Изготовила свой первый крем на кухне с помощью миксера и протестировала его на подругах 33-летняя жительница Казани Рита Хабирова. Сейчас, спустя несколько лет, она производит 300-400 кг натуральной косметики в сутки и намерена совершить экспансию не только на российский, но и зарубежный рынок. О том, как через дверь собственной кухни, она ворвалась в бьюти-индустрию, создательница линии натуральной косметики Yaratam рассказала в интервью «Республике Татарстан».
– Рита, из какой сферы ты пришла в индустрию красоты и почему назвала бренд «Яратам»?
– По окончании вуза я работала технологом на Казанском жировом комбинате, потом – региональным представителем популярной сети парикмахерских, затем – консультантом в косметической сфере, так что эта сфера мне не чужда.
Однажды я решила взять тайм-аут: полгода не работала, жила у родителей в Анапе. И вот как-то сижу у моря, бездельничаю, вывожу в блокнотике татарские слова. И тут осознаю, что безумно соскучилась по Казани, по Татарстану. А еще захотелось выразить свою любовь к родным, близким, друзьям. Любить – значит отдавать. И меня осенило – надо создать бренд косметики, который станет зримым воплощением любви, с помощью которого можно будет признаваться в любви. И назвать его «Яратам», что значит «люблю». Я даже представила бутылочки с национальными татарскими узорами…
– Что оказалось самым трудным на старте?
– Несмотря на то, что у меня за плечами специальное образование, опыт работы технологом, знаний для запуска собственного косметического бренда, конечно, не хватало. Я это понимала, поэтому ночами смотрела видеоролики с производств косметики, изучала, кто какое использует оборудование, какие инструменты, как там все устроено, какая логистика. Читала литературу, просиживала в читальном зале библиотеки РХТУ им. Менделеева, обучилась на специальных курсах. Так я постепенно «созрела» для производства и в 2019 году сделала на кухне свой первый крем.
– Какие компоненты использовала?
– В производстве натуральной косметики самая большая сложность заключается в том, что нет готовых сценариев и рецептов. Вообще, что такое крем? Это эмульсия, которая состоит из двух жидких фаз – масла и воды. В кремах на масляной основе, соответственно, преобладает масло, и наоборот. А чтобы объединить две фазы в одну, стабилизировать их, чтобы масло и вода не расслаивались, требуется эмульгатор. Ну и в зависимости от назначения крема добавляются различные активные компоненты. Это могут быть гиалуроновая кислота, естественный увлажнитель – мочевина, какие-то растительные экстракты и т.д.
Я купила килограммчик того, полкило этого, раздобыла где-то немножко гидролата… При составлении рецепта в первую очередь нужно определить, из чего будет жирная фаза, далее рассчитывается активная, после чего, по остатку – водная часть крема. В общем, собрала различные компоненты, составила из них рецептуру. Это было очень увлекательно и, конечно, мой первый продукт был не совсем правильным с точки зрения химических технологий. Но он получился, и я его протестировала на подругах.
– И что? Никаких шелушений, покраснений?
– Нет, все оказалось отлично, я ведь соблюла требования к совместимости. После этого я обратилась в фирму, у которой уже было налажено производство косметики. Вместе с их опытным технологом мы отредактировали мои рецепты и придумали новые, которые не повторяли ничьи другие. Так была создана моя первая линейка косметики, в которую входили мужские и женские шампуни и гель для душа, а также скраб и две маски для лица. Производили это на базе моего контрагента. Наконец я решилась на собственное производство. Начинала с маленького помещения в Химграде и простейшего лабораторного оборудования, сейчас у меня цех в 150 квадратных метров с профессиональным оснащением и сотрудниками…
– Кто работает в твоей команде?
– У меня работают технологи – выпускники кафедры технологии косметических средств КНИТУ-КХТИ и фармацевтического факультета Казанского медуниверситета. Мы с ними постоянно проходим онлайн-обучение у классных технологов, которые создали косметические бренды, имеющие всероссийскую известность. Занимаемся и самообразованием, следим за новыми веяниями в бьюти-индустрии. Помимо бренда «Яратам» разработали еще один – «Сельвери», с которым планируем войти в две известные федеральные парфюмерно-косметические сети. На данном этапе идет проверка нашей продукции. Кроме того, под заказ разрабатываем косметику для блогеров – под их брендами.
Работаем в две смены, в среднем производим в сутки 300-400 килограммов продукции. Расширяется производство, растет потребность в специалистах. Скажу по секрету: я хочу поступить в аспирантуру КХТИ, чтобы вербовать там себе хорошие кадры.
– Где закупаете ингредиенты для своей косметики?
– С сырьем и поставщиками поначалу было сложно: мы не были никому интересны в силу малых объемов. Приходилось буквально упрашивать. Но потихоньку выросли, и сейчас контакты уже налажены. Наша косметика состоит полностью из натуральных компонентов. Какие-то ингредиенты закупаем на месте, в Татарстане. Например, растительные экстракты берем на Казанском заводе экстрактов в Сокурах. Что-то ищем за пределами республики и даже страны. Есть компоненты, которые нам поставляют из Африки, Индии, Южной Кореи, Италии, Франции.
– Импортное сырье, наверное, дорого обходится? К тому же кругом санкции.
– Недешево. Поэтому, конечно, может возникнуть искушение чуть-чуть нарушить технологию, сэкономить, недоложить то или иное действующее вещество. Но мы на это не идем, ведь в той же маске для лица должна быть определенная концентрация кислот, иначе она не будет справляться с заявленной функцией.
На подругах я косметику, конечно, уже не тестирую – все проходит испытание в государственных лабораториях, без этого не получить сертификат соответствия. А без сертификата никто не имеет права продавать косметику. Так что вся наша продукция сертифицирована.
– Слышала, что ты со своей косметикой представляла Татарстан за рубежом?
– Я тесно сотрудничаю с Торгово-промышленной палатой РТ, была участником их проекта «Сто лидеров – Татарстан будущего», а сейчас задействована там как наставник. Совместно с ТПП участвовала в четырех бизнес-миссиях за рубежом, представляла татарскую национальную косметику в Киргизии, Казахстане, Турции. Объединенных Арабских Эмиратах. Дополнительно к этому у меня есть свой представитель на выставке «Экспо» в Дубае – хочу выйти на рынок ОАЭ.
– Какой продукт собственного производства ты считаешь самым удачным?
– Об этом лучше судить клиентам. Всем моим друзьям очень нравится твердый шампунь – он очень хорошо пенится, классно очищает, не пересушивает кожу. Особенно его любят мужчины, потому что шампунь удобно брать в дорогу или на тренировки. В числе наших топовых продуктов также сыворотки для лица, маски для волос.
– Не обижайся, но судя по тому, что на встречу с журналистом ты приехала не на дорогом автомобиле, особой прибыли бизнес пока не приносит?
– Я на этом рынке третий год, а судить об успехе можно только после пяти лет работы. Хотя что скрывать – пока у меня одни расходы. Брала кредит – полтора миллиона рублей, продала квартиру…
– А не посещали ли тебя в связи с этим мысли покончить со всем этим бизнесом и пойти работать куда-нибудь на стабильную зарплату?
– Не раз уже задумывалась: и зачем я все это делаю? Работала бы где-нибудь по найму и забот не знала. Но это бывает в минуты слабости. Ведь мы, девушки, всегда на эмоциях. Но потом, когда успокоюсь, почитаю отзывы довольных клиентов или просто подойду к своему туалетному столику и увижу на нем свою косметику, вдохновляюсь. Говорю себе: я вложила в это дело столько сил, денег, души, столько было слез, трудных моментов. И что, взять и в один момент на всем поставить точку? Ну уж нет!