Нарушения на сумму более полумиллиарда рублей выявила Счетная палата РТ при проверке использования средств Фонда жилищно-коммунального хозяйства Татарстана. Ревизия проводилась по поручению парламента Татарстана. Вскрылись нарушения как в сборе платежей за капремонт, так и в их расходовании.
КТО ДОЛЖЕН – НЕ ПЛАТИЛИ, КТО НЕ ДОЛЖЕН – ПЛАТИЛИ
Причину пристального внимание руководства республики и депутатского корпуса к расходованию средств, расходуемых на капремонт жилья, объяснил председатель Счетной палаты РТ Алексей Демидов на заседании коллеги ведомства.
«С 2014 года реализуется масштабная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории нашей республики. Актуальность ее обуславливается как социальными факторами, которые связаны с низким качеством жилищных услуг и потенциальной аварийностью объектов жилищного фонда, так и с экономическими, которые характеризуются высокими эксплуатационными затратами на содержание жилищного фонда», – сказал он.
Как было озвучено на заседании, в реестре многоквартирных домов Татарстана находятся 18,1 тыс. объектов, из них 291 – аварийный. На момент проверки число домов, формирующих фонд капремонта, составляло более 16,4 тыс. Это почти 90% от всего многоквартирного жилья. При этом анализ формирования региональной программы капремонта показал, что далеко не все включенные в программу дома соответствуют требованиям.
Как отметил аудитор Счетной палаты РТ Александр Якупов, ремонт в рамках программы может проводиться только в многоквартирных домах, за исключением тех, что признаны аварийными, подлежат сносу или реконструкции. В то же время, в перечень включены 3 административных здания в Казани, в которых находятся аппараты некоторых республиканских ведомств.
За анализируемый период доходы Фонда ЖКХ для проведения капремонта многоквартирного жилья составили 20,5 млрд рублей, средства бюджета республики – 4,5 млрд рублей. В дополнение к этим суммам поступили 3,2 млрд рублей из местных бюджетов и еще 12,8 млрд рублей от собственников квартир.
Выборочной проверкой выявлены случаи, когда собственникам квартир и нежилых помещений не начислялись взносы, соответственно и не оплачивались. Так, хозяева 25 тыс. квадратных метров нежилого фонда в 12 домах Казани не уплачены взносов на сумму 3,6 млн рублей. А собственникам жилья одного из домов не начислялись взносы в 1,7 млн рублей. При этом здание было включено в региональную программу капремонта.
В материалах проверки зафиксированы и факты необоснованного взимания с граждан взносов на капремонт. Например, в поселке Куйбышевский Затон хозяева одного из аварийных домов заплатили за капремонт 28,2 тыс. рублей. Хотя по закону в аварийных домах такие средства не должны начисляться.
РАЗДУТЫЕ СМЕТЫ И ЛИПОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Основные расходы Фонда ЖКХ приходились на оплату строительно-монтажных работ, услуги по разработке проектно-сметной документации, замену лифтов, оплату услуг по строительному контролю. По всем этим направлениям у Счетной палаты возникли замечания.
По закону, капремонт должен вестись по проектно-сметной документации. Однако ее разработка в отдельных случаях имела признаки формального выполнения.
Например, по документам компании «Консорциум Строительных Компаний» многоквартирный дом в Буинске имеет 3 этажа и размеры – 14 на 12,6 метра. Но взору ревизоров этот дом предстал двухэтажным с размерами 48 на 13 метров, то есть почти в 3,5 раза длиннее.
Во время проверки в 90% домов, куда лично выезжали ревизоры, было выявлено завышение объема выполненных работ. В числе нарушений – невыполнение предусмотренных работ, установка однокамерных стеклопакетов вместо двухкамерных. Всего насчитали нарушений на 4,3 млн рублей.
«Отмечу, что по всем объектам, на которых выявлено завышение, Фондом ЖКХ оплачивались услуги по строительному контролю на сумму 3,8 млн рублей», – подчеркнул аудитор.
Контракты на замену лифтов заключались с компанией «Лифт-строй Компания» по начальной максимальной цене как с единственным участником торгов. Вместе с тем, проверкой установлено, что заявки подавали и другие организации, которые отзывали их до начала торгов. Например, в 2023 году на все аукционы подавал заявки «Щербинский лифтостроительный завод», но затем снимал их. При этом проверка показала, что компания «Лифт-строй Компания» использовала во время капремонта все те же лифты Щербинского завода…
«Для сравнения: в Астраханской, Ленинградской, Воронежской областях наблюдается значительная конкуренция на выполнение работ по замене лифтов. Начальные цены в ходе торгов снижались на 20-29 процентов от начальной цены, – продолжил Александр Якупов. – А в нашей республике наблюдаются признаки нарушения закона о защите конкуренции».
Аудитор считает, что многих нарушений удалось бы избежать при более четком взаимодействии Фонда ЖКХ с другими участниками капремонта. С теми же управляющими компаниями – в части начисления взносов, а также с муниципалитетами, несвоевременно информирующими сотрудников фонда.
С Александром Якуповым согласилась замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ республики Элеонора Абубакирова. По ее мнению, помочь решению ситуации может запуск цифровой платформы, объединяющей все необходимые сведения. «Чтобы не получалось так, что какие-то дома выпадают из нашей программы», – подчеркнула она.
Генеральный директор Фонда жилищно-коммунального хозяйства РТ Айрат Абузяров не оспаривал сделанные Счетной палатой выводы и поблагодарил ревизоров за скрупулезную работу. По его словам, Фонд ЖКХ по некоторым аспектам является как бы заложником ситуации. «О каком контроле можно говорить, если в Фонде ЖКХ всего 30 сотрудников. Нам нужны люди», – посетовал он.
«Вопрос актуальный, – поддержала его представитель Минстроя. – И мы ждем анонсированного Раисом Татарстана Рустамом Миннихановым штатного преобразования Фонда ЖКХ. Кстати, для сравнения: у наших соседей из Пермского края штатная численность – многократно выше. За этот год, при объеме финансирования в 3,6 млрд рублей, отремонтировано 250 домов, а выполнение составило 73%. У нас при финансировании в 8,9 млрд рублей – 750 домов. Так что мы работаем результативнее.
Всего по итогам контрольного мероприятия установлено нарушений на общую сумму 552,2 млн рублей, которые подлежат устранению в полном объеме. С этой целью Фонду ЖКХ направлено представление Счетной палаты. О результатах проверки решено также проинформировать Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ, Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ. Материалы проверки также переданы в Прокуратуру Татарстана.