В музее Н. А. Некрасова

В Ленинграде на углу Литейного проспекта и улицы Некрасова расположено небольшое старинное здание, у входной двери которого на мраморной доске выгравирована надпись: «Государственный

мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова». Здесь в течение двадцати лет — с 1857 но 1877 г. — жил и создавал свои бессмертные произведения великий русский народный поэт.

Но это была не только квартира Н. А. Некрасова — это был в подлинном смысле слова боевой штаб русской революционной демократии. В квартире поэта помещалась редакция журналов: сначала «Современника», а затем — «Отечественных записок». Здесь в течение года жил Н. А. Добролюбов, многие дни провел за работой Н Г. Чернышевский.

…С волнением входим в приемную. Все сохранилось в том виде, как было при жизни Некрасова: стол, стулья, биллиард. На стене — первый подлинный портрет Некрасова работы художника Захарова, портрет Белинского — идейного руководителя «Современника» — работы Горбунова, копия с картины Наумова «Некрасов и Панаев у больного Белинского», иллюстрация к ранним произведениям Некрасова. Экспонируемые материалы и документы рассказывают о детстве и юности поэта, о первых годах его литературной деятельности, о дружбе Некрасова с Белинским и их совместной работе.

Уже ранние стихотворения поэта говорят о его глубоких симпатиях к простым людям, о ненависти к угнетателям. Во г рукопись некрасовского стихотворения «Говорун», датированного 1842 годом:

Столица наша чудная

Богата через край,

Житье в ней нищим трудное,

Миллионерам рай.

На фотовитрине экспонируется гравюра Перро изображающая Сенную площадь 5О-х годов прошлого столетия. На этой площади по требованию «господ» публично наказывали провинившихся «рабов» и «рабынь». Проходя однажды по площади. Некрасов стал свидетелем дикой сцены: кнутом избивали женщину. Потрясенный увиденным, поэт отозвался гневным стихотворением «Вчерашний день, часу в шестом…».

В 1842 г. произошло знакомство Некрасова с Белинским, положившее начало из большой дружбе и сыгравшее исключительную роль в духовном росте поэта. Музейные экспонаты рассказывают об этих незабываемых встречах, о их совместной творческой работе в «Современнике».

…Рабочий редакционный кабинет, где работал Некрасов, Чернышевский и Добролюбов Здесь находится письменный стол Некрасова, конторка Чернышевского, на камине стоят часы поэта, рядом—два книжных шкафа с комплектами журнала в сочинениями Пушкина, Шевченко, поэта-декабриста Рылеева. На столе Некрасова—типографские листы с его корректурными пометками, черновые наброски стихов и рецензий. Здесь же на столе —принадлежащие Некрасову маска Белинского, бюсты Пушкина и Гоголя — любимых им русских писателей.

В кабинете представлены подлинные портреты основных сотрудников «Современника». Особенный интерес представляют первые фотографий Некрасова с его автографом 1851 и 1861 годов и акварельный портрет Панаевой. На общем столе, под стеклом — дела С.-Петербургского цензурного комитета на журналы «Современник» и «Отечественные записки», фотокопии писем царских чиновников, доносов на отдельные номера и статьи журналов, циркулярные письма о закрытии «Современника». В одном из доносов в IIIj отделение агент царской охранки Булгарин писал: «Некрасов — самый отчаянный коммунист: стоит про-

честь стихи его и прозу в С.-Петербургском Альманахе, чтобы удостовериться в этом. Он страшно вопиет в пользу революции».

Экспозиция следующей комнаты посвящена деятельности Чернышевского, Добролюбова и творческой истории некоторых произведений Н. А. Некрасова: «Орина, мать солдатская», «Мороз,- Красный нос», «Коробейники», «Железная дорога» и др. Ряд материалов характеризует отношение поэта к Севастопольской кампании и крестьянской реформе 1Я61 г.

Отсюда, из окон столовой, хорошо виден дом на противоположной стороне Литейного проспекта, некогда принадлежавший министру государственных имуществ. Здесь, у парадного подъезда дома царского вельможи, поэт наблюдал сцену, глубоко взволновавшую его. Утром осеннего, дождливого дня пришли из дальней деревни крестьяне, обутые в лапти, одетые в армяки, чтобы «бить челом царской милости». «Он подошел к окну в тот момент, — рассказывает об этом в своих воспоминаниях А. Панаева, жена и друг поэта, — когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся на диван. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда».

Еще одна комната музея Н. А. Некрасова. Это спальня, в которой великий русский поэт провел последние дни своей жизни Здесь экспонируются личные веши Некрасова: мебель, часы, чернильница Тут же — подарки от друзей: ковш, подаренный писателем Гончаровым, детские рисунки Добролюбова, подставка для перьев Белинского, перо Чернышевского, которым он писал в Петропавловской крепости.

Государственный мемориальный музей Н. А. Некрасова, созданный по решению партии и правительства в 1946 году, в эти дни переполнен. Сюда беспрерывно вдут посетители: ленинградские школьники, студенты, рабочие, колхозники, госта из других городов страны. Народ чтит память великого поэта.

С. МОКШИН.

г. Ленинград.

Некрасовские дни в Татарии

ТЕТЮШИ. Учащиеся и учителя Тоншерминской семилетней школы отметили 75-летие со дня смерти Н. А. Некрасова. Доклад о литературной деятельности поэта сделала преподавательница русского языка Р Н. Галеева.

— Нам, советским людям, — сказала она. — особенно близки и дороги патриотизм великого поэта-демократа, его любовь к Родине, своему народу.

После доклада учащиеся прочли отрывки из произведений поэта.

ЗЕЛЕНОДОЛЬСК. (По телефону, наш

корр.) Литературный вечер в клубе им. Парижской Коммуны, посвященный 75-летию со дня смерти Некрасова, привлек много участников. Лектор т. Кацман ознакомила собравшихся с жизнью н литературной деятельностью великого русского поэта-демократа.

Сегодня в клубе организуется литературный утренник для школьников. К нему деятельно готовились кружки детской художественной самодеятельности. Они покажут специальную программу из произведений Н. А. Некрасова.

В центральной городской библиотеке им. Энгельса оформлена книжная выставка.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще