С детства нужно воспитывать в школьниках товарищеское отношение и уважение к другим нациям. Нужно дать понять школьнику, что китайцы, японцы, французы, марийцы .татары, американцы — трудящиеся являются единой трудовой семьей. Мы должны питать ненависть к татарской, немецкой, английской буржуазии, но трудящиеся этих наций должны быть нашими братьями.
В условиях Татарской республики, где великодержавный шовинизм особенно сильно свирепствовал, интернациональное воспитание в школах должно занимать исключительное место. В русском населении Татарской республики еще до сих пор крепки корни великодержавного шовинизма.
Он настолько всосался в кровь русских, что проявляется даже сейчас, на тринадцатом году революции.
В Нуркеевской волости, Челнинского кантона, единственное русское село — Языково. До революции Языково было волостным селом. Жители Языкова никак не могут смириться с тем, что сейчас ВИК находится в Нуркееве, а не в Языкове. Среди обывателей Елабути можно часто услышать такие разговоры, что-де раньше «русские господствовали над татарами», а теперь «татары господствуют над русскими». Школьник воспринимает великодержавные взгляды семьи, переносит их в школу и влияет там на других ребят. Учительский персонал не дает должного отпора шовинизму, проникающему из семьи в школы, в результате в ряде школ мы имеем нежелательные явления.
Советская педагогика одним из своих принципов провозгласила интернациональное воспитание. Школы едины для всех национальностей. Программы школ насыщены духом интернационализма. В школах той или иной национальной республики изучается язык данной национальности. В школах повышенного типа Татарии обязательно должен прорабатываться татарский язык. Он нужен для изучения своего края, татарской культуры и для того, чтобы русский, кончая среднюю школу, мог работать не только среди русских, но и среди татар.
Что же мы видим в школьной действительности? Больше отрицательного, чем положительного. Школьники изучают татарский язык, переходят из группы в группу, кончают курс — и не могут сказать по-татарски двух слов. Работали впустую. Государство зря расходовало средства. Татарский язык открыто и тайно бойкотируется учащимися
В челнинской школе II ступени имени Ленина учащиеся татарский язык называют «собачьим» языком. В елабужской школе второй ступени имени Ленина в дневнике V группы одна из учениц пишет: «Ребдта, не покупайте учебники по татарскому языку. Не стоит тратить 60 копеек». А ответственный секретарь комсомольской ячейки Костина — на вопрос: «Почему не посещаешь уроки татарского языка?» — ответила: «Не понимаю я его, у меня нет способностей к татарскому языку».
В дневнике III группы от 23 ноября 1929 года записано: «На последнем уроке, т. е. на татарском,' было повторение материала за первую четверть, и ученики вели себя очень и очень плохо. Занимались кто чем попало, только не татарским языком, а потому каждое пятое слово учительницы было «тише». Я не знаю, чем об’яснить такое отношение к данному предмету. Но это — частое явление на этих уроках».
Учащиеся елабужской школы второй ступени имени Ленина за первое полугодие на 50 процентов показали неуспеваемость. Учащиеся III группы открыто заявляют, что нм не нужен татарский язык, так как они-де не намерены работать в пределах Татарской республики. В елабужской механико . технической школе учащиеся отказываются изучать татарский язык. Одна учительница даже вынуждена была уйти с работы.
Великодержавный шовинизм учащихся проявляется не только в бойкотировании татарского языка, но и в нетоварищеском отношении к татарам, в насмешках, драках и т. д. В елабужской школе первой ступени имени 10-летия Октября русские учащиеся избивали мальчика- татарина, и родитель был вынужден перевести его в другую школу. Учащихся татарской школы первой ступени имени Вахитова избивают русские школьники. Учащиеся семилетки (теперь ШКМ) устроили драку с учащимися татарской школы второй ступени имени К. Маркез. В бондюжской школе второй ступени за нынешний год было 12 драк, с поножес- щиной, и большинство из них — на национальной почве.
Некоторые наши школы не выглядят советскими трудовыми школами. Это все еще печальной памяти бурса Помялов- ского.Такие безобразия нетерпимы. Надо об’явить поход за усиление интернационального воспитания.
Каковы же причины того, что в школах существует великодержавный шовинизм?
Антисемитизм, шовинизм, национализм учащиеся черпают в своих семьях. Религиозность, реакционность, шовинизм, мещанские настроения проникают в школу из семьи. И вина школы заключается в том, что она не дает достаточного отпора этим чуждым настроениям. Вопросы интернационального воспитания мало отражаются в стенных газетах. А можно бы устраивать совместные вечера русской и татарской школ, устраивать общие собрания, заключать дружеские до* говоры татарской школы с русской о совместной работе. Нет кружков интернационального воспитания. Большое значение имеет устройство экскурсий русских школ в татарские, мордовские, вотяцкие, чувашские школы и деревни, где бы учащиеся познакомились с их бытом.
Большую роль в борьбе против шовинизма в русских школах должны сыграть' комсомольские и пионерские организа* ции. Но их голоса, обычно, не слышно.
Педагоги по татарскому языку недостаточно квалифицированы. Отсутствует дисциплина на уроках. Учащиеся сами заявляют, что преподаватели татарского языка не могут заинтересовать учащихся, втянуть их в работу. Необходимо периодически устраивать при Татнаркомпросе курсы по переквалификации педагогов по татарскому языку, особенно в области методических вопросов. У нас совершенно нет преподавателей татарского языка с высшим педагогическим образованием. Большинство из них — педагоги по случайности. Восточный педагогический институт должен готовить педагогов по татарскому языку, которые и обслуживав ли бы школы повышенного типа.
Мало уделяется внимания татарскому, языку со стороны администрации школ. Не создается общественного мнения вокруг татарского языка. На педагогических совещаниях только тогда выплывает вопрос о татарском языке, когда создается катастрофическое положение с данным предметом. Не ставятся вопросы интернационального воспитания на обсуждение коллективов . учащихся. Не ведется работа среди родителей по внедрению интернационального воспитания в. семью.
Совершенно не затрагиваются вопросы' преподавания татарского языка на кан- тонных методических конференциях.
Татарский язык, как предмет, в общем курсе школьного обучения занимает второстепенное место: если по татарскому языку тот или иной ученик имеет «неуд», то все же он переводится в следующую группу или выпускается из школы.
Нет места в советской школе педагогу и школьнику — антисемиту и шовинисту. Наша школа должна дать стране нового человека — борца - ннтернациог налиста.
С. Ефремов.