О перезапуске системы водного транспорта, которая в последние годы практически сошла на нет вместе с компанией «Татфлот», объявили в Татарстане. Возрождать речные пассажирские перевозки доверено новой компании «Флот РТ», которую возглавил Роман Лизалин – тот самый капитан теплохода «Арабелла», который спасал пассажиров затонувшей «Булгарии». Сегодня компания уже запустила рейс Казань – Ульяновск – курсировать между столицами двух регионов будет «метеор» «Муса Джалиль».
МИЛЛИАРД НА «ДЖАЛИЛЯ» и «ДЕВЯТАЕВА»
Возрождать в России речное судоходство и, в частности, межрегиональные перевозки по рекам поручил нынешним летом президент страны Владимир Путин. В Татарстане, по территории которого протекают крупнейшие реки – Волга и Кама, уже взялись исполнять поручение.
Как сообщил на пресс-конференции 24 августа министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, в последний раз «метеоры» из Казани в Ульяновск курсировали 19 лет назад. И вот они вернулись. Пробный рейс до столицы соседнего региона новое судно на подводных крыльях «Муса Джалиль», построенное на Зеленодольском судостроительном заводе, совершило 18 августа, а с 25-го «метеор» будет регулярно курсировать между двумя городами по пятницам, субботам и воскресеньям (пока расписание составлено до 10 сентября, продлевать ли рейс дальше, решат с учетом погодных условия и количества пассажиров).
| Фарит ХАНИФОВ, министр транспорта и дорожного хозяйства РТ: |
Река очень притягивает людей, ведь здесь можно отдохнуть, насладиться природой. Помимо социальных, туристических рейсов, нам предстоит освоить очень важное направление – региональные перевозки. В прошлом году мы только начинали этот путь, запустив судно «Валдай» от Чебоксар до Казани. В этом году совершили первый рейс до Ульяновска. Отмечу, что у наших соседей очень большой интерес к пассажирским перевозкам по реке. |
По словам министра, Татарстан опережает соседние регионы по развитию речных пассажирских перевозок. По сравнению с прошлым годом они увеличились с 330 тыс. до 500 тыс. — почти вдвое. Однако потенциал для роста здесь еще огромный.
– Река очень притягивает людей, ведь здесь можно отдохнуть, насладиться природой, – отметил Ханифов преимущество водного транспорта перед автомобильным и железнодорожным. – Помимо социальных, туристических рейсов, к которым мы привыкли, нам предстоит освоить очень важное направление – региональные перевозки. В прошлом году мы только начинали этот путь, запустив судно «Валдай» от Чебоксар до Казани. В этом году совершили первый рейс до Ульяновска. Сейчас мы активно изучаем ситуацию по становлению пассажиропотока. Теоретически его трудно просчитать, только на практике. Отмечу, что у наших соседей очень большой интерес к пассажирским перевозкам по реке — руководители соседних регионов уже подписали с нами соглашения (Самара, Ульяновск, Чувашия и Марий Эл). 2 сентября в аэропорту «Бегишево» планируем провести встречу и с коллегами из Удмуртии — будем обсуждать перевозки по Каме.
Суть соглашений с руководителями соседних регионов, судя по всему, заключается в совместном субсидировании межрегиональных речных рейсов. К примеру, рейс из Казани до Ульяновска Татарстан и Ульяновская область в 2024 году будут на паритетной основе. Это потребует около 30 млн рублей дотаций.
Тем временем компания «Флот РТ» (созданная в мае этого года в первую очередь для социальных перевозок внутри республики), получила из бюджета республики 2 млрд рублей на закупку транспорта. 1 млрд 100 тыс. рублей потратили на два судна – «Михаил Девятаев» и «Муса Джалиль». Также купили два скоростных «А- 217», которые активно используют турагентства.
А ДО АСТРАХАНИ МОЖНО?
Глава Миндортранса РТ также сообщил, что межрегиональные речные перевозки не ограничатся рейсами в соседние области и республики. Федеральная программа «Великий Волжский путь» предусматривает организацию рейсов и на дальние расстояния.
– Здесь уже на государственном уровне рассматриваются региональные перевозки с низов Волги, из Астрахани, до верхней Волги – Ярославля. В свое время региональные маршруты были и до Перми, – напомнил Фарит Ханифов.
Как пояснил министр, в федеральную программу включены как вопросы обустройства причальной инфраструктуры, так и строительства судов для перевозки пассажиров. Наш Зеленодольский судостроительный завод им. Горького способен выпускать в год по 8 – 10 судов типа «метеор». С такой производительностью предприятие заявилось на выполнение перспективного плана строительства гражданских судов до 2035 года. Всего к этому времени в России должны построить 1000 судов, в том числе речных.
Глава компании «Флот РТ» Роман Лизалин поблагодарил руководство республики за возможность приобрести новые суда для пассажирского флота. Одновременно компания занимается ремонтом и модернизацией старых судов.
– Есть задачи по ремонту причальной инфраструктуры. Например, наших дебаркадеров, которые находятся в удручающем состоянии, – констатировал Лизалин.
МНОГОЛЕТНЯЯ БОЛЬ ОТСТУПАЕТ
Председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов в свою очередь отметил, что в Татарстане уникальный туристический потенциал, однако еще буквально три года назад Волга и Кама практически не использовалась для развития отрасли и доставки туристов к центрам притяжения. Но за семь месяцев 2023 года в три раза больше людей прибыли к этим центрам именно водным транспортом.
– Многолетняя боль в виде неразвитости речного туризма, которую мы испытывали, начинает отступать, – сказал Сергей Иванов. – Например, пассажиропоток через Камское Устье дал двукратный прирост, а судно «Валдай» до Чебоксар весь сезон ходит с полной загрузкой. Только что запущенный рейс «Казань – Ульяновск – Казань» – тоже увлекательное путешествие, во время которого можно любоваться речными просторами, берегами. С новой компанией «Флот РТ», которая позволяет не только закрывать внутренние перевозки, но и выстраивать межрегиональные маршруты, мы связываем большие надежды.