Какие возможности открывает для Татарстана трасса М12
В ОБХОД СЁЛ И ЧЁРНЫХ ЦАПЕЛЬ
Госкомпания «Автодор» в конце третьего – начале четвёртого квартала закончит проектирование скоростной платной автомагистрали М12 Москва – Казань. Одновременно планируется начать цикл основных строительных работ, включая возведение моста через Волгу у деревни Орёл Лаишевского района Татарстана. Об этом «Татар-информу» сообщили в госкомпании «Автодор».
Примерно в это же время строители планируют начать первые компенсационные посадки деревьев взамен тех, что были вырублены на участках прохождения будущей трассы для снижения нагрузки на экологию. Ожидается, что для этого в Татарстане будут использовать саженцы триплоидной осины. Такие деревья не подвержены гниению, а скорость их роста в три и более раза выше, чем у обычных. Технологию культивирования этих деревьев освоил Минлесхоз Татарстана.
Перспектива строительства в республике крупной автомагистрали с самого начала вызывала немало вопросов у местных жителей. Поэтому, напомним, было разработано два варианта трассировки. Оба созданы питерским НИИ «Союздорпроект» и проектной компанией «Петербургские дороги».
Первоначальный вариант был прикидочным, и его сделали почти прямым, что казалось логичным для автобана. Трасса на правом берегу Волги проходила между сёлами Ямбулатово и Майдан с мостовым переходом у посёлка Кзыл-Байрак длиной более 3,6 тыс. метров. По левому берегу дорога шла через село Никольское и далее рядом с населёнными пунктами Травкино, Кирби, Кзыл-Иль, Каипы, Зимняя Горка, Бима и Люткино.
После обнародования трассировки начали поступать возражения от местных жителей и муниципалитетов, которые были недовольны тем, что трасса «разрезает» село Никольское. Возникли большие сложности и с планируемым мостом: в районе Кзыл-Байрака очень крутой берег, и там потребовалось бы раскрывать широкую выемку. Вдобавок рядом проходит магистральный нефтепровод «Холмогоры – Клин», проложенный по дну Волги.
При строительстве трассы по первому варианту пострадали бы базы отдыха «Голубой залив», «Бережок» и «Икар», сёла Никольское, Кунтечи, Сараево и Каипы, а также несколько садоводств. В окрестностях Голубого залива и Кордона пришлось бы вырубать лес, а здесь живут несколько видов косуль, выдр, чёрных цапель, есть популяции хищных птиц.
В итоге был разработан второй, более щадящий вариант трассировки. Он позволил обойти ряд населённых пунктов и особо охраняемых территорий, а также скотомогильники, ЛЭП, газопроводы и нефтепроводы.
В целом новая трассировка увеличивает протяжённость татарстанского участка с 133 до 145 километров. По предварительным расчётам, это увеличит стоимость всей трассы на 24 млрд рублей, но когда идёт речь о безопасности и комфорте татарстанцев, деньги отступают на второй план
В чём разница между новой и старой трассировкой? В обоих вариантах трасса М12 входит в Татарстан в Кайбицком районе и проходит по территории Апастовского, Верхнеуслонского, Камско-Устьинского, Лаишевского и Пестречинского районов. Единственное, в окрестностях Казани она расположена ближе к городу и обходит населённые пункты.
Второй вариант не устраивал жителей деревни Орёл, которые уверяли на сходах, что трасса разрезает их населённый пункт пополам и опасно приближается к Архиерейскому озеру. Но фактически дорога по новой трассировке проходит между КП «Орловское Гарден» и деревней Орёл, не задевая дома. От Архиерейского озера магистраль проходит на расстоянии 1,2 километра и будет вредить водоёму гораздо меньше построенных на его берегу коттеджей.
Второй вариант предполагает увеличение длины моста через Волгу с 3,6 до 4,7 тыс. метров, что ведёт к удорожанию проекта. Но левый берег в этом месте более удобный – там хороший лог и можно идти по низу существующего рельефа.
В целом новая трассировка увеличивает протяжённость татарстанского участка с 133 до 145 километров. По предварительным расчётам, это увеличит стоимость всей трассы на 24 млрд рублей, но когда идёт речь о безопасности и комфорте татарстанцев, деньги отступают на второй план. Безусловно, жители деревни Орёл считают себя пострадавшими. С другой стороны, они выступают не против трассы, а за то, чтобы дорога шла через соседние посёлки. Но ведь там тоже живут люди, чем они хуже? В конце концов, ни одно строительство крупных автомагистралей в мире не обходилось без протестующих. У англичан даже есть специальный термин, который называет это явление, – NIMBY. Эти пять букв образованы фразой «Not in my backyard» («Не на моём заднем дворе»).
ЧАСТЬ МАРШРУТА ОСТАНЕТСЯ БЕСПЛАТНОЙ
Как сообщили «Татар-информу» в Госкомпании «Автодор», сейчас на участках М12 от города Канаш до села Шали ведутся подготовительные работы к строительству.
«Дорожники производят выемку грунта в объёме более 1,2 млн кубометров, завозят песок. Ведётся сооружение насыпи в объёме почти 700 тыс. кубометров, монтаж инженерных коммуникаций. Все работы ведутся строго с соблюдением природоохранного законодательства», – подчеркнули в компании.
На всём участке трассировки проводились археологические работы. Объекты, представляющие культурную ценность, не выявлены. Вдоль будущей трассы уже строятся асфальтобетонные заводы, которые будут использовать местные материалы и стимулировать развитие бизнеса на территориях.
«Параллельно со строительством основного хода М12 планируется строительство телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивый голосовой сигнал и передачу данных на всём протяжении автомобильной дороги. В рамках Петербургского экономического форума государственной компанией «Автодор» подписаны соответствующие соглашения с МТС, «Вымпелкомом» и «Мегафоном», – уточнили в госкомпании.
В апреле 2021 года Президент РФ Владимир Путин поручил продлить трассу М12 до Екатеринбурга. Поэтому от транспортной развязки у села Шали автомобильный поток со скоростной магистрали пойдёт по существующей трассе М7 «Волга» до села Костенеево Елабужского района. Здесь трассы М7 и М12 вновь разойдутся, поскольку планируется построить скоростной участок в обход Нижнекамска и Набережных Челнов. При этом через Каму будет возведён новый мост у села Котловка.
На всём маршруте от Казани до Екатеринбурга предполагается сохранить скоростной режим в 120 километров в час. Все участки будут соответствовать требованиям к автотрассам первой категории. То есть дорога будет иметь четыре полосы движения, ширину проезжей части 3,7 метра, ширину разделительной полосы 2,7 метра
Скоростной обход городов протяжённостью 80,4 километра закончится у посёлка Сосновый Бор Тукаевского района. Здесь автомобильный поток вновь вернётся на М7 «Волга» и разделится только в Башкортостане, где появятся обходы населённых пунктов Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово и Асяново. Кроме того, от города Дюртюли до посёлка Ачит Свердловской области будет построена новая 274-километровая автомагистраль.
Интересная деталь: на всём маршруте от Казани до Екатеринбурга предполагается сохранить скоростной режим в 120 километров в час. Все участки будут соответствовать требованиям к автотрассам первой категории. То есть дорога будет иметь четыре полосы движения, ширину проезжей части 3,7 метра, ширину разделительной полосы 2,7 метра. На всём её протяжении, там, где это необходимо, появятся пешеходные переходы, пути для миграции животных, шумозащитные экраны и лесополосы.
Часть участков маршрута от Казани до Екатеринбурга будут бесплатными. «Маршрут Казань – Екатеринбург состоит из нескольких дорог, находящихся в ведении «Росавтодора». Участки, которые не имеют альтернативы, будут бесплатными. Участок нового строительства Дюртюли – Ачит поручен ГК «Автодор», его планируется эксплуатировать на платной основе. По нему проводится тендер на разработку проекта планировки в составе продолжения М12 до Екатеринбурга, потом начнётся подготовка проектной документации. Стоимость участка Дюртюли – Ачит мы оцениваем в 260 млрд рублей», – уточнили в госкомпании.
ПОСЫЛКИ МАРКЕТПЛЕЙСОВ БУДУТ ДОСТАВЛЯТЬ БЫСТРЕЕ
Какие преимущества получит Татарстан от строительства трассы М12? Самые очевидные из них – это почти двукратное, до 6,5 часа, сокращение времени поездки от Казани до Москвы.
Скоростная автотрасса проходит по территориям Московской, Владимирской, Нижегородской областей, а также по территории Чувашии и Татарстана. В зоне вдоль маршрута проживает 40 процентов населения страны, а это 62 млн человек.
Проект позволит сформировать новую планировочную ось регионов Приволжского округа, соединит мощные и развивающиеся регионы, даст возможность развивать экономику прилегающих к этой трассе территорий.
Непосредственно столицу Татарстана строительство трассы М12 позволит избавить от лишнего грузового трафика. Южный обход Казани с новым мостом через Волгу позволит доставлять грузы в логистические центры у Казанского аэропорта прямо с трассы М7, а это избавит город от пробок и снизит нагрузку на экологию. К тому же новый мост даст возможность казанцам существенно сократить путь до садоводческих обществ и коттеджных посёлков на правом берегу Волги.
Но главное, конечно, не в этом. Южный обход позволит отправлять высокомаржинальные грузы из казанского аэропорта по скоростной автотрассе, что снизит расходы на их доставку. Это касается и товаров, заказанных на интернет-площадках. Что даст огромный стимул для развития малого и среднего бизнеса.
В Татарстане уже есть развитая логистическая инфраструктура: железная дорога, авиаперевозки, волжский судоходный путь. Если в эту схему включить скоростную автомагистраль, можно будет строить мультимодальные схемы с высоким экономическим эффектом.
Безусловно, строительство автомагистрали даст прямой эффект развитию экономики Татарстана, поскольку для этого проекта нужны дорожно-строительные материалы, металлоконструкции, техника, персонал… Однако ключевыми бенефициарами от строительства трассы являются машиностроительный и нефтехимический кластеры Татарстана. Это заводы ОЭЗ «Алабуга», промышленных зон Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Менделеевска. Сейчас весь грузовой транзит ключевых предприятий республики ложится на трассу М7 «Волга», которая на всём своём протяжении идёт через города и посёлки. А грузовики в городах – это пробки, шум, выбросы в атмосферу, низкая скорость доставки грузов.
Транзит через города и посёлки вредит как простым жителям, так и самому бизнесу, поэтому разделение грузового и легкового транспорта выгодно всем. Это оздоровление экологии многих населённых пунктов, в том числе и Татарстана.
ПОСЛЕДНЕЕ ЗВЕНО ГЛОБАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ
По подсчётам разработчиков проекта, макроэкономический эффект от строительства трассы М12 Москва – Казань оценивается в 2,4 трлн рублей. Это позволит создать около 80 тыс. новых рабочих мест.
В целом в зоне действия трассы М12 сконцентрирован основной портфель продуктов, производимых в кластерных отраслях. Это 70 процентов автомобильной промышленности России, 50 процентов аэрокосмической и оборонной промышленности, 30 процентов машиностроения и приборостроения, 25 процентов нефтехимии и газохимии, 20 процентов производства продуктов питания и сельского хозяйства страны. И решение Президента РФ продлить автомагистраль до Екатеринбурга только повышает её значимость.
Впрочем, как сообщил директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин, значение М12 нужно оценивать в масштабах международного трафика.
Непосредственно столицу Татарстана строительство трассы М12 позволит избавить от лишнего грузового трафика. Южный обход Казани с новым мостом через Волгу позволит доставлять грузы в логистические центры у Казанского аэропорта прямо с трассы М7, а это избавит город от пробок и снизит нагрузку на экологию
«Трасса Москва – Казань с продлением до Екатеринбурга – это часть грандиозного транспортного коридора, который связывает страны Европы и регионы Западного Китая. И нужно понимать, что как только мы переходим границу с Казахстаном – там этот коридор уже давно построен. Поэтому трасса М12 фактически замыкает грузовой маршрут, который начинается от портов Балтики, проходит по московской ЦКАД и дальше идёт на восток. И если посмотреть на карту, то в географическом центре этого грандиозного коридора оказывается Татарстан. Это объективная реальность. Какую можно извлечь из всего выгоду – это сильно зависит только от активности местного бизнеса, от его готовности стать транзитно-логистическим пунктом на пути этих товарных потоков», – считает Михаил Блинкин.
Учёный уверен, что сам факт прохождения магистрали через Татарстан открывает огромные возможности для республики. «Безусловно, Татарстан получит прямой экономический эффект от стройки. Но главное будет зависеть от использования магистрали, это создаёт окно возможностей для Татарстана», – подчеркнул Михаил Блинкин.
Строительство скоростной автомагистрали имеет большое значение с ещё одной точки зрения. Не секрет, что автомобильный транспорт является самым опасным из всех существующих. Ежегодно в автомобильных авариях погибают около 16–17 тыс. россиян, почти 180 тыс. человек становятся калеками. Строительство скоростных автобанов позволяет снизить число аварий со смертельными исходами по нескольким причинам. Во-первых, здесь не бывает лобовых столкновений автомашин – полосы разделены ограждениями. Во-вторых, здесь не сбивают пешеходов, поскольку тут нет одноуровневых пешеходных переходов. Да и сами трассы вблизи населённых пунктов закрыты глухими шумозащитными экранами высотой до четырёх метров. Именно поэтому автобаны распространены в Европе, в США и в Китае. Теперь очередь за Россией.