Рамиль Муллин: Мы отходим от «Иннокама» и говорим о Камской агломерации

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Фото: Юлия Бидун / «РТ», t.me/ramilmullin

Каковы перспективы создания Камской агломерации на базе Нижнекамска, Набережных Челнов и Елабуги, правда ли, что центры городов Камской зоны будут заняты не парками, а промышленными предприятиями, и как город нефтехимиков в Татарстане готовится к своему 60-летию. На эти и другие вопросы корреспондента «РТ» ответил глава Нижнекамского района, мэр Нижнекамска Рамиль Муллин.

Рамиль Муллин: «Есть идея сделать Нижнекамск, Челны и Елабугу единым городом на Каме»

«ПЕРЕРАБАТЫВАЕМ ПОЧТИ 80% ДОБЫВАЕМОЙ НЕФТИ»

– Рамиль Хамзович, Нижнекамский район наряду с Елабужским, Заинским, Менделеевским, Тукаевским районами и Набережными Челнами входит в Камский инновационный территориально-производственный кластер РТ «ИнноКам». Какую долю занимает ваш район в этой когорте?

– Доля Нижнекамского района в «ИнноКаме», созданном в 2012 году, высока: по объему отгруженной продукции она составляет 38%, по объему инвестиций – 40%. И с учетом тенденций последних лет эти показатели будут расти.

Что сегодня представляет собой Нижнекамск? Это сильный многокомпонентный нефтехимический кластер. Здесь в комплексе нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО» и в компании «ТАИФ-НК» перерабатывается 24,3 миллиона тонн нефти в год – это почти 80% от всего добываемого в республике объема. Причем глубина переработке очень высокая – более 99%. При том, что Стратегия развития нефтепереработки и нефтехимии в России ставит задачу достичь глубины переработки до 85%.

На «Нижнекамскнефтехиме» производится 40% российского каучука. Нижнекамск – мировой лидер по выпуску изопренового каучука, которым до введения санкций мы полностью обеспечивали все шинные комбинаты Европы – такие, как Michelin, Cordiant, Continental и другие.

Нижнекамск – это 35% всех резинотехнических изделий страны (заслуга шинного комплекса Кама Tyres). На такую маленькую территорию, как Нижнекамск, приходится 16% производимой в республике продукции и 52% товаров, идущих на экспорт.

И главное – мы не стоим на месте.

«ЧАСТЬ ЧЕЛНИНЦЕВ РАБОТАЕТ В НИЖНЕКАМСКЕ, А НИЖНЕКАМЦЫ – В АВТОГРАДЕ»

– Институт пространственного планирования РТ разработал концепцию развития Казанской агломерации, в которую вошли Казань, Зеленодольск и шесть ближайших районов Татарстана. Сейчас на стадии разработки мастер-план Камской агломерации. Вам известно, каковы его основные аспекты и когда он будет готов?

– Сейчас мы уже отходим от «ИнноКама» и говорим о новой модели – Камской агломерации. Мастер-планом института определены три ядра – города Нижнекамск, Набережные Челны и Елабуга, которые примыкают друг к другу с точки зрения не только экономики, но и жизнедеятельности территорий. Города расположены в радиусе 40 километров друг от друга. Каждый из них обладает своей спецификой, важно обеспечить их сбалансированное развитие и эффективное взаимодействие. Есть идея сделать их, по сути, единым городом на Каме.

Важно в пределах агломерации четко перераспределить рабочую силу, социальную инфраструктуру, логистику. Сейчас часть челнинцев работает в Нижнекамске, а нижнекамцы – в автограде или Елабуге. Преодолеть 40 километров – не проблема. Мы не должны дублировать друг друга в подготовке кадров. В Нижнекамске акцент делается на обучении в области нефтепереработки и нефтехимии, транспортной инфраструктуры. В Челнах – это машиностроение и социальная инфраструктура, в Елабуге – инженерия.

В целом это должна быть цепочка процессов, которые обусловят взрывной рост данных территорий.

Рамиль Муллин: «Есть идея сделать Нижнекамск, Челны и Елабугу единым городом на Каме»

К примеру, мы уже сегодня говорим о том, что нужен скоростной трамвай между Челнами и Нижнекамском. О том, что 12 тысяч гектаров земли Тукаевского района, примыкающего к Челнам, нужно отдать под создание предприятий нефтехимии, а 18 тысяч – для производств автокомпонентной базы «КАМАЗа».

Чем еще интересна модель агломерации? Раньше центры городов представляли собой в основном парковые, деловые зоны, где нет промышленности, которая в советские времена выводилась за пределы населенных пунктов. Сейчас концепция развития городов предусматривает близость рабочих мест к дому, потому что лишние движения – это финансовые затраты, ухудшение экологии. Такова суть современной урбанизации.

То есть центры Нижнекамска, Набережных Челнов и Елабуги из парков превратятся в зону промышленности, которая является основой экономики. Эта прогрессивная идея со временем может дать кумулятивный рост развития территории.

Такой пример. У «КАМАЗа» различные компонентные производства разбросаны по регионам России, а эти предприятия можно создавать рядом. В Австрии я был на заводе BMW, у которого в радиусе 100 километров находятся 300 компаний, формирующих компонентную среду для двигателей автомобилей. У нас должно быть то же самое – в радиусе 30-50 километров нужно создать предприятия, которые будут работать на наши крупные компании.

Нижнекамская промышленная зона – лидер в России и даже в мире по производству тех или иных компонентов. И если она является мощным сырьевым ресурсом, то наша задача сегодня думать о втором и третьем переделе продуктов нефтехимии. Нам важно увеличить маржинальность той продукции, которую сегодня производим. Например, новый этиленовый комплекс ЭП-600 (с объемом инвестиций более 200 миллиардов рублей) в ближайшее время входит в этап реализации (в декабре 2024 года начался пробный запуск нового производства). Для понимания: по масштабу это второй «Нижнекамскнефтехим». Если раньше мы выпускали 600 тысяч тонн этилена в год, то теперь объем выпуска удвоится. Это значит, что 24% этилена всей России будет производиться в Нижнекамске. Этилен – это сырье для многих изделий.

Камская агломерация будет расширяться и развиваться как единая территория. Институт пространственного планирования РТ планирует представить модель агломерации к концу этого года.

СЧИТАЛСЯ ТУПИКОВЫМ, СТАНЕТ ТРАНЗИТНЫМ

– На днях в Нижнекамске состоялось зональное совещание по вопросам транспорта и дорожного хозяйства. Глава Миндортранса РТ Фарит Ханифов, в частности, акцентировал внимание на необходимости строительства логистических хабов для увеличения вывоза продукции промышленных компаний по железнодорожным путям. У вас ведь уже есть наработки в этой части?

– В рамках мастер-плана Камской агломерации мы рассматриваем разные проекты развития территорий, в том числе в автодорожном, железнодорожном, воздушном и водном направлениях. После модернизации автотрассы М-7 «Волга» повысилась инвестиционная привлекательность нашей агломерации. И увеличился вывоз продукции из промышленной зоны Нижнекамска.

Сейчас важно развивать «железку», которая сильно перегружена. Сегодня в особой экономической зоне «Алабуга» и Тукаевском районе продолжается строительство логистического хаба, из которого уже начали отправлять контейнерные поезда с нефтехимической продукцией в Китай. Этот комплекс полностью завязан на работе Камского промышленного узла. Если раньше использовались только цистерны, то теперь и контейнеры, что позволяет выходить на морские порты и повышать уровень логистики. Планируется железнодорожным сообщением соединить Камскую агломерацию с Казанской и городом Агрызом.

Для реализации проекта по строительству в Нижнекамском районе международного производственно-логистического хаба инвестором – компанией «Набережночелнинский трубный завод «ТЭМПО» предусмотрено создание промышленного парка стоимостью почти 17 миллиардов рублей. На территории промпарка будут работать заводы по производству подшипников, обсадных труб и других импортозамещающих изделий. Также здесь появятся речной порт с грузовой причальной стенкой, склады временного хранения и прочие объекты, предназначенные для транспортировки металлической продукции, в том числе по воде. Это позволит перевозить крупные грузы, например, лопасти для ветропарков диаметром 100 метров. То есть создание водных коммуникаций будет способствовать формированию новых производств.

Этот узел обеспечит оперативный выход на М-7 и даст возможность быстро снабжать потребителей металлом, что весьма актуально. Ведь, помимо существующих предприятий, в районе сейчас строятся 10 заводов. До 2030 года расписано, сколько ежегодно будет вводиться новых производств. И вся промышленность нуждается в металле.

В части воздушного направления большие изменения ожидаются в международном аэропорту «Бегишево». К нему будут подведены железнодорожные пути, там построят железнодорожную платформу. Это увеличит пассажиропоток на авиационном транспорте. Помимо того, в рамках Камской и Казанской агломераций обсуждается интересный проект по соединению «Бегишева» железной дорогой с международным аэропортом «Казань».

Рамиль Муллин: «Есть идея сделать Нижнекамск, Челны и Елабугу единым городом на Каме»

Развитие транспортной отрасли будет серьезной точкой роста для Камской агломерации. Если раньше Нижнекамск считался тупиковым городом, то в перспективе он станет транзитным.

– В связи с этим хотелось бы узнать, каково участие Нижнекамского района в реализации проекта строительства международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай»?

– Логистические хабы в «Алабуге», Тукаевском и Нижнекамском районах уже стали частью транспортного коридора «Европа – Западный Китай», в который мы входим с железнодорожными контейнерами, водными баржами, автомобильными фурами и так далее. Чем больше будет логистических узлов, тем больше возможности перевозить нашу продукцию по данному коридору.

КОЛИЧЕСТВО ВЫБРОСОВ УМЕНЬШИЛОСЬ В ДВА РАЗА

– Вы упомянули ветропарки. В числе новых инвестпроектов, которые в ближайшей перспективе планируются к реализации в Нижнекамском районе, значится создание производства по выпуску комплектующих для ветропарков. Однако, по данным Минпромторга РТ, в Татарстане первый ветропарк в Буинском районе пока находится на стадии проектирования. Да и в масштабах России таких объектов немного. Считаете, что новое производство будет рентабельным?

– Для создания новых производств требуются дополнительные инфраструктурные энергоресурсы – вода, газ, электроэнергия. Но если объем выбросов у предприятий будет расти, то это станет тормозом для развития территории. Поэтому 20 лет назад мы приступили к серьезной работе по улучшению экологии Нижнекамска. Тогда готовились к строительству «ТАНЕКО». Я, будучи заместителем главы Нижнекамского района, курировал этот вопрос. И мы, и промышленники понимали, что жизненно необходимы модернизация существующих предприятий, использование передовых экологически чистых технологий, в частности, безфакельного сжигания отходов в закрытых производствах, вторичной воды и так далее. Как результат, общее количество выбросов за 20 лет уменьшилось в два раза. При этом объем продукции увеличился в 20 раз!

Но нам для дальнейшего развития постоянно будет нужна дополнительная энергия, так что придется думать, за счет чего ее получать – от ветропарков, электрических аккумуляторов или солнечных батарей. Это вопрос времени.

Рамиль Муллин: «Есть идея сделать Нижнекамск, Челны и Елабугу единым городом на Каме»

«К РЕЙТИНГУ ОТНОШУСЬ ФИЛОСОФСКИ»

– По итогам четвертого квартала 2024 года Нижнекамский район поднялся в рейтинге социально-экономического развития муниципальных образований РТ сразу на 14 позиций – с 25-го на 11 место. Является ли это результатам того, что с 2024 года в оценку муниципалитетов был включен новый показатель – объем инвестиций в основной капитал, по которому Нижнекамский район занимает 2 место в республике? Но 11 позиция для вашего района – это, наверное, всё равно не тот уровень, к которому нужно стремиться…

– Я к этому рейтингу отношусь, скажем так, философски. Показатели, которые учитываются в нем, весьма относительны. И отстающий район может выбиться в лидеры. Допустим, объем инвестиций в основной капитал какого-то муниципалитета в отчетном периоде составил 100 миллиардов рублей, а в предыдущем году был 50 миллиардов. В итоге – подскочил на 100%. А ежегодный объем инвестиций Нижнекамского района стабильно держится на уровне 130–170 миллиардов рублей, он соизмерим с показателями некоторых регионов России.

Есть сферы, в которых мы, наверное, не сможем стать лидерами. Имеются муниципальные образования, где доля малого и среднего бизнеса (МСБ) составляет 40% в структуре валового территориального продукта. Но как МСБ может соперничать с объемом выпускаемой продукции нашей большой химией? Никак. Так что по доле МСБ мы всегда будем в отстающих. Хотя количество занятых в сегменте МСБ у нас составляет 25% от всех работающих. Но этот показатель в рейтинге не учитывается.

Да, в какой-то мере мы отставали по темпам ввода жилья. Это связано с тем, что довольно много квадратных метров в Нижнекамске было построено по программе социальной ипотеки, которая тормозила строительство коммерческой недвижимости. Мы в свое время начали усиленно строить дома по соципотеке, потому что нужно было срочно обеспечить жильем работников нового комплекса «ТАНЕКО», предприятий «ТАИФа». Тогда около пяти тысяч семей получили квартиры по этой программе.

В Тукаевском районе хорошие показатели по вводу жилья потому, что там активно строит загородные дома население соседних Набережных Челнов, у которых нет своих пригородных деревень и сел. А у нас есть. В близлежащих к Нижнекамску сельских населенных пунктах проживают 30% жителей района. Еще есть такой феномен Нижнекамска: 30 тысяч дачных массивов расположены в его пределах. Но они не входят в официальную статистику индивидуального жилищного строительства, а считаются дачами.

Кроме того, в агропромышленном комплексе района в 2024 году сменились собственники двух сельхозформирований. Это сразу отразилось на цифрах – снизилось поголовье КРС и так далее. Агрохолдинги регулируют свою внутрихозяйственную деятельность в зонах своего присутствия в разных районах. Мы не можем на них повлиять. Много земель мы поставили на пар, чтобы впоследствии ввести их в оборот. Думаю, нижнекамский АПК восстановится.

Но, безусловно, 11 строчка в рейтинге нас не устраивает. Так что будем работать на улучшение результата. Уверен, что Нижнекамск должен быть в первой тройке муниципалитетов, определяющих социально-экономическое развитие республики.

В ЗОНЕ СВО – ДВЕ ТЫСЯЧИ НИЖНЕКАМЦЕВ

– Сегодня невозможно обойти стороной тему специальной военной операции. Недавно вы со своей командой побывали в зоне СВО. Встречались с бойцами-нижнекамцами, в том числе в батальоне «Батыр». Они вам рассказывали, в чем нуждаются, каков их настрой?

– Да, мы доставили гуманитарную помощь для нижнекамских ребят, участвующих в СВО, жителей Донецкой и Луганской народных республик. Передали более 30 тонн гуманитарного груза: генераторы, технику, маскировочные сети, стройматериалы, запчасти, медикаменты, одежду, письма. И, конечно, именные посылки по акции «Подарим тепло героям Нижнекамска». Это наборы стоимостью около 10 тысяч рублей каждый, куда входят термобелье, предметы первой необходимости, а также письма, открытки, рисунки. Бойцы признаются, что письма от детей для них порой важнее какого-то военного оборудования – они дают понять, что дома их ждут, любят и верят в победу.

Рамиль Муллин: «Есть идея сделать Нижнекамск, Челны и Елабугу единым городом на Каме»

СВО сплотила нижнекамцев. У нас очень развито волонтерское движение: самому молодому добровольцу – 6 лет, самому пожилому – 86. Волонтеры находятся в тесной связи с бойцами, которые служат в конкретных воинских частях, знают обо всех их потребностях, и мы общими усилиями удовлетворяем их. Каждые две недели гуманитарные грузы отправляются из города и сельских поселений. В 2024 году в зону СВО ушло около 80 конвоев. И, конечно же, оказываем всестороннюю поддержку семьям военнослужащих. Сейчас в зоне СВО – две тысячи нижнекамцев.

Специальная военная операция – это новый этап развития нашей страны. После более трех лет проведения СВО видно, как изменилось общество, население, ребята, которые там служат.

Даже в части экономики мы в какой-то мере проснулись – начали активно внедрять импортозамещающие технологии. До этого слишком вольготно жили, теряя идентичность, чувство патриотизма. Сейчас пришло понимание, что мы только в нашей стране можем быть счастливыми, а это зависит от ее безопасности.

В зоне боевых действий встречаешься с родными ребятами, многих из которых я лично провожал на СВО. Конечно, у некоторых присутствует усталость, особенно у тех, кто уходил на спецоперацию по мобилизации еще в 2022 году. Но у бойцов есть вера в победу, в то, что от них зависит будущее страны, есть сильное желание, чтобы их дети, родные и близкие жили в мире. Надеемся, что в этом году все наши ребята вернутся с победой домой.

– В следующем году у Нижнекамска юбилей. Как будете праздновать?

– К 60-летию города планируем построить культурный центр, входные ворота в город, новые парки, спортивные и другие объекты. Только в текущем году предполагается капитально отремонтировать и построить 27 объектов образования, здравоохранения, спорта, культуры, общественных пространств, а также три здания УВД, один сельсовет.

Мы хотим сделать Нижнекамск территорией здоровых и счастливых людей. Стремимся к тому, чтобы молодежь не уезжала из Нижнекамска, который является удобным и комфортным городом для жизни.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Еще