Самообучающаяся «Татнефть»

На международном форуме «EDU Russia 2019 — Образование России» нефтяная компания представила целостную систему подготовки своих кадров.

Автор статьи: Анвар МАЛИКОВ

Фото: пресс-служба ПАО “Татнефть”

 

татнефть-Мухаметшин

 

На международном форуме «EDU Russia 2019 — Образование России» (Казань, 28 февраля — 1 марта) нефтяная компания представила целостную систему подготовки своих кадров.

 

Целью масштабного мероприятия был поиск концептуальных ответов на вопросы, как совершенствовать образование на всех уровнях — от дошкольного до корпоративного, как применять в обучении передовые мировые практики. На форуме были широко представлены система образования всех уровней, бизнес, работодатели, службы занятости, экспертное сообщество.

«Этот формат общения обрел свое лицо, выросли география и количество его участников», — сказал Председатель Государственного Совета Татарстана Фарид Мухаметшин, приветствуя участников форума от имени руководства республики. Он отметил, что если на первом форуме в 2017 году побывали 2,5 тыс. человек из 38 регионов России, то в этот раз — свыше 3 тысяч из 61 региона и шести стран мира.

В Татарстане, по словам Фарида Мухаметшина, выстроена единая сеть по подготовке конкурентоспособных кадров в условиях цифровизации экономики с участием товаропроизводителей. Система включает 91 учреждение среднего профобразования, 31 ресурсный центр, используется дуальное обучение.

«Татарстан талантлив в части мировых трендов», — сказала заместитель министра просвещения РФ Ирина Потехина и отметила, что форум проходит на площадке (новый выставочный центр «Казань Экспо»), появление которой обязано именно образованию. Ведь в августе здесь пройдет мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills.

Партнерство государства и бизнеса, создание инвестиционно привлекательной индустрии образования, адаптивность и умение учиться — эти тезисы звучали рефреном на пленарной дискуссии «К глобальной конкурентоспособности — через образование», а также в многочисленных тематических сессиях.

 

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В рамках одной из них — «Профессиональное образование» — компанией «Татнефть» была подготовлена панельная дискуссия на тему «Интернационализация профессионального образования и обучения». Её модерировали начальник управления по работе с персоналом Компании «Татнефть» Андрей Глазков и директор Центра изучения проблем профессионального образования Ольга Олейникова. «Для участия в дискуссии мы пригласили видных экспертов и практиков из Финляндии, Италии, Мальты, — рассказал автору этой статьи заместитель начальника управления по работе с персоналом нефтяной компании Рифдар Хамадьяров.

В центре внимания был Туринский процесс (ТП) — по аналогии с Болонским процессом это всесторонний анализ политики в сфере профобразования и обучения в различных странах. Он был инициирован в 2009 году Европейским фондом образования и предполагает широкое участие заинтересованных сторон, государственного и частного секторов исходя, в первую очередь, из потребностей экономики.

 

татнефть3

 

Поэтому особо значим для российской аудитории был западный опыт, которым в ходе дискуссии поделились зарубежные участники. О региональном опыте ТП рассказала проректор по организационному развитию Альметьевского государственного нефтяного института (АГНИ) Энзе Идиатуллина.

«Все знают о Болонском процессе, но немногие — о Туринском, а он не менее важен и поэтому тоже принят на государственном уровне, — пояснила автору этих строк руководитель Корпоративного университета ПАО «Татнефть» Елена Дурнева. — Поэтому в рамках большой конференции эта дискуссия была одной из самых интересных, ведь современные тенденции в обучении едины во всем мире. Поэтому очень важно находить общие решения и широко распространять их».

Почему именно «Татнефть» организовала эту дискуссию? Компания заинтересована в хороших кадрах и специалистах, а без активного участия работодателя в процессе их подготовки не обойтись. «Мы не получим нужного результата, если не сформулируем конкретные цели, заказ на того или иного специалиста, — говорит Елена Дурнева. — Мы рассчитывали, что благодаря этой дискуссии информацию услышит широкий круг, в том числе руководители системы образования».

 

ПРОФЕССИОНАЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В рамках сессии «Бизнес и кадры» представители крупных компаний говорили о разрыве между ожиданиями бизнеса и запросами соискателей рабочих мест. Между тем уже сами работодатели не успевают за стремительным развитием технологий, поэтому нужно прогнозировать потребность в кадрах на перспективу. Поэтому главное, что требуется от соискателей — способность и желание обучаться дальше, быть адаптивными. Нужны люди, которые готовы менять свою квалификацию в рамках одной компании.

О том, как эти задачи системно решаются в «Татнефти», рассказал Андрей Глазков.

«Татнефть» — самообучающаяся организация», — сказал он. Сейчас система обучения и переподготовки кадров выстраивается в соответствии с целями корпоративной Стратегии-2030. Периметр охвата включает 45 тыс. человек, работающих в шести ключевых бизнес-направлениях Группы «Татнефть» — от нефтедобычи и нефтесервиса до нефтепереработки и автозаправочной сети, от машиностроения до энергетики. А это около 3,5 тыс. наименований профессий и должностей.

 

Глазков-презентация

 

Решаются такие непростые задачи, как кадровое прогнозирование при планировании крупных проектов, переквалификация высвобождающегося в ходе автоматизации производственных процессов персонала. Разрабатываются стандарты профессиональных компетенций по всем должностям и одновременно — средства оценки знаний и умений. «Татнефть» даже создала свой Центр оценки квалификаций. В рамках корпоративной системы развития персонала централизована работа с кадровым резервом по всей Группе «Татнефть».

В структуре компании создана целостная система подготовки кадров, вершиной которого является Корпоративный университет. В основании пирамиды — Центр подготовки кадров (ЦПК). В «Татнефти» вводится недельное обучение всех, кто пришел работать в компанию. Созданы «фабрики процессов», где имитируются реальные производственные условия с действующим оборудованием. В обиход вошли командное обучение, мозговые штурмы, стратегические сессии. Переосмысливается институт наставничества.

Поскольку в стране не готовят специалистов по HR (human resource — человеческие ресурсы) и труду (научная организации труда как специальность, которая была в советское время, исчезла), приходится готовить их самим в Корпоративном университете. Создана даже своя служба HR-аналитики.

 

«КАЖДЫЙ ВУЗ МОЖЕТ МЕЧТАТЬ»

Одновременно компания всесторонне и активно работает с государственными учебными заведениями. Широко известен научно-образовательный кластер для нефтегазовой отрасли, якорной организацией которого является «Татнефть». В него входят АГНИ, Альметьевский политехнический, Лениногорский нефтяной, Бугульминский машиностроительный техникумы, «ТаграС-Холдинг», «Нефтеконсорциум». Кластер охватывает около 8 тысяч студентов.

О тесном сотрудничестве с нефтяниками рассказала проректор АГНИ Энзе Идиатуллина. Например, широко практикуется научно-исследовательская деятельность студентов совместно со специалистами «Татнефти». Около 800 человек приняли участие в проектах компании в 2017-2019 гг.

 

татнефть2

 

Уникальным проектом, о котором «каждый вуз может мечтать», назвала Идиатуллина цикл лекций «Профессионализм от первого лица». Их читают главные специалисты «Татнефти», и эти лекции встроены в учебный процесс.

В свою очередь, институт подстраивается под потребности своего главного партнера и создает специальные магистерские программы. Знаковой вехой в плодотворном партнерстве АГНИ с «Татнефтью» стал проведенный в Альметьевске в ноябре 2018 года масштабный международный форум «Наука и инновации». Здесь собрались ученые и молодые специалисты «Татнефти», компаний-партнеров и предприятий нефтегазодобывающего кластера, студенты и аспиранты профильных высших учебных заведений России — всего около 700 участников. Были приглашены и зарубежные эксперты.

* * *

 

татнефть4

 

Напомним, первый форум «Образование России» прошел также в Казани, в 2017 году. Его организационным партнером была «Татнефть». Под её эгидой работал отдельный блок, посвященный профессиональной подготовке. Профессиональным стандартам — одной из самых актуальных тем — была посвящена одна из дискуссий. Модераторами также были Андрей Глазков и один из главных экспертов страны в этой сфере Ольга Олейникова. Актуальность темы в том, что профстандарты с 2016 года, согласно изменениям в законодательстве, обязаны применять все работодатели. В этой части накопилось много вопросов. У «Татнефти» уже был соответствующий опыт, и она поделилась им.

На нынешнем форуме компания снова была инициатором обсуждения трендовых аспектов профессионального образования, влияющих в конечном счете на глобальную конкурентоспособность всей страны.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще