Кремля и добились того, что их вместе с жителями деревни Епанчино переселили неподалеку, в результате чего появилось новое село Атабаево.

Последствия строительства Куйбышевского водохранилища ощущаются до сих пор. Волга обмелела, многие малые реки и водоемы пересохли. Весной 2019 года уровень воды в водохранилище опустился до критического – на три метра ниже нормы. Сейчас общество пришло к осознанию, что строительство гигантских гидроузлов на равнинных реках может привести даже к экологической катастрофе. Более того, некоторые начали говорить и о духовной, нравственной катастрофе, ведь тысячи людей насильно переселялись из мест, где остались могилы их предков, и теряли духовные корни.

К чести атабаевцев, они трепетно относятся к истории родного села, сохраняют народные традиции и обычаи, передавая их из поколения в поколение, кропотливо собирают факты, воспоминания, имена своих предков и складывают их, словно элементы пазла, в одну общую картину истории.

 

ГУСИНОЕ ЦАРСТВО

 

 

К концу 1950-х годов, когда строительство Куйбышевского водохранилища было завершено, по предложению Верховного Совета ТАССР атабаевский совхоз «Комсомольский» стал заниматься разведением водоплавающих птиц. Зимой 1957 года из Китая завезли уток пекинской породы и поселили в бараках бывшего спецлеспромхоза. Атабаевцы охотно освоили птицеводческую профессию, построили фермы, и за пять лет на полуострове вырос целый утиный город. В 1968 году птицеводство было выведено из сферы деятельности совхоза. Птицекомплекс «Атабаевский» получил самостоятельность и со временем стал одним из самых богатых в республике: поголовье птиц в летнее время достигало 250 тысяч.

Развивалось и село. К 1990-м годам появились сельский Дом культуры, средняя школа, детский сад, фельд­шерско-акушерский пункт, новый магазин, АТС, мечеть. К домам подвели газ и воду, дороги заасфальтировали.

К концу 1990-х птицекомплекс пришел в упадок. В 2000 году за его восстановление взялся местный фермер Ренат Гайфуллин. Правда, он несколько поменял специализацию – занялся разведением гусей.

А к середине 2010-х к ферме вернулась былая слава: чис­ленность маточного стада птицы достигла 8 тысяч, поголовья КРС – 200 коров. Торговая марка «Атабаевский гусь» прославилась за пределами Татарстана.

Постепенно, часть за частью, гусиную птицефаб­рику выкупили. Новыми владельцами стали гендиректор компании «Ак Барс Девелопмент», экс-депутат Госсовета РТ Марат Шагитов и его сын Адель. В агрофирме «Атабаевская» сейчас выращиваются гуси, коровы, лошади и овцы, функционирует фабрика по глубокой переработке сырья и производству вяленого и копченого мяса, а также субпродуктов. Особая гордость хозяйства – инкубационные яйца, а также суточные и подрощенные гусята, которые нарасхват у местного населения и жителей других районов ­республики.

Параллельно развивается растениеводство, благодаря чему птицекомплекс обеспечен собственной кормовой базой. В Атабаеве сегодня проживают около 500 человек, и почти все трудоспособное население работает в агрофирме.

 

ОЧАГ КУЛЬТУРЫ И ЦЕНТР ОБЩЕНИЯ

 

Народный ансамбль «Бибинур».

 

Досуг местные жители проводят в сельском Доме культуры (СДК), который является необходимой частью общественной жизни, важнейшим центром общения. СДК гостеприимно принимает людей всех возрастов и интересов: здесь проходят тематические вечера, созданы любительские объединения, клубы и кружки по интересам. Зимой, когда темнеет рано, а работы на огороде нет, женщины собираются и делятся семейными традициями и секретами ведения хозяйства, учат друг друга вышиванию, вязанию и другому мастерству.

Одним из самых известных творческих коллективов СДК является народный ансамбль «Бибинур», руководит которым Рамзия Гайфуллина. Коллектив не раз побеждал в смотрах художественной самодеятельности республиканского и районного уровней и даже участвовал в телепередаче «Жырлыйк эле».

В 2016–2017 годах в Доме культуры провели капитальный ремонт: сейчас здесь есть не только зал на 200 посадочных мест, но и важные для сельчан объекты – почта, библиотека, отделение банка и исполком.

Заведующая СДК Гульфия Сабирова рассказала, что, будучи воплощением татарской культуры, село Атабаево включено в туристический этномаршрут. Сотрудники Дома культуры разработали для туристов интереснейшую программу, которая включает концерт, угощение татарским хворос­том «Кош теле», проведение национальных обрядов, а также мастер-классов.

 

«АрхПикник» в парке скульптур.

 

А с прошлого года одним интересным местом для туристов стало больше. Молодые скульпторы и художники – выпускники Казанского филиала Московского государственного академического художественного института им. В.И.Сурикова и студенты Казанского художественного училища им. Н.И.Фешина – создали около села парк скульп­тур из природного материала. Большой деревянный заяц, рыба, качели, солн­це и другие экоскульптуры гармонично вписались в местность и поныне ее украшают. В день открытия парка состоялся «АрхПикник» с концертом, мастер-классами по йоге, флористике, акварельной живописи и созданию мыльных пузырей, с волейбольным турниром и другими площадками. Атабаевцы хотят сделать это мероприятие ежегодным и планируют, что оно будет проходить в общероссийском ­формате.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще
2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x