По оценке интернет-канала «Татары мира», художник из Нижнекамска Ильдус Муртазин вошёл в топ-10 самых известных татарских художников, воспевших культуру своего народа. Его имя стоит рядом с именами признанных мэтров живописи – Баки Урманче, Хариса Якупова, Аюрека Абзгильдина и других.
Заслуженный деятель искусств республики, член Союза художников России и Татарстана, член правления Союза художников РТ, выпускник легендарной Строгановки Ильдус Муртазин, чьи работы находятся в коллекциях многих музеев страны, в своём творчестве всегда как бы обращается к будущему, к потомкам. И прекрасно владеет этим языком. Это его кредо в искусстве и в жизни.
К 100-летию Татарстана Ильдус Муртазин подготовил серию работ, как нельзя точно отражающих его глубоко личное отношение к малой родине, которой он искренне желает бесконечного процветания. Некоторым полотнам художник сознательно придаёт характер репортажности. Однако при этом не скрывает своего личного участия в действе и даже подчёркивает собственное присутствие внутри каждого холста, что создаёт дополнительный эффект движения, усиливает яркость палитры и эмоционального настроения.
– Всё, о чём я стараюсь рассказать, это только личное: от детских впечатлений до полученного воспитания, очень правильного, как я считаю. Когда стою у мольберта, часто мне кажется, что слышу очень родную музыку и именно она «водит» кистью, помогает найти образы, выразить своё восхищение тем, что пытаюсь изобразить, – говорит автор полотен.
Порой размышления о прошлом, особенно о самых драматических моментах, настолько обжигают его творческое воображение, что он выплёскивает чувства на поверхность холста. Такими стали работы, написанные под впечатлением сравнительно недавнего события – захоронения в братской могиле останков воинов из легендарного Татарского лыжного батальона. Так родились два разных по стилистике, но родственных по духу полотна. Одно изображает кульминацию атаки, другое – минуту затишья между сражениями. И то, и другое основаны на реальных образах, оба задуманы как художественное обобщение.
У Ильдуса Муртазина есть серия живописных работ, посвящённых далёкому историческому прошлому. Это не просто обращение к этнографии и «коллекционирование» музейных раритетов – это, по собственному признанию художника, отражение глубокого беспокойства гражданина за бережное сохранение исторического прошлого и личная ответственность перед потомками:
– Я пытаюсь доступными мне средствами убедить общество в хрупкости мира и уязвимости исторического наследия. Разбудить генетическую память – вот цель моих работ.
Ильдус Муртазин не стесняется таких слов, как патриотизм, гражданственность. А при взгляде на его картины вся их пафосность уходит – остаётся лишь доверительность тона, которому хочется безоговорочно верить.