28 января 2023

Санкции ваши, ноу-хау наши

Опубликовано: 14.11.2022 21:59

 

Западные бренды ушли, но оказалось, что мы многое можем и без них.

 

С Запада регулярно приходят вес­ти о введении новых санкций против России. Однако «разорвать в клочья» нашу экономику как-то не получается, как бы ястребам в Вашингтоне этого ни хотелось. Наоборот, санкции бумерангом ударили по их инициаторам. И осознание этого западными странами постепенно приходит. Да, некоторые зарубежные компании из нашей страны ушли (часто не по своей воле) и подсчитали убытки. Но их место на рынке заняли другие фирмы. Конечно, ситуация здесь неоднозначная. По автопрому ограничения ударили сильнее, чем, например, по фастфуду или торговле. Но всё-таки загнать Россию в «каменный век» у дяди Сэма не получилось. Более того, санкции дали возможность отечественным компаниям занять те ниши, о которых они не могли мечтать, ведь раньше там всё было жёстко поделено между транснациональными корпорациями.

 

НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИНОСТРАННЫХ ПРОГРАММ

Было время, когда в России боролись с пиратством в области программного обеспечения. Можно вспомнить резонансное уголовное дело Александра Поносова – в 2006 году директора школы в Пермском крае обвинили в использовании пиратских программ на школьных компьютерах и нарушении авторских прав компании Microsoft. Сейчас подобное просто невозможно представить: американская компания ушла из России (добровольно или принудительно – не важно). И теперь никто не будет задаваться вопросом: какая у вас на домашнем или офисном компьютере стоит операционная система Windows – лицензионная или пиратская? А тем более есть альтернатива американскому продукту – операционные системы на базе Linux.

О нашем технологическом суверенитете в области программного обеспечения говорили на выездном заседании Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству. Оно прошло в открывшемся 30 августа в Казани ИТ-парке им. Башира Рамеева. Новый, оборудованный по последнему слову техники комплекс стал третьим IТ-парком в респуб­лике. Плюс к этому недалеко от столицы с каждым годом крепнет и разрастается ещё один «оазис для айтишников» – город Иннополис с особой экономической зоной.

После осмотра ИТ-парка заместитель Председателя Государственного Совета Марат Ахметов заявил журналистам: «Парламентарии Татарстана регулярно проводят встречи и консультации с IТ-экспертами, чтобы понять, что нужно сделать на уровне законодательства, чтобы цифровизация экономики проходила ещё быстрее. Сейчас у российских компаний и предприятий есть определённая зависимость от западных программных продуктов, и их нужно заменять отечест­венными разработками. А для этого нужны айтишники и комфортная инфраструктура для их работы, которую мы видим здесь, в новом казанском ИТ-парке».

Заместитель министра цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Рустам Хидиятуллин рассказал на заседании, что в Минцифре РТ полностью перешли с Windows на отечественные операционные системы на базе Linux. А количество программных решений в реестре российского софта превысило 15 тысяч.

Так что можно совершенно легально заменить иност­ранные программы отечественными, если вам претит пиратство.

 

НА КАКИХ МАШИНАХ БУДЕМ ЕЗДИТЬ

Мы уже привыкли, что в наших городах вывески «Макдоналдс» сменились на «Вкусно – и точка», при этом меню многочисленных предприятий быстрого питания осталось почти тем же. Для татарстанцев, конечно, более патриотично зайти в сеть ресторанов «Тюбетей». Но всё-таки самые вкусные блюда и выпечку готовят дома – наши жёны, мамы и бабушки вне конкуренции!

Шопоголики тоже не остались внакладе – вместо одних закрывшихся магазинов в торговых центрах открылись другие (или просто произошёл их ребрендинг – бизнесмены всегда найдут возможность торговать и зарабатывать). А товары «окончательно и на­в­сегда» ушедших фирм легко можно купить на электронных торговых площадках. Причём иногда сами производители в этом заинтересованы и этому активно содействуют (какие бы официальные антироссийские заявления они ни делали публично).

Самая серьёзная ситуация сложилась в отечественном автопроме – пока у нас не получается наладить выпуск качественных легковых машин в большом объёме. Лихорадить автомобильный сектор начало ещё в пандемию коронавируса, причём по всему миру. Но в нашей стране эти проб­лемы оказались «цветочками» после введения антироссийских санкций и ухода из страны ведущих мировых автоконцернов.

 


Санкции дали возможность отечественным компаниям занять те ниши, о которых они не могли мечтать, ведь раньше там всё было жёстко поделено между транснациональными корпорациями


 

На прошлой неделе стало известно, что автопроизводитель Mazda также покидает Россию и продаёт долю в совместном предприятии с компанией «Соллерс». Ранее «хлопнули дверью» такие крупные японские производители, как Toyota и Nissan. А ушедшие из России европейские и американские бренды можно перечислять долго…

Вот какая картина вырисовывается из данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ): в октябре россияне приобрели 45,2 тысячи легковых и лёгких коммерческих автомобилей. Это на 63 процента меньше, чем за октябрь прошлого года, и на три процента меньше, чем в сентябре нынешнего. А ведь продажи росли потихоньку с мая, когда был зафиксирован минимум за всю историю наблюдений АЕБ – было продано 24 тысячи машин.

В октябре даже самых доступных для рядовых покупателей «железных коней» от АвтоВАЗа было реализовано всего 19,1 тысячи – это на семь процентов меньше, чем в сентябре. Эксперты называют две причины таких низких продаж: нехватка авто у дилеров и завышенные цены. А почему нет машин? Ответ прост: стоят конвейеры закрытых заводов иностранных компаний, и даже для моделей АвтоВАЗа не хватает компонентов. Пустые автосалоны по стране (сейчас они в основном продают подержанные машины) пока не могут насытить поставки новых автомобилей из Китая, Ирана, Индии, даже ОАЭ или подержанных машин из Японии.

С грузовиками ситуация оптимистичнее. Как сообщает официальный сайт КАМАЗа, в сентябре камский автогигант выпустил 3,6 тысячи автомобилей, а по итогам девяти месяцев – 32,2 тысячи (за аналогичный период прошлого года – 30,9 тысячи). Ключевым изменением в производстве грузовиков во второй половине года стала его переориентация на выпуск полноприводных машин, в том числе по госзаказу.

Но давайте всё-таки завершим этот материал на позитивной ноте: мэр Москвы Сергей Собянин анонсировал старт в декабре производства автомобилей на заводе «Моск­вич», который ранее принадлежал французской компании Renault. Скорее всего, это будут китайские автомобили под брендом «Москвич», адаптированные под наши дороги и климат.

И если обобщить: когда вместе с Россией – Китай, Индия, Иран, многие страны Азии, Южной Америки и Африки, то о каких «всеобъемлющих санкциях» Запада можно говорить?

image_printРаспечатать

Фото: коллаж Олега ПЕПЛОВА
Автор статьи: СЕМЕРКИН Сергей
Выпуск: №169 (29325)


Добавить комментарий

27.01.2023

Для защиты избирательной системы

Приняты поправки об ограничении деятельности иноагентов

Новый пакет поправок в Избирательный кодекс республики прокомментировал председатель Центризбиркома Татарстана Андрей Кондратьев.

3010
27.01.2023

Информационное пространство: под диктовку новых правил

Средствам массовой информации следует с особым вниманием относиться к подаче информации о специальной военной операции на Украине

Об этом на коллегии Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» достаточно жёстко высказался руководитель Администрации Президента РТ Асгат Сафаров.

2440
27.01.2023

Меры господдержки сформировали предприниматели

На поддержку малого и среднего бизнеса в 2023 году из бюджета Татарстана направят 1,9 млрд рублей.

2750
27.01.2023

Верим в наших ребят

Шефская помощь из Набережных Челнов благополучно доставлена в одну из частей Вооружённых сил РФ

В Татарстане расширяется добровольческая деятельность в пользу наших военных, их семей и пострадавшего от боевых действий мирного населения.

3280
26.01.2023

Красивая легенда из Мингера

Сабинский район приготовил гостям новый туристический маршрут

Немногие знают, что в глухой сабинской глубинке есть современная копия башни Сююмбике. «Мингер тауэр» – таково её официальное название – расположена на открытой возвышенности, на берегу крутого обрыва, поросшего хвойным лесом.

5160

Мнение

Валерий ЛИПСКИЙ, руководитель следственного управления Следственного комитета России по РТ:


Особый статус не ограждает от уголовной ответственности. У нас есть данные по соответствующим антикоррупционным расследованиям. Так, за истекший год расследованы дела в отношении пяти адвокатов, пятнадцати депутатов и одного главы сельского поселения.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы
  • Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru