1

Реквием в жанре комедии

 

kamalteatr-14

 

Татарский академический театр им. Г.Камала представил первую премьеру нового сезона – спектакль «Без ветрил» по одноименной пьесе Карима Тинчурина в постановке Георгия Цхвиравы.

 

«Без ветрил» – это татарская классика. Пьеса написана драматургом в 1926-м, в один год с «Голубой шалью» – возможно, поэтому их сценическая  судьба тоже во многом схожа. Режиссером первой постановки «Без ветрил» был сам Карим Тинчурин, и он же сыграл одну из главных ролей – Батырхана. Причем спектакль давали в два вечера, что по тем временам совсем не редкость.

 


Главное, что отличает нынешнюю постановку «Без ветрил» от всех  предыдущих, – это смена исторического ракурса


 

За девяносто лет, прошедших со времени написания пьесы, это уже  пятая  постановка «Без ветрил» на камаловской сцене. Однако нынешняя версия  выбивается из общего ряда, по меньшей мере, по двум причинам. Во-первых, театр впервые доверил постановку национальной классики режиссеру со стороны и с иной ментальностью.  Да, в биографии Георгия Цхвиравы был непродолжительный казанский период (пять лет жизни им отдано Казанскому ТЮЗу), более того, в те же годы на камаловской сцене шел поставленный им спектакль «Ханума».  Но это была совсем другая история. В настоящее время Цхвирава  является главным режиссером Омской драмы, и приглашение его в Казань на постановку одной из лучших пьес татарского классического репертуара – действительно, знак особого доверия.

 

  «Без ветрил» – это татарская классика.
Пьеса написана драматургом в 1926-м, в один год с «Голубой шалью» – возможно, поэтому их сценическая  судьба тоже во многом схожа. Режиссером первой постановки «Без ветрил» был сам Карим Тинчурин, и он же сыграл одну из главных ролей – Батырхана.

Но главное, что отличает нынешнюю постановку «Без ветрил» от всех  предыдущих, – это смена исторического ракурса. Объективно пьеса написана в жанре сатирической комедии, высмеивая суетность, беспринципность и никчемность представителей  «старого мира» (действие охватывает период с 1910 по 1925 год).  В таком же комедийном ключе она представлялась и на сцене, не оставляя шансов на сочувствие тем, кто надеялся повернуть вспять ход истории. Однако на самом деле все обстояло много сложнее – и в жизни, и в самой пьесе.

Теперь-то мы понимаем, что на обочину истории был вытеснен цвет нации – просвещенные купцы и меценаты, потомственные интеллигенты, офицеры, не уронившие чести… Не говоря уже о трагической судьбе самого Карима Тинчурина, которого спустя двенадцать лет после описанных событий расстреляют как врага народа, а его пьесы на долгие десятилетия окажутся под запретом.  Поэтому просто немыслимо ставить сегодня «Без ветрил» так, как если бы ничего этого не было… Более того, в самой пьесе есть предчувствие грядущих трагедий. Иначе откуда эта глубина и неоднозначность тинчуринских образов, олицетворяющих как старую, так и новую Россию? Другое дело, что до сих пор режиссеры предпочитали следовать сценической традиции и закрывать глаза на «многослойный» характер этой пьесы, живописующей человеческие типы эпохи в диапазоне от сатиры до трагедии.  

Настоящая классика всегда современна, и новый спектакль камаловцев это не декларирует, а скрупулезно расчищает Тинчурину-драматургу  путь к современному зрителю, уходя от идеологических клише и театральных штампов, невольно опутавших самую провидческую из его пьес.