Вопросы дополнительного образования детей в области искусств и реализацию проекта «Пушкинская карта» обсудили депутаты Госсовета Татарстана на выездном заседании парламентского Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам.
Заседание провел председатель комитета Айрат Зарипов, участие в обсуждении приняли заместитель Председателя Госсовета Марат Ахметов и Секретарь парламента Лилия Маврина.
Сегодня в республике работает 144 учреждения дополнительного образования в области искусств. Как отметила первый заместитель министра культуры республики Юлия Адгамова, по числу детских школ искусств Татарстан занимает первое место в Приволжском округе и пятое в России.
Отдельно Юлия Адгамова остановилась на вопросах кадрового обеспечения. «В республиканских школах искусств в основном преподают педагоги высшей категории со стажем работы более 10 лет», – отметила она. Указом Президента России учреждены ежегодные премии лучшим преподавателям в области музыкального искусства. В прошлом году 7 преподавателей детских школ искусств Татарстана были удостоены этой премии. Министерством культуры РТ проводятся конкурсы профессионального мастерства педагогических работников. Анализируя ситуацию, Юлия Адгамова предложила обсудить возможности повышения социального статуса педагогов детских школ искусств.
Вопрос состояния зданий, в которых размещаются школы, по-прежнему остается актуальным. Кроме того, как отметил начальник управления культуры исполкома Казани Азат Абзалов, в ряде школ еще остаются нерешенными вопросы оснащения музыкальными инструментами, хотя проблема стала решаться за счет средств национального проекта «Культура». Так, в прошлом году музыкальные инструменты были закуплены для 14 детских школ искусств. Также инструменты закупаются за счет республиканского бюджета. В частности, было приобретено 30 гуслей, 34 гармони, 28 домр, 97 балалаек и 90 кураев.
Особое отношение в республике уделяют детям с ограниченными возможностями здоровья. Как отметила директор казанской детской музыкальной школы №18 Ильзия Фатхуллина, их школа более десяти лет работает в инклюзивном направлении. Ценность разработанных педагогами программ в том, что они основаны на практическом опыте и ориентированы на конкретные диагнозы. В итоге многие особенные выпускники становятся победителями конкурсов, обучаются в престижных учебных заведениях музыкальной направленности.
В Татарстане успешно реализуется система работы с одаренными детьми. Как она работает, рассказала заместитель директора детской музыкальной школы №3 Набережных Челнов Эльмира Бахтиярова. «Детская музыкальная школа является первым звеном в отечественной системе музыкального образования «школа – училище – вуз». Реализуя общеразвивающие и предпрофессиональные программы, мы воспитываем любителей музыки и растим музыкальную элиту России», – подчеркнула она.
Отдельно депутаты остановились на вопросах реализации программы «Пушкинская карта», которая направлена на поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет. Благодаря программе школьники и студенты могут посещать спектакли, кинопоказы и концерты бесплатно. На карту раз в год государство перечисляет деньги, которые можно тратить исключительно на культурные мероприятия. По данным на 1 мая этого года, в Татарстане было зафиксировано более 251 тыс. участников программы.