Перформанс на фоне второй волны

Вторая волна пандемии COVID-19 пока не сильно отразилась на культурном ландшафте столицы республики

Здесь всё идёт своим чередом: театры анонсируют новогодние премьеры, музеи и галереи – новые выставки, продолжается и фестивальная жизнь. Только на этой неделе в Казани стартовали музыкальный «Абязов-фестиваль» и театральный «Мон».

Автор статьи: Олеся СТРЕЛЬЦОВА

Фото: yandex.ru; cdn.iz.ru

 

театр

 

Вторая волна пандемии COVID-19 пока не сильно отразилась на культурном ландшафте столицы республики. Здесь всё идёт своим чередом: театры анонсируют новогодние премьеры, музеи и галереи – новые выставки, продолжается и фестивальная жизнь. Только на этой неделе в Казани стартовали музыкальный «Абязов-фестиваль» и театральный «Мон».

 

Опасения, что весенний локдаун, когда практически все театрально-зрелищные учреждения ушли в онлайн, отобьёт у людей желание ходить в театры и на концерты, не оправдались. Едва схлынула первая волна и Роспотребнадзор дал отмашку на возобновление работы учреждений культуры (разумеется, при соблюдении масочного режима, «шахматной» рассадки и других мер предосторожности), зрители не заставили себя ждать. Всё-таки даже самая качественная интернет-трансляция не может дать тех эмоций, которые рождает непосредственное восприятие искусства. А уж о том, как соскучились по живому дыханию зрительного зала сами артисты, и говорить не приходится. Как справедливо отметила в интервью нашей газете министр культуры Ирада Аюпова, сидеть дома, даже если тебе платят зарплату, – это очень тяжело для творческих людей. Поэтому, как только у театров снова появилась возможность приглашать публику, сами собой утихли споры о том, выгодна или не выгодна «шахматная» рассадка зрителей. Порядком устав от самоизоляции, артисты были счастливы играть даже при полупустом зале! А когда эпидемиологическая ситуация в Татарстане позволила повысить порог посещаемости театрально-зрелищных мероприятий до семидесяти процентов, культурная жизнь в республике практически вернулась в своё привычное русло.

Кстати, эта норма действует по сей день. Вместе с тем санитарно-противоэпидемиологическая комиссия Кабинета Министров РТ рекомендует творческим организациям не превышать порога 50-процентной заполняемости залов. И в большинстве учреждений культуры этих рекомендаций придерживаются. Но кое-где ещё чувствуется эйфория, и верх берёт соблазн подзаработать, чтобы возместить убытки периода самоизоляции. Тем более что формально это не является нарушением и не влечёт за собой каких-то санкций.

 


Хочется думать, что опыт первой волны  COVID-19 нас чему-то научил. И дополнительные меры предосторожности в учреждениях культуры не лишни. Они говорят о чувстве ответственности тех руководителей, которые превыше всего ставят здоровье зрителей и артистов


 

Конечно, можно успокаивать себя тем, что ситуация с коронавирусом в Татарстане всё-таки не настолько критична, как в некоторых других регионах. Скажем, московские театры и концертные залы уже с середины ноября по распоряжению мэра Сергея Собянина заполняются зрителями не более чем на четверть. А губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов на днях заявил вообще о закрытии театров и музеев в период новогодних каникул, надеясь таким образом сдержать поток туристов, планировавших провести зимние праздники в культурной столице. Можно по-разному относиться к таким жёстким мерам, но ведь никто и не обещал, что второй волны не будет…

Хочется думать, что опыт первой волны COVID-19 нас тоже чему-то научил. И дополнительные меры предосторожности в учреждениях культуры, даже если они пока носят рекомендательный характер, не лишни. Как минимум они говорят о чувстве ответственности тех руководителей, которые превыше всего ставят здоровье зрителей и артистов.

К тому же лишь на первый взгляд в творческой среде ничего не поменялось, кроме того, что даже музыканты в оркестровой яме теперь не расстаются с медицинскими масками. Да, Казань снова запестрела афишами, но при этом нельзя не заметить, что и форс-мажоры в виде отмены или переноса культурных мероприятий стали случаться в разы чаще. Ведь артисты – живые люди и тоже болеют… В ситуации с закрытыми границами отменены также все зарубежные гастроли, под вопросом и проведение ряда международных фестивалей, которыми славится татарстанская столица. Скажем, в этом году уже точно не состоится фестиваль имени Софии Губайдулиной Concordia, который должен был стать приношением к 89-летию композитора. На следующий год перенесён и фестиваль татарской популярной музыки «Татар жыры». «Мы до последнего надеялись и работали, – прокомментировал это решение директор фестиваля Павел Волонихин. – Но в определённый момент стало понятно, что проведение премии в этом году невозможно, а переносить её в онлайн – значит, лишить зрителя живого общения с артистами. Это было бы несправедливо, тем более в этом году мы планировали провести гала-концерт в новом для фестиваля концертном зале на «Казань Экспо», чтобы максимально большое количество зрителей смогли стать гостями и участниками главного музыкального шоу года».

 

Музыканты

 

Перенесённый с мая на декабрь Нуриевский фестиваль тоже лишился одной из главных своих фишек – участия в казанских спектаклях звёзд мирового балета. Ушла международная составляющая и из афиши открывшегося на днях «Абязов-фестиваля». Впрочем, как считает его художественный руководитель, к слову сам переболевший ковидом, нет худа без добра: вместо не доехавших до Казани иностранцев, фестивальный концерт-открытие украсили выступления не менее ярких российских исполнителей. Это гусляр Гудимир, которого называют «Садко нашего времени», и уникальный музыкальный коллектив из Тывы «Хуун-Хуур-Ту».

Любые ограничения стимулируют творческий поиск, и, пожалуй, никогда прежде Казань не выдавала на-гора столько экспериментальных проектов, как в этом году. А главным культурным событием можно назвать открытие театральной площадки «Мон» в обновлённом пространстве Национальной библиотеки РТ. Именно сюда недавно пере­ехали лучшие спектакли казанского «Угла» и объ­единения «Алиф», с которыми связаны наиболее успешные и резонансные театральные проекты последнего времени, включая лауреатов и номинантов «Золотой маски». В результате это тоже вылилось в своеобразный фестиваль, который проходит в довольно камерной обстановке (в зале – восемьдесят мест), что опять же немаловажно с точки зрения соблюдения санитарных норм. Думается, именно за такими площадками будущее современного театра.

Что ни говори, но пандемия всё-таки существенно повлияла и продолжает влиять на культурную жизнь. Как ни странно, она заиграла новыми красками. Мы наблюдаем, с одной стороны, небывалый подъём интернет-активности в области культуры, а с другой – появление совершенно новых форм и даже видов искусства, основанных на синтезе жанров, традиций и современных технологий. И обе эти тенденции сулят нам ещё немало открытий.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще