За новый подъем татарской музыки

Пять лет назад — 10 февраля 1948 года — было опубликовано постановление Центрального Комитета партии об опере В. Мурадели «Великая дружба».

В своем постановления Центральный Комитет осудил формалистическое направление в музыке как антинародное, ведущее на деле к ликвидации музыкального искусства, и наметил программу развития реалистической, подлинно народной музыки. Наша партия призвала композиторов проникнуться сознанием высоких запросов, которые предъявляет советский народ к музыкальному творчеству, и, отбросив со своего пути все, что ослабляет нашу музыку, обеспечить подъем творческой работы, быстрое движение вперед советской музыкальной культуры, создание во всех областях музыкального искусства высококачественных произведений.

В постановления Центрального Комитета подчеркивалось, что основами реалистического направления в музыке являются признание огромной прогрессивной роли классического наследства, в особенности традиций русской музыкальной школы, использование этого наследства и его дальнейшее развитие, сочетание высокой содержательности с художественным совершенством музыкальной формы, правдивость и реалистичность музыки, ее глубокая органическая связь с народом и его музыкальным и песенным творчеством, высокое профессиональное мастерство при одновременной простоте и доступности музыкальных произведений.

За прошедшие пять лет композиторы Татарии добились определенных творческих успехов. Наше татарское музыкальное искусство развивается по реалистическому пути. Выдающиеся произведения наших композиторов Н. Жиганова и А. Лемана отмечены Сталинскими премиями. Лучшие произведения симфонической, камерной, вокальной музыки приобрели широкую популярность. Массовые песни композиторов Татарии о Ленине и Сталине, о советской Родине, о борьбе за мир пользуются любовью народа.

В октябре 1952 года состоялся пленум , Союза советских композиторов Татарии, который явился общественным смотром , новых музыкальных произведений.

На пленуме были прослушаны симфонические, вокальные, хоровые и инструментальные произведения, а также произведения студентов-композиторов Казанской консерватории. В области симфонического творчества композиторами Татарии за прошедший год создан ряд хороших произведений. К ним следует отнести балетную сюиту А. Лемана, увертюру «Нафиса» Н. Жиганова и другие.

Наибольшее место в творчестве композиторов Татарии занимает песенный жанр. Ряд хороших песен создан композитором Дж. Файзи.

Однако пленум показал, что татарские композиторы еще недостаточно выполняют требования, вытекающие из постановления Центрального Комитета партии об опере «Великая дружба».

Деятели советского искусства должны создавать произведения, достойные советского человека, достойные его возросших культурных запросов.

Композиторы Татарии — в большом долгу перед народом. В нашей работе еще не преодолены многие серьезные недостатки. Мало нами создало произведений, выражающих беспредельный героизм и подвиги советского народа, произведений на темы современной советской действительности.

Речь идет, прежде всего, об оперном жанре. В работу по созданию опер на современные темы по-настоящему не включились еще ведущие композиторы Татарии, не привлекается к этому важнейшему делу и талантливая композиторская молодежь. Из членов Союза советских композиторов Татарии только трое работают в области оперного творчества, хотя Центральный Комитет партии в постановлении об опере «Великая дружба» указал на недопустимость пренебрежительного отношения к оперному жанру, одному из наиболее популярных, доступных и любимых народом видов музыкального творчества.

Важнейшую роль при создания опер играет либретто. Однако татарские писатели не обращают должного внимания на этот важнейший жанр. Так, отдельные-недостатки последней оперы Н. Жиганова «Намус» обусловлены, прежде всего, низким качеством либретто.

Работа Союза советских композиторов Татарии не отвечает еще тем требованиям, которые поставлены XIX съездом партии перед работниками искусств. Мы мало пишем песен, высокохудожественных, любимых народом. При Татарской госфилармонии существует ансамбль татарской песни и пляски, который завоевал популярность среди широких масс слушателей. Однако в репертуаре ансамбля очень мало песен татарских композиторов на современную тематику. И прежде всего мы повинны перед ансамблем песни и пляски за его репертуар, который страдает большими недостатками в идейном и художественном отношении. Задача композиторов Советской Татарии — помочь ансамблю создать достойный репертуар.

Композиторы Татарии слабо работают над повышением уровня своего художественного мастерства, что чувствуется особенно в крупных произведениях. Незнание мировой музыкальной культуры, невладение в должной мере полифонией и формой — все это приводит к тому, что многие произведения производят впечатление незрелых и примитивных.

Важнейшей нашей задачей остается работа над повышением идейно-художественного уровня творчества композитор и глубокое овладение основами марксистско-ленинской науки. Без этого невозможен действительный творческий прогресс. И только полным пренебрежением к повышению своего идейного уровня и художественного мастерства можно объяснить тот факт, что такие композиторы, как тт. Сайдашев и Хабибуллин, в последнее время самоустранились от творческой работы, перестали писать.

Для дальнейшего идейного и творческого роста композиторов необходимо также развертывание принципиальной критики и самокритики. Однако в Союзе советских композиторов Татарии критика и самокритика не в почете, до сих пор не изжито беспринципное захваливание, ведущих мастеров. Только смелая и острая критика и самокритика помогут нам устранить недостатки.

Композиторам Татарин необходимо расширить тематику своего творчества, откликаться на все актуальные вопросы нашей жизни и бороться за высокое качество произведений.

Композиторы Советской Татарии, воодушевленные историческими решениями XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза и гениальным трудом товарища Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», должны преодолеть недостатки в своей работе. Их долг — решить начертанные перед ними в историческом постановлении Центрального Комитета партии об опере «Великая дружба» большие творческие задачи.

М. МУЗАФАРОВ.

Заслуженный деятель искусств ТАССР.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще