В государственных музеях и архивах СССР бережно, как величайшее сокровище, хранятся подлинные рукописи, принадлежащие перу гения русского народа— Александра Сергеевича Пушкина
Собрать рукописное наследие величайшего русского поэта было чрезвычайно трудно. Однако, огромные усилия, направленные к розыску пушкинских автографов, дали свои результаты: подавляющее большинство рукописей поэта собрано и средоточено сейчас в советских архиво-хранилищах.
Интерес к автографам Пушкина был чрезвычайно велик и при жизни поэта. Первыми собирателями этих автографов были лицейские товарищи поэта (в частности А. М. Горчаков и Н. Л. Яковлев). Количество владельцев отдельных пушкинских рукописей уже в то время превышало 100 человек.
Основные материалы — все черновики, рабочие тетради и т. д. поэт хранил в своем личном архиве. Судьба этой основной сокровищницы пушкинского рукописного наследия — его личного архива (находившегося в кабинете поэта в момент его смерти) представляет большой интерес.
Спустя 3/4 часа после кончины поэта, как писал Жуковский в письме отцу поэта С. Л. Пушкину, после того, как тело вынесли в ближнюю горницу, он (Жуковский) по приказанию царя "запечатал кабинет своей печатью". Лишь 7 (19) февраля 1837 года, уже после тайных похорон поэта, кабинет покойного был вскрыт, и "все принадлежавшие поэту бумаги, письма и книги в рукописях собраны, уложены в два сундука и запечатанные перевезены в квартиру статского советника Жуковского, где и поставлены в особенной комнате". (Из журнала, ведшегося при разборе бумаг покойного А. С. Пушкина).
Начальник штаба корпуса жандармов Дубельт в течение 16-ти дней с помощью жандармских писарей производил разбор и сортировку рукописей Пушкина, а затем и их тщательный полицейский «досмотр». Это был настоящий посмертный обыск, произведенный у Пушкина по приказу Николая I. Во время этого обыска Дубельт прежде всего обратился к письмам П. А. Вяземского (который был у жандармов на подозрении), поэта Дельвига, а также к письмам декабристов Рылеева и Кюхельбекера.
Перерытый руками царских жандармов личный архив Пушкина содержал самое замечательное, что дошло до нас из всего рукописного пушкинского наследия — рабочие тетради поэта. Таких черновых тетрадей в архиве поэта было 16. Эти пушкинские тетради, в которых отрывки художественней прозы, черновик писем, заметок и критических статей перемешиваются с бессмертными строфами «Евгения Онегина», набросками целых стихов, тетради испещренные пушкинскими рисунками, позволяют нам, спустя 100 лет после смерти поэта, отчетливо представить себе живого Пушкина. В этом их огромная, непреходящая ценность.
Первая из этих черновых тетрадей относится к 1817 году — к лицейскому периоду. В этой тетради Пушкин начал «Руслана и Людмилу». Вторая тетрадь содержит черновик «Кавказского пленника». В трех следующих тетрадях содержится текст «Кавказского пленника», план «Гавриллиады», «Братьев разбойников», а также план задуманной Пушкиным поэмы на тему из древне-русской истории.
Большой интерес представляет тетрадь в которой поэт 20 мая 1823 года начал писать «Евгения Онегина», а также тетрадь, содержащая черновые наброски «Бориса Годунова» (полная черновая рукопись которого не сохранилась).
В одной из рабочих тетрадей сохранялись интересные опыты пушкинских переводов с испанского на французский язык, а также переписанная Пушкиным еврейская азбука.
В числе рабочих тетрадей в архиве были: две так называемые "Арзрумские" тетради, альбомы с записью «Медного всадника», «Сказки о царе Салтане», "Анджело" и др. произведений, отдельная тетрадь с записью казацких песен и дорожных впечатлений во время поездки в Оренбург, тетрадь с черновиком «Полтавы» и др.
В своей последней черновой тетради, начатой в 1833 году, Пушкин написал черновики статьи «Путешествие из Москвы в Петербург», «Сцены из рыцарсих времен», а на последней странице — стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»
Помимо 16 рабочих тетрадей в личном архиве Пушкина была обнаружена тетрадь с выписками из французских газет и журналов для задуманной поэтом истории французской буржуазной революции.
Большая часть остальных разрозненных рукописей Пушкинского личного архива была сшита жандармами в 15 тетрадей. В них были записи "Повестей Белкина", «Дубровского», «Путешествия в Арарум», «Домика в Коломне», «Русалки», "Каменного гостя", «Скупого рыцаря» и других произведений поэта.
Сейчас по прошествии 124-х лет с того времени, когда написан первый из дошедших до нас автографов великого поэта, подавляющее большинство его рукописей, пройдя через руки более 500 владельцев, собрано в музеях и является собственностью советского государства. За пределами Союза незначительное количество автографов Пушкина имеется в Париже, Праге и других городах Европы.
Часть подлинных рукописей из пушкинских фондов наших музеев будет экспонирована на всесоюзной пушкинской выставке, открывающейся в государственном историческом музее 16 февраля. (ТАСС).