(Письмо из Китая)
Под звуки гимна со стапелей сходит сияющий свежей краской очередной пароход. Толпы людей радостно рукоплещут и провозглашают здравицу в честь вождя Мао Цзэ-дуна, славят верного друга Китая — Советский Союз. Как и во всех областях экономического строительства, так и в области отечественного судостроения китайский народ одерживает с помощью советских друзей одну победу за другой. Став на вахту мира, китайские судостроители и судоремонтники быстрыми темпами овладевают важнейшей отраслью производства.
…Доки одного из заводов в Китае. Председатель профсоюзного комитета Сун Вень-сюй выдвиженец из рабочих, бывший формовщик, показывая цехи, говорит:
— Все равно, что пришивали мы к пуговице пальто, кгда восстанавливали и реконструировали завод. Помогли нам советские специалисты. В период японской оккупации все командные кадры на предприятии, начиная от бригадира и кончая главным инженером, состояли из японцев. Китайцы использовались лишь как черновая рабочая сила. Поели изгнания японцев мы столкнулись с острой недостачей квалифицированных специалистов. На помощь пришли советские товарищи, которые помогли нам подготовить их в достаточном количестве. Ныне заводом управляют сыны и дочери китайского народа и предприятие успешно выполняет производственную программу. Советские инженеры научили нас передовым производственным методам.
В судоремонтном цехе нас познакомили с бригадирами клепальшиков. У Лянь-юн, Би Си-дин, профсоюзным организатором Ду Син-жэнь, клепальщиком Ян Цин-юнь. Они рассказали, что при японцах и в первые дни после изгнания их здесь снимали винт и руль ремонтирующегося судна лишь в сухом доке. Советский инженер научил делать это на плаву. Сократилось время пребывания судна в доке.
Еще в 1947 году ремонт судна в сухом доке продолжался три месяца. Теперь такое же судно при одинаковом объеме работ стоит в доке лишь двадцать дней. Буксир в 150 лошадиных сил ремонтировали ранее 400 рабочих на протяжении пяти месяцев. Ныне, при наличии того же количества рабочих и при том же объеме работ, срок сокращен в несколько раз. Резко улучшилось качество ремонтных работ. Два-три года назад считалось нормальным, когда из каждых ста заклепок три-четыре заклепки браковались. Недавно клепальщик Ян Цин-юнь за восемь дней положил на верхней палубе одного судна 5.680 заклепок. Только две из них были забракованы Успех передового рабочего, заимствовавшего, опыт советских судостроителей, воодушевил весь коллектив цеха на борьбу за новые высокие качественные показатели.
Японцы увезли с собой секрет выплавки высококачественной стали. Советские инженеры научили китайских друзей варить сталь еще лучшую, чем была при японцах. Советские методы во много раз ускорили процесс производства. При японцах плавка стали в печи длилась четыре с половиной часа, сейчас — два с половиной часа.
На заводе заново создан технический отдел. Раньше отдел целиком состоял из японцев. Ныне в техническом отделе работают семнадцать китайских специалистов, выдвинутых из рабочих. Бывший котельщик Хуан Чи-лин занимает в отделе пост инженера.
Всего на заводе выдвинуто на должности инженеров сто двенадцать рабочих. Двести восемьдесят девять рабочих выдвинуты на должности техников. Бывший слесарь Хоу Цюнь-чжу занимает пост заместителя начальника производственного отдела завода. В прошлом простой рабочий Лю Сян-хуан стал начальником судостроительного цеха.
С помощью советских людей восстановлен ряд цеховых корпусов, выстроены новые цехи.
— Советские люди прислали нам отличнейшие станки: токарные, фрезерные, сверлильные и другие, — говорил шестидесятилетний Му Сян-шен, — руки горят от желания работать на этой технике.
На заводе около сорока образцовых ударных бригад. Шестидесяти ударникам присвоено звание образцовых работников.
Внедрение передовых советских методов производства разбудило творческую инициативу масс. Котельщик Ван Чжи-фу сократил до четырех месяцев срок ремонта паровых котлов. Ян Чеи-мин, бригадир клепальщиков, в три с лишним раза повысил производительность труда в своей бригаде. Если бригада раньше ставила за смену двести заклепок, то сегодня — семьсот.
Вместе с ростом завода растет благосостояние рабочих и служащих. Вот данные о роста зарплаты: 1950 год — 100, 1951 год — 134, 1952 год — 205. Такой значительный рост заработной платы объясняется тем, что на заводе прочно укоренилась сдельная оплата труда, выработаны технические нормы.
Рабочие горячих цехов — литейщики кузнецы, электросварщики и другие — пользуются бесплатным питанием. На заводе открыты столовые, душевые. Имеются детские ясли.
Не более чем три года назад на завода насчитывалось много неграмотных. Сейчас почти все кадровые рабочие овладели письменностью. Часть из них окончила вечерние школы по программе семилетки.
На заводе много молодежи. Она составляет половину рабочего коллектива. Члены Союза молодежи являются застрельщиками в деле производственного соревнования и в получении передового советского опыта. Большой популярностью пользуется на заводе молодежная бригада в кузнечном цехе. Она состоит из пяти человек. Возглавляет бригаду член Союза молодежи Сун Тай-фын. Бригада систематически перевыполняет производственный план.
В прошлой году молодежь внесла двести семьдесят рационализаторских предложений. Рабочий судостроительного цеха Цянь Тин-фу внес тринадцать таких предложений. Он, например, изменил конструкцию зубила, вдвое увеличив срок его службы Разметчик по металлу Цин Фу-шин, применив новый способ разметки, сэкономил много листов стали.
Включившись в кампанию борьбы за режим экономии, молодежь собрала на территории завода 150 тысяч старых затерянных болтов для заклепок. Она ведет систематический сбор лома цветных и черных металлов.
Своими успехами коллектив судостроителей н судоремонтников обязан коммунистический партии, приведшей китайский народ к победе. Крепко сколоченная партийная организация успешно руководит всем коллективом. Секретарь парторганизации Ма Цзин-юй — душа коллектива. Его знает каждый рабочий. Коммунисты здесь самые уважаемые люди потому, что они показывают личным примером, как надо преодолевать трудности.
В литейном цехе выпускалось много бракованного литья, причем среди рабочих было широко распространено мнение, что “брак всегда был и будет”. Надо было преодолеть эти взгляды и ликвидировать брак. Парторг цеха Лю Чжу-шен поднял данный вопрос на партийном, а потом и на общем рабочем собрании. Организовали в цехе отдел технического контроля, о котором раньше здесь понятия не имели. Работники отдела не только контролировали и сортировали продукцию, но и тщательно изучали причины брака. В бригадах были заслушаны доклады работников ОТК. С помощью отдела технического контроля брак снизился до четырех процентов.
Партийная организация стремится широко распространять опыт передовых людей. В судостроительном цехе одна бригада сварщиков из месяца в месяц перевыполняет в два с половиной раза производственную программу. Каким путем? Этот вопрос был поставлен на открытом партийном собрании. Обстоятельно изучив дело, коммунисты организовали доклады членов передовой бригады в других бригадах электросварщиков. Рабочие, успешно заимствовавшие опыт товарищей, резко повысили производительность труда.
На заводе было организовано изучение опыта передового мастера судостроительного цеха Лян Ин-чжуна. который добился увеличения производительности своей смены в шесть раз. Этот новатор в деле внедрения советского производственного опыта в своей смене пропагандирует его сейчас и в других сменах.
Агитпроп заводского партийного комитета Чин Тин-сянь говорит:
— Мы во всем учимся у вас, у советских товарищей. Ваша жизнь и работа — пример для нас. Одним из важнейших разделов нашей работы мы считаем пропаганду интернационализма. Мы систематически внушаем людям мысль о необходимости крепить дружбу между Китаем и СССР, любить СССР, как старшего брата, помнить, что Советский Союз — Родина социализма. Отечество трудящихся всего мира.
И. Высоков