Татарский академический театр оперы и балета им. М.Джалиля открыл новый сезон тремя премьерными показами спектакля «Паяцы» в постановке Юрия Александрова (Санкт-Петербург).
Над новой постановкой также работали художник-постановщик Вячеслав Окунев, он тоже из Санкт-Петербурга, и дирижёр из Италии Марко Боэми (музыкальный руководитель).
По информации театра, казанцы впервые познакомились с самой знаменитой оперой Руджеро Леонкавалло в 1894 году, то есть спустя всего два года после мировой премьеры. Спектакль был поставлен театральным предприятием М.М.Бородая. В советское время «Паяцы» ставились на казанской сцене неоднократно, последний раз – в 1973 году. И вот новая долгожданная встреча спустя почти полвека.
«Наши «Паяцы» – это история про театр и в то же время про нас с вами, – рассказал Юрий Александров. – Жанр спектакля – трагифарс: в основе сюжета лежит трагедия, но «завёрнута» она в обёртку комедии. Стиль оперы «Паяцы» – веризм, что означает в переводе «правда жизни». Это основная сложность в работе с материалом. Здесь имитация страстей недопустима, сама музыка – сильная, энергичная, где-то болезненная – не позволяет сделать этого…»
Напомним, что ранее Юрий Александров поставил в Казани оперы «Аида» Дж. Верди и «Любовный напиток» Г.Доницетти, «Севильского цирюльника» и «Пиковую даму», а также спектакль «Сююмбике» на музыку Резеды Ахияровой. За него режиссёр в 2020 году был удостоен Тукаевской премии.
«Наши «Паяцы» – это история про театр и в то же время про нас с вами, – рассказал Юрий Александров. – Жанр спектакля – трагифарс: в основе сюжета лежит трагедия, но «завёрнута» она в обёртку комедии. Стиль оперы «Паяцы» – веризм, что означает в переводе «правда жизни»
По словам Вячеслава Окунева, создавая сценическое решение «Паяцев» в Казани, он вдохновлялся воспоминаниями об Италии. «Я очень люблю Италию, поэтому в спектакле старался воссоздать атмосферу маленького итальянского городка, – признался художник. – Полтора года мы были лишены возможности всякого передвижения из-за пандемии. Я делал декорации к «Паяцам» со всей любовью, тёплыми ассоциациями и эмоциями по отношению к Италии. Насколько это получилось – оценит зритель».
Пандемия действительно отразилась на планах театра. Первоначально премьера «Паяцев» должна была открывать прошлый Шаляпинский фестиваль, но тогда зрителям пришлось довольствоваться концертным исполнением оперы.
В премьерных спектаклях 24, 25 и 26 сентября выступили артисты казанской труппы и приглашённые солисты: роль Канио исполнили Ахмед Агади (Мариинский театр) и Николай Ерохин (Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко), в партии Недды зрители увидели казанскую приму Гульнору Гатину и Валентину Феденёву (Михайловский театр), а в роли Тонио – Лестера Линча (США) и Станислава Трифонова (Белоруссия).
29 сентября «Спящей красавицей» новый сезон откроет и балетная труппа. В октябре и ноябре ряд спектаклей будет посвящён юбилейным датам. Так, в частности, балет «Золотая Орда» (24 октября) пройдёт в честь юбилея композитора Резеды Ахияровой, а спектакль «Борис Годунов» 18 ноября театр посвятит 35-летию Казанского клуба любителей оперы.
Новый сезон в целом обещает быть довольно насыщенным. В декабре на сцене театра в шестой раз состоится фестиваль татарской песни «узгэреш жиле» («Ветер перемен»), в феврале пройдёт юбилейный, 40-й оперный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина.