Директивами XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану предусматривается дальнейшее повышение удельного веса автомобильного транспорта в перевозке грузов и пассажиров. Выполнение этой задачи тесно связано с развитием дорожного строительства. В настоящее время в СССР сеть автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием увеличилась по сравнению с 1940 годом в 3.1 раза. В пятой пятилетке предстоят построить и реконструировать дорог с твердым покрытием примерно на 50 ароц. больше, чем в 1946—50 годах. Это обязывает местные Советы депутатов трудящихся обеспечить выполнение планов дорожных работ, сделать дороги проезжими в любое время года и при любой погоде.
Работы по строительству, ремонту и содержанию дорог местного значения производятся за счет трудового участия населения и привлечения автомобильного и гужевого транспорта колхозов, предприятий и учреждений. И там, где местные Советы повседневно руководят дорожным строительством, привлекают к нему население, полностью используют транспорт, выделяемый предприятиями, дороги находятся в хорошем состоянии
Из года в год выполняет план дорожного строительства Кзыл-Юлский район (председатель исполкома райсовета т. Ахметзянов). В сельхозартелях созданы постоянные дорожные бригады, строительство и ремонт дорог производятся в строгом соответствии с техническими правилами. За колхозами закреплены определенные участки. Дорожно-строительные материалы завозятся своевременно и в необходимом количестве. Развернуто социалистическое соревнование между сельсоветами, колхозами и дорожными бригадами за досрочное выполнение плана строительства дорог, за их образцовое состояние.
За последние годы сеть дорог с твердым покрытием увеличилась в районе в два раза. Сооружено 80 мостов протяженностью 540 погонных метров.
Успешно справляются с дорожными работами Чурилинский, Ципьинский. Арский районы. Но так обстоит дело не везде. Многие дороги республиканского и особенно местного значения крайне запущены. В непроезжем состоянии магистральные дороги Казань—Горький. Казань — Уфа — иа участках Юдинского, Столбищенского, Пестречинского районов. Годовой план капитального ремонта дорог местного значения и искусственных сооружений по Казанской области сорван. Это — результат главным образом неудовлетворительного руководства дорожным строительством со стороны исполкомов местных Советов.
Юдинский район (председатель исполкома райсовета т. Степанов) имеет все возможности для развития дорожного строительства. Он располагает достаточным количеством стройматериалов, находящихся на расстоянии 3—10 километров от места работ, автомашинами, однако выполнение плана систематически срывается. За 1952 год задание по ремонту дорог выполнено всего на 7,5 проц., мостов — на 20 проц.
Псполком дважды обсуждал вопросы дорожного строительства, но не обеспечил контроля за реализацией своих решений. План трудового участия населения а дорожных работах выполнен всего на 22 проц., а привлечения гужевого и автотранспорта — только на 11,3 проц.
Пользуясь либеральным отношением исполкома райсовета, руководители ряда предприятий (Татхимлесзавода — т. Лушковский, кормсовхоза — т. Пекин. Б. Ключинской МТС — т. Сибгатуллин, отделения Татреспторга — т. Рахматуллин, райпромкомбината — т. Кривонос и др.) не выделили автомашины для перевозки стройматериалов. Уместно отметить, что в этом отношении плохой пример подал сам исполком райсовета, машина которого в дорожном строительстве 1952 года не участвовала.
На протяжении длительного времени исполком райсовета отвлекал заведующего дорожным отделом т. Игнатьева на проведение сельскохозяйственных кампаний, и он перестал заниматься дорожным строительством. Характерно, что, будучи уполномоченный в Ураминском сельсовете, т. Игнатьев не обеспечил выполнения колхозом плана трудового участия населения в дорожных работах.
Негосударственное отношение к дорожному строительству допускают в Бондюжском, Сабинском, Теньковском и ряде других районов.
Основой выполнения плана дорожных работ является своевременная заготовка стройматериалов. Многое тут зависит от автотранспорта предприятий. Правительство установило обязательную отработку четырех дней в году каждым автомобилей. Но есть такие хозяйственники, которые всячески уклоняются от выделения машин на дорожные работы. Это следует сказать, в частности, о директоре завода ‘Серп и молот’ т. Пашкове, завода автогаражного оборудования т. Феденеве, фабрики кинопленки — т. Сомове.
Неправильную позицию завяла автинспекция Она не использует свои права по привлечению к ответственности тех хозяйственников, которые нарушают постановление правительства о выделении автомашин на вывозку стройматериалов. Автоинспекция не оказывает помощи районам в использовании холостых пробегов автомобилей для попутных перевозок строительных материалов.
В низком уровне выполнения плана дорожного строительства повинен и областной дорожный отдел (заведующий т. Львов). Его работники редко бывают в районах, не оказывают практической помощи райдоротделам.
Сейчас главной задачей является хорошая подготовка к строительному сезону 1953 года. Зимний период — наиболее благоприятное время для заготовки и вывозки строительных материалов. Исполком областного Совета наметил практические мероприятия по заготовке и вывозке стройматериалов, и исполкомы райсоветов обязаны обеспечить их выполнение.
Колхозники и колхозницы Кзыл-Юлского района обратились ко всем колхозам области с призывом развернуть социалистическое соревнование за досрочное выполнение осенне-зимней заготовки, вывозки дорожных строительных материалов и плана дорожных работ в 1953 году. Нет сомнения в том, что эта инициатива будет поддержана всеми тружениками колхозных полей области.
Исполкомы местных Советов должны возглавить социалистическое соревнование за благоустроенные дороги и добиться досрочного выполнения пятилетнего плана по развитию дорожного строительства.
В. ЕФИМОВ.
Заместитель председателя исполкома Казанского областного Совета депутатов трудящихся.