КАЗАНЬ. Учителя Кировского района заслушали и обсудили на своем январском совещании доклад заведующей роно т. Даниловой. По итогам полугодия почти 13 проц. учащихся не успевает. Особенно много отстающих по русскому языку и математике.
Вопросы политехнизации в преподавании учебных дисциплин осуществлялись без должной настойчивости и продуманности. Отсутствовала наглядность в преподавании химии (школа № 74). физики и др. Мало проводится экскурсий на предприятия. Учащиеся недостаточно охвачены внеклассной и внешкольной работой. в школах мало технических кружков, кружков “Умелые руки”. Пионерская и комсомольская работа часто проводится в отрыве от борьбы за высокую успеваемость в отличную дисциплину.
Качество проверки школ со стороны роно не отличалось глубиной, не налажена передача лучшего опыта.
Выступавшие во многом дополняли доклад. Преподаватель черчения школы № 1 т. Хмелев отметил, что в школах до сего времени недооцениваются такие предметы, как черчение и рисование. Опытом своей работы по политехническому обучению поделилась преподавательница химии школы № 10 т. Пильщикова. Директор школы № 1 т. Филиппов особо остановился ва вопросе связи школы с общественностью.
Выступавшие отметили необходимость серьезной переподготовки учителей химии, физики, биологии, географии в связи с внедрением политехнического обучения в шкодах.
КУКМОР. Итоги первого полугодия говорят о неудовлетворительной постановке Учебно-воспитательной работы в большинстве школ района. Лишь две школы — Княгорская и Верхне-Юмьинская начальные — дали стопроцентную успеваемость. Велико число отстаюзих в Больше-Сардыкской средней, Ядыгерской и СардыкбашскоЙ семилетних школах.
Участники совещания высказали справедливые упреки в адрес Министерства просвещения ТАССР и Казанского облроно, которые не принимают действенных мер к укомплектованию школ квалифицированными преподавателями, мало помогают вновь открывающимся школам в приобретении наглядных пособий.
Большое внимание участники совещания уделили вопросам политехнического – обучения. В ряде школ района до сих пор нет пришкольных опытных участков. Нет в районе и станции юных натуралистов.
НУРЛАТЫ-ОКТЯБРЬСКИЕ. Январское учительское совещание в Октябрьском районе заслушало и обсудило доклад заведующеЙ роно т. Жемковой “О задачах школ в связи с решениями XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза”.
Докладчик отметил, что в работе многих школ и отдела народного образования имеются еще серьезные недостатки. Но охвачены учебой 14 человек (в Чув. Менчинской семилетней школе, в Курмакаевеской средней и Андреевской семилетней школах). В ряде мест допущен отсев учащихся Серьезную тревогу вызывает успеваемость по русскому языку и математике. Особенно низка она в Якушинской средней, в Бурметьевской и Бикуловской семилетних школах.
В прениях по докладу выступили 26 человек. Они говорили, что главной причиной низкой успеваемости является слабая работа с отстающими. Многие школы плохо обеспечены учебниками по русскому языку, отсутствуют наглядные пособил но биологии, химии, ботанике в математике.
— В районе много молодых учителей. Но контроль за их работой и методическая помощь им со стороны роно отсутствует. — говорит заведующий учебной частью Средне-Уамышлинской семилетней школы т. Краснов. — Методические совещания проводятся от случая к случаю, без подготовки.
Заведующая учебной частью Октябрьской средней шкоды т. Муханова критикует бездеятельность методического кабинета.
Следует заметить, что критика и самокритика на совещании была развернута слабо. Большинство учителей выступило в порядке самоотчета. Тт. Пчельников (Октябрьская средняя школа) и Самкова (Н. Нурлатская семилетняя школа) сделали попытку вскрыть недостатки в постановке учебно-воспитательной работы своих школ. Но они не нашли поддержки. Больше того, – директор Октябрьской средней школы т. Лазарев обрушился на т. Пчельникова за критику и всячески старался представить его как плохого учителя. Так же болезненно воспринимали критические замечания по своему адресу директор Н. Нурлатской школы т. Сафин в заведующий учебной частью г. Мифгахов.
БАЛТАСИ. Заведующий Балтасинским роно т. Раскулов пытался на учительском совещании защитить себя и своих сотрудников от критики снизу. Он ссылался на объективные причины, которые мешали отделу оказывать практическую помощь школам в их повседневной работе. Однако этот маневр не удался. Выступавшие подвергли резкой критике канцелярский стиль руководства.
Директор Бурбашевской семилетней школы т. Баллов критиковал роно за невыполнение закона о всеобучении. Вне шкоды осталось в этом учебном году 28 детей. Не выполнен план открытия интернатов, нигде не организован подвоз детей. Поэтому многие учащиеся с наступлением холодов часто пропускают занятия.
В ряде школ низкая успеваемость (Балтасинской средней. Карадуганской. Чапшарской, Норминской, Соснинской и других) по русскому и татарскому языкам, литературе, математике, физике.
— Бода в том, что эти предметы преподаются в наших школах формально. — заявили в своих выступлениях учителя тт. Сашков, Щукин, Мардамова, Кильдеев. — многие преподаватели русского и родного языков до сих нор не перестроили свою работу в свете исторических трудов товарища Сталина по вопросам языкознания. Нет у нас и постоянно действующего семинара языковедов, не проводятся методические совещания. Отсутствует наглядность в преподавании математики, физики, химии.
Районный отдел народного образования, как отмечало выступавшие, формально относится к подбору и расстановке педагогических кадров, а Казанский облроно и Министерство просвещения ТАССР не контролируют и не направляют их деятельность.
— У нас нет борьбы за повышение педагогического мастерства. — сказал в своем выступлении учитель истории Балтасинсвой средней школы т. Бикчантаев. — Предметные комиссии существуют только на бумаге, кустовые педагогические совещания проводятся от случая к случаю, опыт лучших педагогов не изучается и не обобщается. Бездействует педагогический кабинет (заведующая т. Давыдова).
Много говорилось на совещании о недостатках в организации заочного обучения и политической учебе учителей, об излишней перегруженности педагогов различными заседаниями и поручениями, о недостатках в пионерской и комсомольской работе, об отсутствии регулярного и глубокого инспектирования школ со стороны работников роно, Казанского облроно и Министерства просвещения Татарской АССР.
Вопрос о политехническом обучении на совещании был обойден молчанием. И это не случайно. До сих пор учителя Балтасинского района не имеют ясного представления о формах и методах осуществления политехнического обучения. Вина в этом прежде всего органов народного образования. Большинство школ района не только не имеют физических, химических или биологических кабинетов, но даже не располагает простейшими приборами и химикатами для лабораторных работ. Ассигнования на покупку наглядных пособий и учебных приборов для школ по вине Балтийского рафо (зав. т. Файзрахманов) полностью не освоены.
Характерно, что секретарь райкома КПСС т. Ишмуратов и председатель райисполкома т. Галеев ограничили свое участие в совещании немногим — они лишь прослушали доклад заведующего роно. Это говорит о том. что руководители района мало интересуются вопросами народного образования.