Правда жизни на высокой ноте

Татарский академический театр оперы и балета им. М.Джалиля открыл новый сезон тремя премьерными показами спектак­ля «Паяцы» в постановке Юрия Александрова (Санкт-Петербург).

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Фото: пресс-служба ТАГТОиБ им. М.Джалиля

 

 

Татарский академический театр оперы и балета им. М.Джалиля открыл новый сезон тремя премьерными показами спектак­ля «Паяцы» в постановке Юрия Александрова (Санкт-Петербург).

 

Над новой постановкой также работали художник-постановщик Вячеслав Окунев, он тоже из Санкт-Петербурга, и дирижёр из Италии Марко Боэми (музыкальный руководитель).

По информации театра, казанцы впервые познакомились с самой знаменитой оперой Руджеро Леонкавалло  в 1894 году, то есть спустя всего два года после мировой премьеры. Спектакль был поставлен театральным предприятием М.М.Бородая. В советское время «Паяцы» ставились на казанской сцене неоднократно, последний раз – в 1973 году. И вот новая долгожданная встреча спустя поч­ти полвека.

«Наши «Паяцы» – это история про театр и в то же время  про нас с вами, – рассказал Юрий Александров. –  Жанр спектакля – трагифарс: в основе сюжета лежит трагедия, но «завёрнута» она в обёртку комедии. Стиль оперы «Паяцы» – веризм, что означает в переводе «правда жизни». Это основная сложность в работе с материалом. Здесь имитация страстей недопустима, сама музыка – сильная, энергичная, где-то болезненная – не позволяет сделать этого…»

Напомним, что ранее Юрий Александров поставил в Казани оперы «Аида» Дж. Верди и «Любовный напиток» Г.Доницетти, «Севильского цирюльника» и «Пиковую даму», а также спектакль «Сююмбике» на музыку Резеды Ахияровой. За него режиссёр  в 2020 году был удостоен Тукаевской премии.

 


«Наши «Паяцы» – это история про театр и в то же время про нас с вами, – рассказал Юрий Александров. –  Жанр спектакля – трагифарс: в основе сюжета лежит трагедия, но «завёрнута» она в обёртку комедии. Стиль оперы «Паяцы» – веризм, что означает в переводе «правда жизни»


 

По словам Вячеслава Окунева, создавая сценическое решение «Паяцев» в Казани, он вдохновлялся воспоминаниями об Италии. «Я очень люблю Италию, поэтому в спектакле старался воссоздать атмосферу маленького итальянского городка, – признался художник. – Полтора года мы были лишены возможности всякого передвижения из-за пандемии. Я делал декорации к «Паяцам» со всей любовью, тёплыми ассоциациями и эмоциями по отношению к Италии. Насколько это получилось – оценит зритель».

Пандемия действительно отразилась на планах теат­ра. Первоначально премьера «Паяцев» должна была открывать прошлый Шаляпинский фестиваль, но тогда зрителям пришлось довольствоваться концертным исполнением оперы.

В премьерных спектак­лях 24, 25 и 26 сентября  выступили артисты казанской труппы и приглашённые солисты: роль Канио исполнили Ахмед Агади (Мариинский театр) и Николай Ерохин (Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко), в партии Недды зрители увидели казанскую приму Гульнору Гатину и Валентину Феденёву (Михайловский театр), а в роли Тонио –  Лестера Линча (США) и Станислава Трифонова (Белоруссия).

29 сентября «Спящей красавицей» новый сезон откроет и балетная труппа. В октябре и ноябре ряд спектаклей будет посвящён юбилейным датам. Так, в частности, балет «Золотая Орда» (24 октября) пройдёт в честь юбилея композитора Резеды Ахияровой, а спектакль «Борис Годунов» 18 ноября театр посвятит 35-летию Казанского клуба любителей оперы.  

Новый сезон в целом обе­щает быть довольно насыщенным. В декабре на сцене театра в шестой раз состоится фестиваль татарской песни «узгэреш жиле» («Ветер перемен»), в феврале пройдёт юбилейный, 40-й оперный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще