Именем Республики Татарстан
по делу о проверке конституционности пункта 3.2 приложения к Порядку использования критериев определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 года №1132, и взаимосвязанных положений пунктов 1.2, 3.1 и 3.7 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 сентября 2017 года №739, в связи с жалобой гражданки Г.З.Галимзяновой
город Казань, 28 июня 2022 года
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г.Хуснутдинова, судей Ф.Р.Волковой, Ф.С.Мусина, Э.М.Мустафиной, Г.Л.Удачиной, М.М.Хайруллина,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан», рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 3.2 приложения к Порядку использования критериев определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 года №1132, и взаимосвязанных положений пунктов 1.2, 3.1 и 3.7 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 сентября 2017 года №739.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Г.З.Галимзяновой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли обжалуемые заявительницей нормативные правовые положения Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика М.М.Хайруллина, объяснения представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, – ведущего советника юридического отдела Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Ф.М.Мухамадиевой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Г.З.Галимзянова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 3.2 приложения к Порядку использования критериев определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 года №1132 (далее также – приложение к Порядку №1132), и взаимосвязанными положениями пунктов 1.2, 3.1 и 3.7 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 сентября 2017 года №739 (далее также – Порядок №739).
Пункт 3.2 приложения к Порядку №1132 устанавливает оценку такого критерия определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, как платежная дисциплина уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (процент уплаты по отношению к начислению).
Пунктом 1.2 Порядка №739 предусмотрено, что он применяется в целях принятия Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее – уполномоченный орган) решений о необходимости (отсутствии необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 181 и частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае рассмотрения вопроса о включении, невключении или исключении из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, а также вопроса о переносе срока оказания услуг и (или) работ, предусмотренных региональной программой, на более ранний период.
Пункт 3.1 этого же Порядка определяет, что для установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме лица, уполномоченные действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме, организации, осуществляющие управление многоквартирным домом (далее – заявители), представляют в уполномоченный орган заявление об установлении необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее – заявление) с приложением следующих документов:
– обращения граждан или иных заинтересованных лиц о неудовлетворительных условиях проживания в многоквартирном доме – по усмотрению заявителя;
– заключение Республиканского государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о состоянии общего имущества в многоквартирном доме;
– протокол решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об установлении необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (не представляется в случаях, предусмотренных пунктами 1–3 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с обжалуемым пунктом 3.7 Порядка №739 комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее также – комиссия) в срок не позднее 20 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 3.6 данного Порядка, утверждает и представляет в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня утверждения одно из следующих заключений:
– о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Основаниями принятия указанного решения являются: превышение нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков) общего имущества в многоквартирном доме; наличие опасности нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности конструктивных элементов многоквартирного дома (пункт 3.7.1);
– об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Основаниями принятия указанного решения являются: непревышение нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков) общего имущества в многоквартирном доме; отсутствие опасности нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности конструктивных элементов многоквартирного дома (пункт 3.7.2).
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, гражданка Г.З.Галимзянова проживает в многоквартирном доме. В 2016 году в данном доме был проведен частичный капитальный ремонт. Согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 года №1146, проведение полного капитального ремонта запланировано на 2043 год. Учитывая износ этого дома и год ввода его в эксплуатацию, заявительница считает, что имеются основания для переноса даты проведения капитального ремонта в нем на более ранний период. Однако, по ее утверждению, обжалуемые взаимосвязанные положения пунктов 1.2, 3.1 и 3.7 Порядка №739 фактически не позволяют перенести срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на более ранний период, поскольку, предусматривая возможность рассмотрения такого вопроса, не закрепляют соответствующей процедуры. В частности, она указывает, что в этих нормах не определены документы, подлежащие представлению заявителем для рассмотрения названного вопроса, а также основания и виды принимаемых решений по результатам его рассмотрения. Тем самым она полагает, что данные взаимосвязанные положения нарушают конституционный принцип правовой определенности и противоречат Конституции Республики Татарстан.
Заявительница отмечает, что пункт 3.2 приложения к Порядку №1132, устанавливая оценку такого критерия определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, как платежная дисциплина уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не определяет период, за который исчисляется эта платежная дисциплина, в связи с чем оспариваемая норма, по ее мнению, будучи неясной и неопределенной, не соответствует Конституции Республики Татарстан.
На основании изложенного гражданка Г.З.Галимзянова просит Конституционный суд Республики Татарстан признать пункт 3.2 приложения к Порядку использования критериев определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 года №1132, и взаимосвязанные положения пунктов 1.2, 3.1 и 3.7 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 сентября 2017 года №739, не соответствующими статьям 2, 17 (часть вторая), 18 (часть первая), 19 (часть первая), 28 (часть первая) и 51 Конституции Республики Татарстан, согласно которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Республики Татарстан; экономические отношения строятся на социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем; в Республике Татарстан признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; собственность неприкосновенна; ограничение прав собственника при владении, пользовании, распоряжении законно приобретенным имуществом не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом; все равны перед законом и судом; Республика Татарстан защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав; потребители имеют право на возмещение ущерба, причиненного производителями товаров, услуг, в установленном законом порядке.
Согласно части девятой статьи 3 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
В силу частей второй и третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» Конституционный суд Республики Татарстан принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе нормативных правовых актов. Конституционный суд Республики Татарстан принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении, и при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются:
– пункт 3.2 приложения к Порядку использования критериев определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 года №1132, постольку, поскольку он является нормативным основанием для оценки платежной дисциплины уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме как критерий определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан;
– взаимосвязанные положения пунктов 1.2, 3.1 и 3.7 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 сентября 2017 года №739, в той мере, в какой в рамках закрепленного ими правового регулирования устанавливается возможность реализовать право на перенос срока проведения капитального ремонта на более ранний период по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
2. Оспариваемые заявительницей правовые нормы затрагивают сферу жилищного законодательства, которая согласно статье 72 (часть 1, пункт «к») Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В силу статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в данной сфере принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить.
Вопрос, касающийся полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан по принятию постановления от 31 декабря 2013 года №1132, положение которого обжалуется гражданкой Г.З.Галимзяновой, ранее был предметом исследования Конституционного суда Республики Татарстан, который пришел к выводу, что, принимая рассматриваемый нормативный правовой акт, Кабинет Министров Республики Татарстан действовал в пределах своих полномочий, предусмотренных Конституцией Республики Татарстан, а также федеральным и республиканским законодательством (постановление от 18 октября 2019 года №85-П). Указанное постановление Конституционного суда Республики Татарстан и выраженные в нем правовые позиции сохраняют свою силу.
Согласно взаимосвязанным положениям части 6 статьи 5 и пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, направленные на определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В развитие указанных положений федерального законодательства был принят Закон Республики Татарстан от 25 июня 2013 года №52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» (далее также – Закон Республики Татарстан №52-ЗРТ), согласно которому определение такого порядка отнесено к полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан (пункт 13.1 части 1 статьи 3).
Следовательно, принимая рассматриваемое постановление от 30 сентября 2017 года №739 «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме», Кабинет Министров Республики Татарстан правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального и республиканского законодательства и основанное на взаимосвязанных положениях статей 102 (пункт 1) и 103 Конституции Республики Татарстан, согласно которым Кабинет Министров Республики Татарстан осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечивает исполнение на территории Республики Татарстан Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение.
3. Конституция Республики Татарстан, провозглашая Республику Татарстан социальным государством (статья 13), закрепляет, что каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (статья 55). Аналогичные по смыслу гарантии установлены Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 7 (часть 1) и 40 (части 1 и 2).
Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 12 апреля 2016 года №10-П указывал, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (статья 7, часть 1), призвана гарантировать реализацию права каждого на жилище (статья 40, часть 1); исходя из этого, Конституция Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, закрепляет корреспондирующую ему обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию условий для осуществления данного права (статья 40, часть 2), которая одновременно выступает в качестве гарантии его реализации; приведенное конституционное предписание, составляющее основу правового регулирования жилищных отношений, означает обращенное к органам государственной власти и органам местного самоуправления требование об установлении таких правовых механизмов, которые позволяли бы обеспечивать сохранность жилищного фонда, представляющего собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации и являющихся объектами жилищных прав (часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации), и реализацию одной из базовых потребностей человека – потребности в жилище, что, в свою очередь, предполагает сохранение целевого назначения объектов жилищного фонда, а также создание безопасных и благоприятных условий для проживания в них граждан; многоквартирные дома, в которых расположена значительная часть составляющих жилищный фонд жилых помещений, подвержены естественному износу, а потому надлежащее содержание таких домов предполагает в числе прочего непрерывный мониторинг их технического состояния, а также своевременное проведение необходимых работ по устранению неисправностей их конструктивных элементов.
3.1. Жилищный кодекс Российской Федерации в порядке конкретизации статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанности по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, по организации своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования, а также по осуществлению государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (пункты 6, 6.1 и 8 статьи 2).
Реализация указанных обязанностей предполагает установление правового регулирования порядка организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включая, в частности, регламентацию процедуры подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее также – региональная программа капитального ремонта).
В силу частей 1 и 2 статьи 168 названного Кодекса региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором; формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации; включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
При этом очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В Республике Татарстан вопросы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, а также организации проведения такого капитального ремонта урегулированы Законом Республики Татарстан №52-ЗРТ, статьей 11 которого установлены критерии определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе финансовый критерий, выражающийся в доле финансирования капитального ремонта собственниками помещений (пункт 3 части 3). Во исполнение части 4 названной статьи Кабинет Министров Республики Татарстан в рассматриваемом приложении к Порядку №1132 определил такой порядок использования указанного финансового критерия, при котором оценке по балльной системе подлежат размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (пункт 3.1) и платежная дисциплина уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (процент уплаты по отношению к начислению) (пункт 3.2).
Установление финансового критерия продиктовано взаимосвязанными положениями статей 169 и 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и, как следствие, их участие в формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Как указывал Конституционный суд Российской Федерации, в системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой в формально юридическом смысле обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные – в силу публичной значимости соответствующих отношений – Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, чем обеспечивается фактически индивидуально возмездный характер данных взносов (постановление от 12 апреля 2016 года №10-П).
Анализ предусмотренного оспариваемым пунктом 3.2 приложения к Порядку №1132 критерия определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах – платежной дисциплины уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме – показывает, что его введение предопределено наличием у собственников помещений бремени содержания общего имущества в соответствующем многоквартирном доме (часть 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации). Платежная дисциплина уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме согласно оспариваемой норме определяется как процент уплаты по отношению к начислению взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, по итогам исчисления которого присваивается соответствующее количество баллов, от 0 до 10. Исходя из буквального содержания оспариваемой нормы в ее взаимосвязи с пунктом 3 приложения к Порядку №1132, установленное в ней регулирование подлежит применению с 2015 года. Целевым назначением обжалуемой нормы является конкретизация порядка использования финансового критерия, а именно установление процедуры оценки участия собственников помещений в многоквартирном доме в финансировании проведения капитального ремонта.
Таким образом, сам по себе пункт 3.2 приложения к Порядку №1132, закрепляющий платежную дисциплину уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, как критерий определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан введен Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах его дискреционных полномочий, направлен на повышение уровня ответственности и правосознания собственников жилья и, исходя из своего содержания и места в системе действующего правового регулирования, не может быть признан противоречащим Конституции Республики Татарстан.
Вместе с тем, учитывая вышеназванное целевое предназначение пункта 3.2 приложения к Порядку №1132, заключающееся в установлении процедуры оценки участия собственников помещений в многоквартирном доме в финансировании проведения капитального ремонта, Конституционный суд Республики Татарстан полагает, что признание обжалуемой нормы соответствующей Конституции Республики Татарстан не препятствует совершенствованию рассматриваемого правового регулирования. В целях единообразного применения оспариваемого положения Конституционный суд Республики Татарстан считает целесообразным Кабинету Министров Республики Татарстан внести уточнения, направленные на более подробную регламентацию процедуры использования финансового критерия определения очередности проведения капитального ремонта, в том числе с отражением в рассматриваемой норме периода, за который происходит оценка соблюдения платежной дисциплины уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества. Такие изменения исключали бы произвольное применение пункта 3.2 приложения к Порядку №1132 и способствовали бы определенности, ясности и недвусмысленности регулирования отношений в данном вопросе.
3.2. Согласно части 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. При этом правовые предписания статьи 168, части 4.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают возможность внесения в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, а также проведение капитального ремонта в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Тем самым региональная программа капитального ремонта представляет собой гибкий правовой механизм и (или) правовой ориентир, не исключающий возможность изменения сроков проведения капитального ремонта, в частности на более ранние, и уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, и внесения соответствующих изменений (дополнений) в региональную программу капитального ремонта путем ее актуализации (не реже одного раза в год).
Жилищный кодекс Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, наряду с другими, относит определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8.3 статьи 13). В рамках данного регулирования и в целях методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2014 года №427/пр утверждены Методические рекомендации установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Согласно подпункту 3 пункта 7 вышеуказанных Методических рекомендаций в соответствующий порядок рекомендуется включить положения, регламентирующие, в частности, процедуру внесения изменений в региональную программу капитального ремонта при принятии комиссией или уполномоченным органом решения о необходимости проведения капитального ремонта в более ранние (поздние) сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта.
Приведенные нормы федерального законодательства в полной мере нашли свое отражение в положениях Закона Республики Татарстан №52-ЗРТ, частью 9 статьи 10 которого аналогично вышеприведенной норме Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. Статьей 3 указанного Закона Республики Татарстан закреплены полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, к числу которых относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 13.1). В силу названных законодательных положений Кабинетом Министров Республики Татарстан принят оспариваемый Порядок, предметом правового регулирования которого определена процедура установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Республики Татарстан (пункт 1.1). Согласно пункту 1.2 Порядка №739 он применяется в целях принятия уполномоченным органом решений о необходимости (отсутствии необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 181 и частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае рассмотрения вопроса о включении, невключении или исключении из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, а также вопроса о переносе срока оказания услуг и (или) работ, предусмотренных региональной программой, на более ранний период.
По своей правовой сути пункт 1.2 Порядка №739 направлен на сохранение целевого назначения объектов жилищного фонда и создание безопасных и благоприятных условий для проживания в них граждан. Одной из гарантий реализации права на безопасные условия проживания граждан в многоквартирных домах является обеспечение возможности переноса оказания услуг и (или) работ по капитальному ремонту на более ранние сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта. Этот вопрос имеет общую природу с вопросом установления необходимости в капитальном ремонте, то есть в ремонте здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, в том числе в целях предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, общему имуществу и имуществу собственников, а также улучшения эксплуатационных показателей. Это означает, что необходимость переноса проведения капитального ремонта в более ранние сроки по отношению к срокам, предусмотренным региональной программой капитального ремонта, устанавливается в рамках той же системы параметров, закрепленных строительными нормами и правилами, того же комплекса строительных и организационно-технических мероприятий, применяемых и при установлении необходимости проведения капитального ремонта дома и включении его в региональную программу капитального ремонта. По сути, под решением о переносе срока оказания услуг и (или) работ, предусмотренных региональной программой капитального ремонта, на более ранний период подразумевается установление необходимости проведения капитального ремонта, а затем и принятие решения о его проведении в более ранние сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта. В свою очередь, этим продиктована логическая последовательность изложения разделов 2–4 рассматриваемого Порядка, регламентирующих процедуру установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, использованные формулировки, в том числе в оспариваемых нормах, имеют универсальное значение, в силу чего их применение распространяется и на вопрос переноса.
Для подготовки решения о необходимости (отсутствии необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме уполномоченный орган создает комиссию и утверждает ее состав (пункт 1.3). Положениями раздела 2 Порядка №739 закреплена процедура формирования названной комиссии, а также ее деятельность.
Оспариваемым пунктом 3.1 этого же Порядка определены основания подачи в уполномоченный орган заявления об установлении необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и круг лиц, полномочных внести такую инициативу. При этом Порядком №739 не ограничены права граждан в части приложения к такому заявлению документов и (или) иных материалов, свидетельствующих о неудовлетворительных условиях проживания в многоквартирном доме. Вместе с тем с целью определения технического состояния общего имущества многоквартирного дома уполномоченный орган запрашивает у органа местного самоуправления информацию, содержащую сведения: о превышении (непревышении) нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков) общего имущества в многоквартирном доме; о наличии (отсутствии) опасности нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности конструктивных элементов многоквартирного дома (пункт 3.4). После получения документов, содержащих вышеуказанную информацию, уполномоченный орган передает их комиссии (пункт 3.6).
В соответствии с обжалуемым пунктом 3.7 Порядка №739 комиссия на основании анализа полученной информации в установленный срок утверждает и представляет в уполномоченный орган заключение о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 3.7.1) либо об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 3.7.2). Основанием принятия соответствующего решения является превышение либо непревышение нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков) общего имущества в многоквартирном доме, а также наличие или отсутствие опасности нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности конструктивных элементов многоквартирного дома. В заключении о необходимости проведения капитального ремонта указываются вид и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые необходимо произвести.
Учитывая изложенное, Конституционный суд Республики Татарстан приходит к выводу, что для рассмотрения вопроса о переносе срока оказания услуг и (или) работ, предусмотренных региональной программой капитального ремонта, на более ранний период в уполномоченный орган в порядке пункта 3.1 Порядка №739 могут обратиться лица, уполномоченные действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме, организации, осуществляющие управление многоквартирным домом, с приложением закрепленного данной нормой пакета документов. Из содержания пункта 3.7 Порядка №739 следует, что решение о переносе срока оказания услуг и (или) работ, предусмотренных региональной программой капитального ремонта, на более ранний период оформляется в виде заключения об установлении необходимости в проведении капитального ремонта с назначением более ранних сроков по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта, либо об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта в более ранние сроки. Утвержденное комиссией заключение оформляется приказом уполномоченного органа, который служит основанием для организации работ по актуализации региональной программы капитального ремонта и внесения в Кабинет Министров Республики Татарстан проекта постановления Кабинета Министров Республики Татарстан о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан (пункты 4.1 и 4.4).
На основании вышеизложенного Конституционный суд Республики Татарстан приходит к выводу, что взаимосвязанные положения пунктов 1.2, 3.1 и 3.7 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 сентября 2017 года №739, в той мере, в какой в рамках закрепленного ими правового регулирования устанавливается возможность реализовать право на перенос срока проведения капитального ремонта на более ранний период по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не отменяют, не умаляют и иным образом не нарушают конституционные права человека и гражданина, в том числе права гражданки Г.З.Галимзяновой, и тем самым соответствуют Конституции Республики Татарстан.
Признание оспариваемых заявительницей правовых положений соответствующими Конституции Республики Татарстан не исключает возможности совершенствования Кабинетом Министров Республики Татарстан правового регулирования в целях достижения в максимальной степени нормативной определенности и предсказуемости как административных процедур, так и принимаемых в рамках них решений по результатам рассмотрения вопроса об установлении необходимости проведения капитального ремонта в более ранние сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта. Это обусловлено тем, что перенос как процедура имеет ряд особенностей, закрепленных прежде всего нормами жилищного законодательства, в том числе отдельными положениями статей 168 и 170 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данные положения должны найти свое отражение в правовом регулировании, которое определяло бы в том числе перечень необходимых документов, а также основания, в рамках которых должно быть принято обоснованное и мотивированное решение о необходимости или об отсутствии необходимости переноса проведения капитального ремонта в более ранние (поздние) сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта. Кроме того, необходимо учесть и положения Методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года №758/пр, в частности нормы пункта 5 приложения к ним, регламентирующие поводы и основания для внесения изменений в региональную программу капитального ремонта в связи с переносом сроков. Внесение соответствующих изменений в рассматриваемое правовое регулирование способствовало бы достижению конституционно значимых целей по обеспечению интересов граждан по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан.
Такой подход в полной мере корреспондирует правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, в силу которой на законодателя возложена обязанность формулировать правовые предписания с достаточной степенью точности, позволяющей гражданину (объединению граждан) сообразовывать с ними свое поведение (постановления от 27 мая 2003 года №9-П, от 31 марта 2011 года №3-П, от 14 февраля 2013 года №4-П, от 17 июня 2014 года №18-П, от 16 июля 2015 года №22-П и др.).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй и шестой статьи 67, статьями 68, 69, 71, 73 и 104 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан», Конституционный суд Республики Татарстан
постановил:
1. Признать пункт 3.2 приложения к Порядку использования критериев определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 года №1132, являющийся нормативным основанием для оценки платежной дисциплины уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме как критерия определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан, соответствующим Конституции Республики Татарстан.
2. Признать взаимосвязанные положения пунктов 1.2, 3.1 и 3.7 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 сентября 2017 года №739, в той мере, в какой в рамках закрепленного ими регулирования устанавливается возможность реализовать право на перенос проведения капитального ремонта в более ранние сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта, соответствующими Конституции Республики Татарстан.
3. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах «Ватаным Татарстан», «Республика Татарстан» и на «Официальном портале правовой информации Республики Татарстан» (PRAVO.TATARSTAN.RU). Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан».
№107-П
Конституционный суд
Республики Татарстан