Растить специалистов будут «дуэтом»

Наши техникумы и колледжи планируют освоить дуальное обучение

В Елабуге и Набережных Челнах прошли образовательные тренинги для преподавателей ссузов по системе дуального образования.

Автор статьи: Лидия ЕРМОЛАЕВА

Фото: tatar-inform.ru; mon.tatarstan.ru

Наши техникумы и колледжи планируют освоить дуальное обучение

4564

 

В Елабуге и Набережных Челнах прошли образовательные тренинги для преподавателей ссузов по системе дуального образования. Обучение в формате «без отрыва от производства» будет доступно студентам колледжей, а на выходе из них получатся специалисты-мехатроники.

 

С новой для Татарстана дуальной системой ознакомились 22 преподавателя средних специальных учебных заведений республики и Ленинградской области. Образовательные программы будут создаваться по профилю «Мехатроника». Как таковой профессии пока еще не существует, однако направление входит в перечень компетенций конкурса WorldSkills Russia.

Мехатроник – это электрик, наладчик и механик в одном лице. Такой специалист работает с роботизированными системами. Кстати сказать, мехатроник входит в число 50 востребованных и перспективных профессий. Теперь же колледжам и предприятиям предстоит выработать методики ее преподавания.

 


Как сообщила Надежда Смольник, вырастить готовых специалистов по дуальной программе они смогут лишь через четыре года. Тем не менее это стоящее вложение в человеческий капитал


 

Идея тренинга для педагогов родилась в связи со стремительным развитием технологий и модернизацией производства, рассказала руководитель проектов компании Ford Sollers Надежда Смольник на пресс-конференции в «Татар-информе». По ее словам, проект призван улучшить систему подготовки рабочих кадров для предприятий автомобилестроения.

«В условиях быстро развивающейся экономики и когда оборудование получает моральный износ в течение полугода, очень сложно успевать за такой динамикой, если в формировании требований к квалификации не будет участвовать работодатель, – считает начальник управления профессионального образования Минобрнауки РТ Анна Сидоренко. – Система в федеральном законодательстве пока не закреплена, и термин «дуальное обучение» мы позаимствовали у Германии, где такая форма хорошо развита».

 

 Анна СИДОРЕНКО, начальник управления профессионального образования Минобрнауки РТ:

76575

Система в федеральном законодательстве пока не закреплена, и термин «дуальное обучение» мы позаимствовали у Германии, где такая форма хорошо развита.

 

При дуальном обучении образовательная организация и предприятие договариваются, кого и по какой программе они хотят подготовить. Заключается договор о сотрудничестве с четким разграничением полномочий. При этом предприятие берет на себя такие же обязательства за качество подготовки, что и учебное заведение. А студент считается работником и полностью погружается в корпоративную культуру уже во время прохождения практического курса.

В ходе прошедшего тренинга преподавателям представили нормативную базу дуального образования. Система предполагает, что половина практических занятий проводится на предприятии и под руководством наставника. Так потенциальный работодатель сам формирует требования к квалификации будущего работника и профессионально воспитывает его под конкретный вид промышленности. В этом ракурсе дуальное образование представляется более продуманной формой производственной занятости студентов, нежели знакомая многим студентам вузов практика.

Кроме того, преподаватели лично увидели учебные классы, производственные цеха, познакомились с инженерами и наладчиками завода Ford Sollers. Участники тренингов вместе со специалистами и экспертом WorldSkills Russia по мехатронике Азатом Мустафиным даже разработали образец учебного плана. Он составлен по федеральным образовательным стандартам, но в него добавлены предметы «Микропроцессорная техника», «Основы бережливого производства», «Диагностика мехатронных систем» и другие.

Совсем скоро этот план возьмут на вооружение ссузы Татарстана, а принять первых практикантов завод готов в начале следующего года. Как сообщила Надежда Смольник, вырастить готовых специалистов по дуальной программе они смогут лишь через четыре года. Тем не менее это стоящее вложение в человеческий капитал.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще