ШОВИНИЗМ В ШКОЛАХ

С детства нужно воспитывать в школь­никах товарищеское отношение и уваже­ние к другим нациям. Нужно дать по­нять школьнику, что китайцы, японцы, французы, марийцы .татары, американ­цы — трудящиеся являются единой тру­довой семьей. Мы должны питать нена­висть к татарской, немецкой, английской буржуазии, но трудящиеся этих наций должны быть нашими братьями.

В условиях Татарской республики, где великодержавный шовинизм особенно сильно свирепствовал, интернациональ­ное воспитание в школах должно зани­мать исключительное место. В русском населении Татарской республики еще до сих пор крепки корни великодержавного шовинизма.

Он настолько всосался в кровь рус­ских, что проявляется даже сейчас, на тринадцатом году революции.

В Нуркеевской волости, Челнинского кантона, единственное русское село — Языково. До революции Языково было волостным селом. Жители Языкова никак не могут смириться с тем, что сейчас ВИК находится в Нуркееве, а не в Язы­кове. Среди обывателей Елабути можно часто услышать такие разговоры, что-де раньше «русские господствовали над та­тарами», а теперь «татары господствуют над русскими». Школьник воспринимает великодержавные взгляды семьи, пере­носит их в школу и влияет там на дру­гих ребят. Учительский персонал не да­ет должного отпора шовинизму, прони­кающему из семьи в школы, в результа­те в ряде школ мы имеем нежелательные явления.

Советская педагогика одним из своих принципов провозгласила интернацио­нальное воспитание. Школы едины для всех национальностей. Программы школ насыщены духом интернационализма. В школах той или иной национальной рес­публики изучается язык данной нацио­нальности. В школах повышенного типа Татарии обязательно должен прорабаты­ваться татарский язык. Он нужен для изучения своего края, татарской куль­туры и для того, чтобы русский, кончая среднюю школу, мог работать не только среди русских, но и среди татар.

Что же мы видим в школьной дейст­вительности? Больше отрицательного, чем положительного. Школьники изуча­ют татарский язык, переходят из группы в группу, кончают курс — и не могут сказать по-татарски двух слов. Работали впустую. Государство зря расходовало средства. Татарский язык открыто и тай­но бойкотируется учащимися

В челнинской школе II ступени имени Ленина учащиеся татарский язык назы­вают «собачьим» языком. В елабужской школе второй ступени имени Ленина в дневнике V группы одна из учениц пи­шет: «Ребдта, не покупайте учебники по татарскому языку. Не стоит тратить 60 копеек». А ответственный секретарь ком­сомольской ячейки Костина — на вопрос: «Почему не посещаешь уроки татарского языка?» — ответила: «Не понимаю я его, у меня нет способностей к татарскому языку».

В дневнике III группы от 23 ноября 1929 года записано: «На последнем уро­ке, т. е. на татарском,' было повторение материала за первую четверть, и ученики вели себя очень и очень плохо. Зани­мались кто чем попало, только не татар­ским языком, а потому каждое пятое слово учительницы было «тише». Я не знаю, чем об’яснить такое отношение к данному предмету. Но это — частое яв­ление на этих уроках».

Учащиеся елабужской школы второй ступени имени Ленина за первое полуго­дие на 50 процентов показали неуспевае­мость. Учащиеся III группы открыто за­являют, что нм не нужен татарский язык, так как они-де не намерены работать в пределах Татарской республики. В ела­бужской механико . технической школе учащиеся отказываются изучать татар­ский язык. Одна учительница даже вы­нуждена была уйти с работы.

Великодержавный шовинизм учащихся проявляется не только в бойкотировании татарского языка, но и в нетоварище­ском отношении к татарам, в насмеш­ках, драках и т. д. В елабужской школе первой ступени имени 10-летия Октяб­ря русские учащиеся избивали мальчика- татарина, и родитель был вынужден пе­ревести его в другую школу. Учащихся татарской школы первой ступени имени Вахитова избивают русские школьники. Учащиеся семилетки (теперь ШКМ) уст­роили драку с учащимися татарской школы второй ступени имени К. Маркез. В бондюжской школе второй ступени за нынешний год было 12 драк, с поножес- щиной, и большинство из них — на на­циональной почве.

Некоторые наши школы не выглядят советскими трудовыми школами. Это все еще печальной памяти бурса Помялов- ского.Такие безобразия нетерпимы. Надо об’явить поход за усиление интернацио­нального воспитания.

Каковы же причины того, что в шко­лах существует великодержавный шови­низм?

Антисемитизм, шовинизм, национализм учащиеся черпают в своих семьях. Рели­гиозность, реакционность, шовинизм, ме­щанские настроения проникают в школу из семьи. И вина школы заключается в том, что она не дает достаточного отпора этим чуждым настроениям. Вопросы интернационального воспитания мало от­ражаются в стенных газетах. А можно бы устраивать совместные вечера рус­ской и татарской школ, устраивать об­щие собрания, заключать дружеские до* говоры татарской школы с русской о совместной работе. Нет кружков интер­национального воспитания. Большое зна­чение имеет устройство экскурсий рус­ских школ в татарские, мордовские, во­тяцкие, чувашские школы и деревни, где бы учащиеся познакомились с их бытом.

Большую роль в борьбе против шови­низма в русских школах должны сыграть' комсомольские и пионерские организа* ции. Но их голоса, обычно, не слышно.

Педагоги по татарскому языку недо­статочно квалифицированы. Отсутствует дисциплина на уроках. Учащиеся сами заявляют, что преподаватели татарского языка не могут заинтересовать учащихся, втянуть их в работу. Необходимо перио­дически устраивать при Татнаркомпросе курсы по переквалификации педагогов по татарскому языку, особенно в области методических вопросов. У нас совершен­но нет преподавателей татарского языка с высшим педагогическим образованием. Большинство из них — педагоги по слу­чайности. Восточный педагогический ин­ститут должен готовить педагогов по та­тарскому языку, которые и обслуживав ли бы школы повышенного типа.

Мало уделяется внимания татарскому, языку со стороны администрации школ. Не создается общественного мнения во­круг татарского языка. На педагогиче­ских совещаниях только тогда выплыва­ет вопрос о татарском языке, когда со­здается катастрофическое положение с данным предметом. Не ставятся вопросы интернационального воспитания на об­суждение коллективов . учащихся. Не ве­дется работа среди родителей по внед­рению интернационального воспитания в. семью.

Совершенно не затрагиваются вопросы' преподавания татарского языка на кан- тонных методических конференциях.

Татарский язык, как предмет, в общем курсе школьного обучения занимает второстепенное место: если по татарско­му языку тот или иной ученик имеет «неуд», то все же он переводится в сле­дующую группу или выпускается из школы.

Нет места в советской школе педаго­гу и школьнику — антисемиту и шовини­сту. Наша школа должна дать стране нового человека — борца - ннтернациог налиста.

С. Ефремов.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости